Функция управленческого контроля в организациях туризма: понятие, требования-критерии, виды, этапы процесса контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение места регулирования контроля в системе менеджмента и, в частности, основных направлений регулирующей и контрольной деятельности в управленческой деятельности.
Задачи работы:
Определить сущность, виды и этапы контроля;
Рассмотреть организацию контроля в индустрии туризма;
Рассмотреть как теоретические основы контроля в менеджменте находят отражение в деятельности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Функция управленческого контроля в организациях: теория вопроса ……………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, требования-критерии управленческого контроля ……………5
1.2. Виды управленческого контроля в организациях туризма…………….8
1.3 Этапы процесса управленческого контроля в организациях туризма...11
Глава 2. Управленческий контроль в организациях туризма на современном этапе……………………………………………………………………………..16
2.1 Организация контроля в индустрии туризма……………………………16
2.2 Характеристика туристической фирмы «Априори»…………………….19
2.3. Особенности управленческого контроля в туристической фирме «Априори» ……………………………………………………………………..23
2.4. Перспективы совершенствования управленческого контроля в туристической фирме «Априори» …………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине Менеджмент туризма.docx

— 69.58 Кб (Скачать документ)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗАВАНИЯ  «УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»»

Факультет дистанционных  технологий

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Менеджмент туризма»

 

Тема: Функция управленческого контроля в организациях туризма: понятие, требования-критерии, виды, этапы процесса контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Даутов В.А.

студент группы ДЗМ 107

Руководитель:

Л.С. Петрик


 

 

 

 

 

                                       КАЗАНЬ – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Функция управленческого контроля в организациях: теория вопроса ……………………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие, требования-критерии  управленческого контроля ……………5

1.2. Виды управленческого контроля  в организациях туризма…………….8

1.3 Этапы процесса управленческого  контроля в организациях туризма...11

Глава 2. Управленческий контроль в организациях туризма на современном этапе……………………………………………………………………………..16

2.1 Организация контроля в индустрии  туризма……………………………16

2.2 Характеристика туристической  фирмы «Априори»…………………….19

2.3. Особенности управленческого контроля в туристической фирме «Априори» ……………………………………………………………………..23

2.4. Перспективы совершенствования управленческого контроля в туристической фирме «Априори» …………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время туризм во многих странах мира превратился в бурно развивающуюся отрасль народного хозяйства. В XXI веке он является важнейшим мировым экономико-социальным явлением.

Экономически это обусловлено  тем, что туризм стал крупным сектором экономики. Его доля во внутреннем валовом национальном продукте постоянно растет. В мировом экспорте туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, вооружений, автомобилей.

Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Регулирование помогает менеджеру  выявить отклонения от плановых заданий  и устранить таковые. Контроль представляет собой непрерывное наблюдение за ходом деятельности, сравнение фактических  и заданных значений показателей, выявление  величины, причины, места и времени  обнаруженных отклонений. Место и  назначение контроля определяется тем, что он является способом организации  обратных связей в организации, благодаря  которым орган управления получает информацию о ходе выполнения принятых решений. Контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния  дел в фирме. И потому от его  эффективности, в конечном счете, зависит  качество принимаемых решений и  своевременное их выполнение. В связи  с этим вопрос о направлениях регулирования  и контроля, проводимых в процессе управления фирмой является достаточно актуальным и интересным для рассмотрения.

Цель данной курсовой работы –  рассмотрение места регулирования  контроля в системе менеджмента  и, в частности, основных направлений  регулирующей и контрольной деятельности в управленческой деятельности.

Задачи работы:

  • Определить сущность, виды и этапы контроля;
  • Рассмотреть организацию контроля в индустрии туризма;
  • Рассмотреть как теоретические основы контроля в менеджменте находят отражение в деятельности предприятия

В качестве объекта исследования избрана туроператорская фирма «Априори».

Теоретической базой и методической основой курсовой работы явились труды ученых-экономистов по вопросам управления, маркетинга и менеджмента, концепции социально-экономических основ туристической деятельности,

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов внесли работы: Афанасенко И. Д., Азара В. И., Биржакова Н. Б., Богданова Е. И., Блохина Ю. И., Волковой Л. А., Ивановой В. Н., Карповой Г. А., Кириллова А. Т., Кузнецова Ю. В., Масловой Е. В., Моисеенко Н. А., Никифорова В. И., Потемкина В. К., Савоярова Н. В., Шматченко В. Ф., Шматченко В. В. и др.

В качестве инструментов исследования использовались методы системного, предметно-логического анализа, экспертных оценок, элементы теории измерений, статистической обработки исходной информации.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функция управленческого контроля в организациях: теория вопроса

 

1.1. Понятие, требования-критерии  управленческого контроля

На деятельность организации оказывают  влияние многочисленные факторы  внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной  степенью вероятности не всегда удается. Вследствие этого планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным  образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия  окружающей среды и организация  должна к ним адаптироваться.

У руководства появляется возможность  обнаружить собственные ошибки и  ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря  выполнению одной из важных функций  управления – контроля.

       Контроль - это  вид управленческой деятельности. Процесс, который позволяет определить  качество выполняемой работы, выяснить,  как организация продвигается  к намеченной цели, установить  степень отклонений и выбрать  соответствующие действия или альтернативный курс.

        Контроль является  всеобъемлющим. Руководители начинают  осуществлять функцию контроля  с того самого момента, когда  они сформулировали цели и  задачи и создали организацию.  Контроль очень важен, для того  что бы организация функционировала  успешно. Одна из важнейших  причин необходимости осуществления  контроля состоит в том, что  любая организация, безусловно, обязана  обладать способностью, вовремя  фиксировать свои ошибки и  исправлять их до того, как  они перерастут в кризис. Благодаря  контролю  организация имеет возможность  устранять помехи на пути выполнения  плановых заданий, поэтому контроль  можно определить как процесс,  при помощи которого организация  обеспечивает достижение своих  целей.

Контроль есть фундаментальный  элемент процесса управления. Это  критически важная и сложная функция  управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью  в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми  частями общей системы контроля в компании.

Контроль выполняет важнейшую  роль, и в общем виде означает  процесс соизмерения и сопоставления  фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль необходим для устранения неопределенности и ошибок в деятельности компании.

Контроль помогает предвидеть кризисные  ситуации. С помощью контроля можно  фиксировать ошибки и исправлять их до того как они повредят достижению целей организации.

Контроль выявляет не только ошибки, но и успехи. Он помогает определить, какие именно направления деятельности наиболее эффективны.

Различают объект, предмет и субъект  контроля.

Объект контроля – предприятия, организации. Внутри организации контролю подвергаются происходящие в них бизнес-процессы и отдельные элементы системы.

Предмет контроля – состояние и поведение объектов управления. Предметом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и организации, а так же их структурные подразделения служит их деятельность в соответствии с установленными законами, нормами. Т.е. определенное состояние объекта контроля на определенную дату.

Субъект контроля – контролирующее звено. Человек, группа людей или организация в целом. Так же субъектом контроля могут выступать как государственные, ведомственные или частные органы.

        Контроль можно  классифицировать по следующим  признакам:

  – по принадлежности субъекта  контроля к предприятию  (внутренний, внешний);

       – по основанию  для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);

      – по объекту  контроля (за объектом, за решениями, за результатами);

      -  по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

  Главной задачей  контроля является своевременное выявление и устранение ошибок в процессе работы, до того, как они смогут стать слишком серьезными и в дальнейшем повредить достижению  целей предприятия, с помощью установления стандартов, которыми следует руководствоваться при выпол­нении заданий.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

         Требования, предъявляемые к эффективности  контроля:

1. Стратегическая направленность  – является одним из главных  условий его эффективности.  Контролироваться  должны результаты деятельности  организации по стратегическим  направлениям на основе количественных  оценок.

2. Ориентация на результаты –  конечная цель контроля, стоящая  перед организацией. Конечная цель  контроля состоит не в том,  чтобы собрать информацию, установить  стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В  итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.

3. Ориентация на вид деятельности  – для того, что бы быть эффективным,  контроль должен соответствовать  контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля  может маскировать, а не выявлять  важную проблему.

          4. Своевременность  контроля – для того чтобы  быть эффективным, контроль должен  быть своевременным. Своевременность  контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые  соответствует контролируемому явлению. Это связано с важнейшей целью контроля – необходимостью устранять отклонения, прежде чем  они примут масштабный характер.

5.Гибкость контроля – необходима  для приспособления к происходящим  изменениям.

6. Простота контроля – как  правило,  наиболее эффективный  контроль – это простейший  контроль. Простейшие методы контроля  требуют меньших усилий и более  экономичны. Но самое важное состоит  в том, что, если система  контроля слишком сложна и  люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, — такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Совершенствование контроля, увеличение затрат на его проведение оправданно до тех пор пока это приводит к  увеличению преимуществ и доходов  организации, превышающих рост затрат на контроль.

В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

 

1.2. Виды управленческого контроля в организациях

 

Существуют 3 основных вида контроля: 

- предварительный,

- текущий

- заключительный.

По форме осуществления все  эти виды контроля схожи, так как  имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе  к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль.

Этот вид  контроля называется предварительным  потому, что осуществляется  до фактического начала работ.

Задачей предварительного контроля является проверка готовности организации к началу работы. Он включает введение в практику определенных правил, процедур, линий поведения. Они вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение позволяет убедиться в том, что работа развивается в заданном направлении. Поэтому необходимо писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до  подчиненных, набирать кадры, имеющую их обязанностям квалификацию.

Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области  человеческих ресурсов достигается  в организациях за счёт тщательного  анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для  выполнения должностных обязанностей или отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. В  ходе  подбора необходимо установить допустимый уровень образования  или опыт работы, проверять рекомендации, проводить психологические тесты  и многочисленные собеседования  с работниками. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения.

Контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия  поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов на уровне достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет (текущий финансовый план). Бюджет дает уверенность в том, что денежные средства, когда потребуются, всегда будут у организации. Бюджеты устанавливают пределы затрат и не позволяют исчерпать средства, не достигнув поставленных целей.

Информация о работе Функция управленческого контроля в организациях туризма: понятие, требования-критерии, виды, этапы процесса контроля