Государственная служба. Опыт зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Проводимые в настоящее время в России административные реформы, укрепление системы государственного управления тесно связаны с формированием единой и целостной государственной службы. Современная гос. служба России находится в стадии становления, когда активно идет процесс осмысления новых подходов и идей, разработка эффективных технологий и механизмов управленческой деятельности. Процесс оптимизации нормативно-правовой базы, формирование современных технологий управления персоналом российской госслужбы тесно связаны с необходимостью учитывать общемировые тенденции развития государства и гражданского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Становление современного государственного управления в зарубежных странах

1.1. Факторы и стратегии реформирования системы государственного и
зарубежного управления в зарубежных странах……….………………………………………………..……………...5

1.2 Исторический аспект проведения реформ государственного управления
в разных странах………………………………………………………….…..7

1.2.1 «Англосаксонские» страны ……………………………………………8

1.2.2 «Наполеоновские» страны…………………………….………………12

1.2.3 «Германские» страны…..………….….……………………………….13

1.2.4 «Скандинавские» страны………………………………………….….16

Глава 2.

2.1. Понятие и правовой статус государственного служащего
зарубежном………………………………………………………..…………..17

2.2 Основные модели организации государственной службы зарубежом…...21

Заключение………………………………………………………..............……..24

Библиографический список…………………………………………..............25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)


1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

              Глава 1. Становление современного государственного управления в зарубежных странах

 

1.1. Факторы и стратегии реформирования системы государственного и

           зарубежного управления в зарубежных странах……….………………………………………………..……………...5

 

1.2 Исторический аспект проведения реформ государственного управления

              в разных странах………………………………………………………….…..7

 

              1.2.1 «Англосаксонские» страны  ……………………………………………8

 

      1.2.2 «Наполеоновские» страны…………………………….………………12

 

      1.2.3 «Германские» страны…..………….….……………………………….13

 

       1.2.4 «Скандинавские» страны………………………………………….….16

 

Глава 2.

 

2.1. Понятие и правовой статус государственного служащего

       зарубежном………………………………………………………..…………..17

 

2.2 Основные модели организации государственной службы зарубежом…...21

 

Заключение………………………………………………………..............……..24

 

Библиографический список…………………………………………..............25

 

Приложения……………………………………………………………..………27

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Изучение мной  опыта организации и функционирования государственной службы обусловлено возрастанием роли государственного управления в осуществлении в России коренных социально-экономических преобразований.

Изменение места и роли Российской Федерации на мировой арене, сложность политической и социально-экономической ситуации в стране объективно ведут к усилению государственных начал в жизнедеятельности общества.

 

              Проводимые в настоящее время в России административные реформы, укрепление системы государственного управления тесно связаны с формированием единой и целостной государственной службы. Современная гос. служба России находится в стадии становления, когда активно идет процесс осмысления новых подходов и идей, разработка эффективных технологий и механизмов управленческой деятельности. Процесс оптимизации нормативно-правовой базы, формирование современных технологий управления персоналом российской госслужбы тесно связаны с необходимостью учитывать общемировые тенденции развития государства и гражданского общества.

 

              Во многих странах на смену государственному управлению, основанному на жесткой централизации, приходит управление по принципу служения государства обществу. Активно идет процесс модернизации государственной службы, приспособления системы государственного управления к условиям общества высоких технологий. Традиционная иерархичность хотя и сохраняется, но играет все меньшую роль, сокращается количество административных ступеней, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на высокие государственные посты, внедряются принципы «нового менеджмеризма», обсуждаются проблемы внедрения в систему госслужбы «деловой философии». Непрерывно идут поиски путей, методов и технологий повышения эффективности госслужбы, открытости деятельности служащих, усиления их подотчетности и подконтрольности институтам гражданского общества.

              Российская Федерации постепенно идет по пути трансформации общества на основе использования достижений мировой цивилизации: рыночной экономики, демократической системы управления, свободы и широких прав человека. Изучение зарубежного опыта развития государства и общества позволяют воспользоваться результатами общецивилизованного процесса. Современный процесс реформирования госслужбы РФ в определенной

 

степени учитывает тенденции развития административных систем в зарубежных странах, в том числе:

- достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

- создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу.

 

              Для дальнейшего повышения эффективности российской гос. службы целесообразно последовательное использование, с учетом отечественной специфики, позитивных элементов и технологий государственно-служебной деятельности в ведущих странах Запада.

              Целью изучения мной зарубежного опыта организации и функционирования государственной службы является: приобретение прочных теоретических знаний об основных концепциях и моделях организации госслужбы в зарубежных странах, методологических принципах исследования зарубежного опыта, умений объективного анализа общего и специального в организации госслужбы отдельных стран, навыков использования позитивных элементов зарубежного опыта в процессе модернизации российской госслужбы.

 

              Достижение указанной цели предполагается посредством решения следующих задач:

 

1) получение достаточно полного представления об основных этапах эволюции госслужбы и современной дифференциации систем госслужбы в зарубежных странах;

2) получение представления о нормативно-правовом регулировании деятельности госслужащих за рубежом;

3) изучение современных тенденций и путей модернизации госслужбы в зарубежных странах;

4) приобретение умений позитивных элементов зарубежного опыта с целью их адаптации в процессе реформирования и повышения эффективности российской госслужбы.

 

 

 

 

Глава 1. Становление современного государственного управления в зарубежных странах

1.1         Факторы и стратегии реформирования системы государственного управления в зарубежных странах

              Дональд Кеттл, автор книги "Theglobalpublicmanagementrevolution",

констатирует, что в 1980-х годах началось глобальное реформаторское движение в сфере государственного управления. О глобальности этого движения можно говорить в двояком смысле. Во-первых, оно затронуло очень многие страны от Монголии до Соединенных Штатов. Во-вторых, проводимые реформы преследуют широкомасштабные цели: правительства в ходе реформ заново определяют роль государства и его отношения с гражданами.

              В самом общем виде можно сказать, что проводившиеся реформы государственного управления были призваны заменить традиционные способы администрирования, опирающиеся на правила и авторитет, рыночными, движимыми конкуренцией. Вместе с тем глобальный процесс реформирования государственного управления представляет собой нечто большее, а зачастую и нечто весьма отличное от простой попытки заменить привычные процедуры управления рыночными.

              Можно выделить шесть основных стратегий проводимых реформ.

Эффективность. Повсюду граждане требовали снижения налогов, но при этом не снижали своих требований относительно услуг, предоставляемых правительством. Соответственно, правительства должны были найти способы увеличения числа услуг, которые можно предоставить при неизменных или даже меньших государственных доходах.

Маркетизация. Правительства стремились внедрить стимулы "рыночного типа", чтобы искоренить недостатки и патологии, присущие бюрократии.

Некоторые правительства осуществляли интенсивную приватизацию государственных предприятий, другие же пытались опереться на негосударственных партнеров, способных оказывать требуемые услуги. И в том и в другом случае речь шла об изменении движущих побуждений государственной политики. В основе всех подобных действий лежала одна стратегия - замены традиционных бюрократических командно-контрольных механизмов рыночными.

Ориентация на предоставление услуг. Опросы общественного мнения показывают, что доверие людей к институтам управления падает, а правительственные программы воспринимаются как неэффективные.

Соответственно, правительства стремятся пересмотреть систему предоставления своих услуг населению. Вместо разработки программ предоставления услуг посредством бюрократических структур на основе разработанных чиновниками программ предпринимались усилия, направленные на создание или поощрение альтернативных систем предоставления услуг, ориентированных в первую очередь на потребителя (чтобы предоставить гражданам возможность выбора услуг, подобно тому как рынок предоставляет возможность выбора товаров). Для реализации сходных целей использовались также специальные программы подготовки менеджеров, ориентированные на потребителя.

Децентрализация. Во многих странах стратегия реформы включала смещение центра реализации различных программ на более низкие уровни управления.

Отделение политической составляющей. Правительства многих стран, следуя примеру Новой Зеландии, явным образом разделили функции управления, отделив функции закупки услуг (политическая функция) от функции непосредственного предоставления услуг.

Ответственность за результаты. Правительства стремились заменить системы отчетности на основе норм и правил, разработанных наверху и спускаемых вниз, системами, где успех работы административной системы оценивается результатами для непосредственного потребителя государственных услуг.

              Активное и даже агрессивное использование сходных стратегий правительствами многих стран объясняется главным образом действием четырех факторов (предпосылок).

              1. Политический фактор. Перед правительствами бывших социалистических стран стояли задачи трансформировать основы системы управления, создать более демократичные социальные институты, сформировать гражданское общество, изменить свои отношения с гражданами. Сходные задачи стояли перед развивающимися странами. Кроме того, этим странам необходимо решать задачу быстрой модернизации своей экономики. В то же время промышленно развитые страны должны были каким-то образом справиться с ослаблением доверия граждан к государственным институтам. Граждане не были согласны на уменьшение объема и качества предоставляемых услуг, но вместе с тем требовали уменьшить управленческий аппарат.

              2. Социальный фактор. Все страны должны были решать серьезные проблемы, возникающие при переходе от индустриального общества к информационному.

В восточноевропейских странах происходили фундаментальные изменения во всех сферах социальной жизни. Во многих промышленно развитых странах застопорился рост уровня жизни. Все эти обстоятельства усиленно подталкивали правительства к реформированию системы государственного управления.

              3. Экономический фактор. Кризис, положивший конец эпохе "азиатских чудес", сделал реформу государственного управления настоятельно необходимой в странах Юго-Восточной Азии. Другие страны, такие как Новая Зеландия и Великобритания, приступили к реформе управления с целью избежать застоя и обеспечить экономический рост. В частности, руководители крупных корпораций сетовали на то, что налогообложение и общая политика государственного регулирования ослабляют их конкурентоспособность на мировых рынках.

              4. Институциональный фактор. Правительства всех стран во все большей мере становятся частью глобальной экономики и глобальной политической системы. Заметную роль в жизни мирового сообщества играют международные организации, такие как ООН, ВБ, МВФ, ВТО. Увеличивается и значение различных неправительственных организаций. Одновременно многие правительства передали часть полномочий на более низкий уровень. Таким образом, возникает новая конструкция: политическая и распорядительная власть все больше концентрируется на наднациональном и локальном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Исторический аспект проведения реформ государственного управления в разных странах

              Можно выделить группы стран, сходные по параметрам государственного устройства, функционирования органов власти, по критериям культурного, правового, исторического и политического порядка:

1. «Англосаксонские» страны (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия,  Ирландия).

Основные признаки

развитая культура переговоров и сделок;

рационализм;

стремление к экономической эффективности государственного управления; развитое местное самоуправление; значительное политическое влияние администрации.

2. «Наполеоновские» страны (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Португалия).

Основные признаки:

сильное влияние центра на развитие страны; детальное правовое разделение и регулирование полномочий между уровнями госуправления; правовой рационализм; сильное политическое влияние бюрократии; относительно стабильная государственная служба; регулярное проникновение государства во все сферы общественной жизни.

Информация о работе Государственная служба. Опыт зарубежных стран