Функция управленческого контроля в организациях туризма: понятие, требования-критерии, виды, этапы процесса контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение места регулирования контроля в системе менеджмента и, в частности, основных направлений регулирующей и контрольной деятельности в управленческой деятельности.
Задачи работы:
Определить сущность, виды и этапы контроля;
Рассмотреть организацию контроля в индустрии туризма;
Рассмотреть как теоретические основы контроля в менеджменте находят отражение в деятельности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Функция управленческого контроля в организациях: теория вопроса ……………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, требования-критерии управленческого контроля ……………5
1.2. Виды управленческого контроля в организациях туризма…………….8
1.3 Этапы процесса управленческого контроля в организациях туризма...11
Глава 2. Управленческий контроль в организациях туризма на современном этапе……………………………………………………………………………..16
2.1 Организация контроля в индустрии туризма……………………………16
2.2 Характеристика туристической фирмы «Априори»…………………….19
2.3. Особенности управленческого контроля в туристической фирме «Априори» ……………………………………………………………………..23
2.4. Перспективы совершенствования управленческого контроля в туристической фирме «Априори» …………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине Менеджмент туризма.docx

— 69.58 Кб (Скачать документ)

Таблица1. 
 Расчет отклонений фактических величин от плановых по статье “Доходы” за 2012 год

 
Виды доходов

 
План,  руб

 
Факт,  руб

 
Отклонение, руб

 
Отклонение, %

 
 

 
Доходы от продажи туров

 
2 654 780

 
2 780 900

 
126 120

 
5

 

 
Доходы от экскурсионной деяельности

 
70  478

 
72 456

 
1 978

 
3

 

 
Доходы от др.видов деятельности

 
120 789

 
135 000

 
14 211

 
10

 

 
Итого доходов

 
2 846 047

 
2 988 356

 
142 309

   

 
        Из  таблицы видно, что ООО «Априори»  получила доходов  на 142 309 руб. больше, чем было запланировано. Из этого можно сделать вывод  о качественном выполнении работы сотрудниками предприятия, о высоких продажах туров.   
       По этому же принципу проведем анализ расходной части. 
Таблица 2  
Расчет отклонений фактических величин от плановых по статье “Расходы” за 2012 год

 
Виды расходов

 
План, руб.

 
Факт, руб.

 
Отклонение, руб.

 
Отклонение, %

 
 

 
Реклама

 
115 095

 
115 095

 
0

 
0

 

 
Аренда

 
130 456

 
120 200

 
-10 256

 
-8

 

 
Электроэнергия помещения

 
256 789

 
256 789

 
0

 
0

 

 
Оборудование

 
125 607

 
130 607

 
5 000

 
4

 

 
Амортизация

 
17 890

 
17 890

 
0

 
0

 

 
Затраты на связь

 
45 790

 
45 790

 
          0

 
0

 

 
Организаторские затраты

 
30 789

 
30 789

 
0

 
0

 

 
ФОТ  

 
945 500

 
  945 500

 
0

 
0

 

 
Прочие расходы 

 
     50 500

 
65 300

 
14 800

 
22

 

 
Итого расходов

 
1 718 335

 
1 727 960

 
9 625

   

 
       Из таблицы видно,  что ООО «Априори» получила расходов на сумму большую, чем было запланировано (9 625 руб.). Это обусловлено прежде всего значительными расходами на оборудование, а так же затратами, связанными с прочими расходами.   
       Контроль за движением денежных средств необходимо проводить регулярно. Он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выровнять показатели по году. Предприятие по итогам года получает данные о расходе денежных средств, а так же, об их перерасходе. Следовательно, необходимо внести корректировки в бюджет: сократить расходы на оборудование, а так же сократить расходы по статье «Прочие расходы».   
       Необходимо установить лимиты и контроль за расходом денежных средств  бюджета предприятия. В итоге это позволит устранить возникшие превышения. На предприятии обязательно должен  осуществляться контроль денежных средств, ответственным за  это сотрудником, который принимает решения о внесении поправок в бюджет предприятия совместно с руководителем

Анализ эффективности  систем контроля:

Виды  контроля

Ключевые  области контроля

Стандарты и критерии контроля

Методы  контроля

1.Предварительный

1.Человеческие

ресурсы

Контроль направлен на поддержание  эффективной кадровой политики, отбора квалифицированных кадров, определение количества людей, необходимых для работы

Определение опыта работы путем тестирования, выявление знаний итальянского языка

2.Материальные ресурсы

Контроль необходимого потока клиентов и рекламных средств привлечения клиентов  для предстоящей работы

Контроль менеджеров по туризму  о проделанной работе по рекламе

 

3.Финансовые ресурсы

Контроль за наличием финансовых средств для обеспечения выполнения запланированных туров

Контроль своевременности поступления  денежных средств

2.Текущий  контроль

1.Проверка подчиненных в ходе  проведения работ

Соответствие людей, занимаемых ими  должностям, заинтересованность работников в привлечении клиентуры. Выявление  нетактичного обращения с клиентами

Стимулирование работников путем  выплаты премий за проданные туры. Повышение квалификации работников

2.Контроль обеспечения финансовыми  средствами

Контроль движения денежных средств, недопущение просрочки платежей

Отслеживание бухгалтерской документации. Контроль предоставления отчетов бухгалтерией о состоянии платежеспособности.

3.Заключительный  контроль

1.Проверка подчиненных по окончании  работы

Контроль за своевременным выполнением работы, достижение необходимого результата работы

Подведение результатов работы (сопоставление предполагаемых и  фактических результатов работы)

2.Проверка состояния финансов  предприятия

Контроль за поступлением выручки за проданные услуги. Определение финансового результата деятельности фирмы

Отслеживание платежей по проданным  услугам, полноты поступлений денежных средств, расчет прибыли предприятия.


 

 

2.4. Перспективы совершенствования управленческого контроля в туристической фирме «Априори»

В целом на фирме достаточно хорошо организована работа по контролю таких направлений деятельности, как: кадры, материальные ресурсы и финансовые ресурсы.

Необходимо чтобы контроль на фирме  рассматривался работниками не как  «контролирование», т.е. проверка, а  как необходимость процесса управления. Если работники будут понимать контроль как постоянное явление на предприятии, тогда они будут работать полноценно по всем отделам. Менеджеру необходимо дать понять своим подчиненным, что  их работа очень важна для достижения намеченных целей фирмы. Менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения планов фирмы и удовлетворение потребностей потребителей.

В процессе контроля выявляются ответы на следующие вопросы: чему научились сотрудники? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Воздействие контроля было позитивным или негативным? и др.

Если персонал будет понимать контроль со стороны руководства как необходимость и будет соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством, тогда фирма будет успешно достигать всех поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, контроль является одной  из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Направление контроля в менеджменте  можно проследить рассматривая виды контроля. В частности, существуют следующие классификации контроля: предварительный, текущий и заключительный. Каждый из приведенных видов контроля имеет свои характерные черты и особенности.

Для того, чтобы превратить контроль в инструмент мотивации, руководителю необходимо прежде всего контролировать себя и избегать самому грубых ошибок. Руководитель должен анализировать собственное поведение, чтобы найти и преодолеть имеющиеся недостатки в осуществлении контроля.

Выбор стиля контроля определяется следующими признаками: атмосферой в  организации; желанием сотрудников  принимать участие в управлении; типом управленческого стиля  у руководителя.

В данной работе рассмотрены направления  контроля на туристической фирме  «Априори» и дана их оценка. Хотя на предприятии достаточно хорошо проводится контроль, было  внесено предложение  о том, чтобы руководитель фирмы  грамотно преподнес  своим сотрудникам  необходимость осуществления контроля для более эффективного функционирования  и достижения намеченных целей.

В ходе анализа финансовых показателей  деятельности предприятия было выявлено: 

- что фактические доходы  превышают  запланированные показатели. Из  этого можно сделать вывод   о качественном выполнении работы  сотрудниками предприятия, о высоких продажах туров. 

- что фактические расходы, превышают  запланированные показатели.        Вследствие этого, необходимо установить лимиты и контроль  расходов денежных средств  бюджета предприятия. В итоге это позволит устранить возникшие превышения. На предприятии обязательно должен  осуществляться контроль денежных средств, ответственным за  это сотрудником, который принимает решения о внесении поправок в бюджет предприятия совместно с руководителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анискин Ю. П. Общий менеджмент: Учеб. по общей теории менеджмента. – М.: РМАТ, 1997.

2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Триада Лтд., 1996.

5. Гаврильчак Н. И., Павлова Г. А. Проблема подготовки специалистов по управлению туристическим и гостиничным бизнесом. Сборн. трудов. СПбГИСЭ. 1999 г.

6. Гаврильчак Н. И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации. СПбГИСЭ. 2000, 3,5 п. л.

7. Гаврильчак Н. И., Павлова Г. А., Пчелинцев Ю. И. Сфера туризма: социально-экономическая природа, значение развития. СПбГИСЭ, 2000 г.

8. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Юнити, 1994.

9. Глухов В. А. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. – СПб.: Специальная литература, 1995.

10 Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с англ. – М.: Информ.-издат. дом “Филинъ”, 1996.

11. Забелин П. В., Моисеева Н.  К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. – М.: Информ. – внедрен, центр “Маркетинг”, 1998.

12. Зорин И. В. Менеджмент персонала.  Планирование карьеры в туризме:  Учебник. – М.: РМАТ, 1997.

13. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993.

14. Ильина Е. Н. Менеджмент  транспортных услуг: Учебник.  – М.:РМАТ, 1997.

15. Ильина Е. Н. Туризм –  путешествия. Создание туристской  фирмы. Агентский бизнес: Учеб. для туристских колледжей и вузов. – М.: РМАТ, 1999.

16. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. – М.: Финансы и статистика, 1998. Т. 1: Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. – 192 с.; Т. 2: Социальный туризм. – 256 с.; Т. 3: Новые цели туризма: экономика и управление. – 384 с.; Т. 4: Иностранный туризм. – 312 с.; Т. 5: Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России.

17. Козырев В. М. Основы современной  экономики: Учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998.

18. Козырев В. М. Туристская  рента: Метод, рекомендации. –  М.: Финансы и статистика, 1998.

19. Коротков Э. М. Концепция  менеджмента: Учеб. пособие. – М.: ДеКа, 1996.

20. Кохно П. А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993.

21. Критический анализ теории  и практики менеджмента / Пер. с нем.; Под общей ред. П. Ф. Почкина, Г. А. Шпилько. – М.: Прогресс, 1976.

22. Менеджмент гостиничного и  ресторанного обслуживания / Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сесел-кин. – М.: РМАТ, 1997.

23. Менеджмент туризма: Учеб. для  студентов / Авт. – сост. И. В. Зорин. – М.: РМАТ, 1998.

24. Основы менеджмента туризма  / Науч. ред. В. А. Квартальное. – М.: РМАТ, 1996.–

25. Розенберг Джерри М. Бизнес. Менеджмент. Терминологический словарь.  – М.: ИНФРА-М, 1997.

26. Соловьев Б. Л., Толстова Л.  А. Менеджмент гостеприимства: Справ.-метод. пособие. – М.: РМАТ, 1997.


Информация о работе Функция управленческого контроля в организациях туризма: понятие, требования-критерии, виды, этапы процесса контроля