Государственное и муниципальное управления Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:46, реферат

Описание

Франция, официальное название Французская Республика — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция делится на 26 регионов (régions), из которых 21 находится на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё четыре — заморские.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
Система государственного управления……………………………… 4
Глава государства……………………………………………………..... 5
Правительство…………………………………………………………... 7
Парламент: Национальное собрание и Сенат………………………………………………………………………11
Административное деление и реформа местного самоуправления…………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………. 22

Список литературы…………………………………………………………... 2

Работа состоит из  1 файл

гму франции.docx

— 53.73 Кб (Скачать документ)
 

Содержание: 
 

Введение  ………………………………………………………………………... 3

  1. Система государственного управления……………………………… 4
  2. Глава государства……………………………………………………..... 5
  3. Правительство…………………………………………………………... 7
  4. Парламент: Национальное собрание и Сенат………………………………………………………………………11
  5. Административное деление и реформа местного самоуправления…………………………………………………………16

Заключение  ……………………………………………………………………. 22

Список  литературы…………………………………………………………... 23 

Введение  

     Франция, официальное название Французская Республика  — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция делится на 26 регионов (régions), из которых 21 находится на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё четыре — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. 26 регионов разделяются на 100 департаментов (départements), состоящие из 342 округов (arrondissements) и 4039 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на области и районы.

       Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Четыре заморских региона (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон) состоят, каждый, из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) — специальный статус административно-территориального образования, отличного от других регионов метрополии (континентальной Франции). Все эти регионы являются частью Европейского союза. 
Общая площадь страны составляет 547 тыс. кв. км (643,4 тыс. кв. км вместе с заморскими территориями и департаментами). Это самая большая страна Европейского союза
. Население Франции насчитывает 65,4 млн человек (январь 2010). На континентальной территории проживает 62,8 млн человек. По численности населения государство занимает 20-е место среди 192 стран — членов ООН. 
 
 

 

  1. Система государственного управления.
 

Современная система государственного управления Французской Республики восходит к  историческим особенностям утверждения  политического режима Пятой Республики, что нашло свое отражение в  особенностях конструирования баланса  высших государственных органов  страны и закреплено Конституцией 1958 года. Слабость государственного устройства Четвертой Республики, поражения  понесенные Францией в колониальных войнах в Индокитае, Египте и Алжире, наличие гражданского конфликта  внутри страны привели к появлению  идеологии восстановления государства  на международной арене и внутри страны. Интерес нации должен преобладать  над внутренними конфликтами, политические дела делятся на действия большой  политики (международные отношения, оборона) и повседневные направления, где сталкиваются интересы различных  социальных категорий населения. При  этом интересы могут быть различны, но они обязательно должны уступать высшим приоритетам нации, представляемым, прежде всего государством и олицетворяемым главой государства. Этот идеологический императив был сформулирован  генералом Шарлем де Голлем еще в 1946 году в его знаменитой речи в  Байе, однако востребованным он оказался в 1958 году.

Политический  режим Пятой Республики является результатом двух противоположных  устремлений, - стремления усилить исполнительную власть и прежде всего власть Президента Республики и стремления восстановить роль Правительства и Премьер-министра. Результатом стала ситуация когда  исполнительная власть принадлежит  одновременно Президенту Республики и  Премьер-министру, и самые важные для баланса политического режима отношения существуют между двумя  главами исполнительной власти. 

 

  1. Глава государства.
 
 

Центральное место в системе государственного управления Франции принадлежит  Президенту Республики. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель  во всех актах внутриполитической и  международной жизни. Президент  Республики – гарант соблюдения Конституции  Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной  целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские  должности, представляет страну в международных  отношениях.

К числу собственных полномочий Президента Республики относятся назначение главы  правительства - Премьер-министра, решение  о досрочном роспуске парламента - Национального собрания, председательствование  в Совете министров и др. Причем никакое заседание Правительства  в форме Совета министров невозможно в отсутствии Президента. Президент  может уполномочить другое должностное  лицо осуществлять председательствование  на конкретном заседании Совета министров  и в связи с конкретной повесткой  дня. Президент Республики назначает  членов Правительства по представлению  Премьер-министра, он же наделен полномочиями по их отзыву. Разграничение полномочий и компетенций между Президентом  и Правительством Республики по «горизонтали»: решения общего политического характера  принимаются Президентом, вся текущая  работа по государственному управлению осуществляется Правительством. В условиях, когда Президент и Правительство  Республики принадлежат к различным  политическим партиям, основные вопросы  управления государственными делами сосредотачиваются  в руках Правительства, однако большая  часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий – пять лет (до 2002 года он составлял семь лет). К кандидату  в президенты предъявляются те же требования, как к лицам, избираемым в парламент. Должность вице-президента во Франции отсутствует. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности исполняет Председатель Сената, а если он по каким-либо причинам не в состоянии выполнять эти  обязанности, они исполняются Правительством. Новые выборы проводятся не ранее  чем через 20 и не позднее чем  через 35 дней после открытия вакансии. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах, например, он не может проводить референдум, не имеет права досрочно распустить Национальное собрание.

Компетенции Президента Республики в законодательной  сфере сводятся к трем основным позициям. Во-первых, Президент осуществляет непосредственное нормативно-правовое регулирование тех или иных сфер общественной жизни посредством  ордонансов и декретов, имеющих такую  же юридическую силу, что и законы. Во-вторых, Президенту принадлежит  право законодательной инициативы в ряде конституционно-политических вопросов, право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом, а также право промульгации законопроектов. В-третьих, Президенту принадлежит  право досрочного роспуска Национального  собрания, которое ограничивается в  следующих случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в  течение года после досрочных  выборов.

В сфере судопроизводства Президент  обладает правом помилования, а также  назначения и перемещения судей.

При Президенте Республики функционирует  специальный аппарат помощников и советников, которые образуют его  личный кабинет, генеральный секретариат, а также ряд специализированных вспомогательных органов (например, военный комитет). Все сотрудники аппарата Президента назначаются и  увольняются по его собственному усмотрению.

Президент Республики является ключевой фигурой  в системе государственного управления. Данное положение основывается не только его полномочиями как главы государства, но и тем, что он является фактическим  главой исполнительной власти, обладая  правом председательства в Совете министров. Тем самым фигура Президента во Франции  оказалась во многом сильнее, чем  в президентской республике, например в США. Право роспуска нижней палаты Парламента – Национального собрания, возможность отстраниться от решений  Правительства, возлагая ответственность  за их исполнение на Премьер-министра, чрезвычайные полномочия Президента дают основание для характеристики современного политического режима во Франции  как «республиканской монархии». 

 

  1. Правительство.

Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом  Республики государственное управление. Правительство может выступать  в форме Совета министров под  председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства  под руководством Премьер-министра. Все наиболее важные проекты нормативных  актов, законопроекты, решение о  постановке вопроса о доверии, о  проведении референдума, назначении на высшие государственные должности  и т.д. подлежат рассмотрению в Совете министров.

В тексте Конституции используется собирательный  термин Правительство, однако данное понятие  в основном законе страны не уточняется. На основании ряда статей Конституции  можно сделать вывод о том, что под Правительством Республики подразумевается совокупность его  членов, руководимых Премьер-министром. Премьер-министр и по его представлению  члены Правительства назначаются  Президентом Республики. Ответственность  Правительства перед Национальным собранием, приводит к тому, что назначаются  те лица, которые пользуются поддержкой парламентского большинства.

Внутренняя  структура Правительства основана на иерархических началах. Помимо Премьер-министра оно включает государственных министров, министров, государственных секретарей и некоторых других должностных  лиц. Государственные секретари, выполняющие, как правило, функции заместителей министров, не всегда входят в состав Совета министров.

Во  Франции нет четко фиксированной  структуры Правительства. Решение  данного вопроса каждый раз зависит  от конкретной ситуации и соотношения  политических сил в системе государственного управления. Основной причиной появления  новых министерских структур является возникновение перед государством тех или иных задач: окружающая среда, предотвращение стихийных бедствий, административные реформы, европейская  интеграция и т.д. При совпадении партийной большинства в парламенте с партийной принадлежностью  Президента Республики, решающее слово  при определении структуры Правительства  и его персональном составе принадлежит  главе государства. При отсутствии подобного совпадения партийное  большинство в Национальном собрании играет более значительную роль в  этом вопросе.

Иерархия  между членами Правительства  зависит от политической значимости того или иного министра и желания  подчеркнуть значение определенной области государственной деятельности. Участие в Правительстве –  важный политический акт, требующий  большого сосредоточения и усилий, что делает министерский пост несовместимым  с осуществлением иных государственных  или частных функций и парламентским  мандатом. Министры попадают в режим  особой ответственности. Каждый министр несет гражданскую ответственность за причиненный им ущерб в зависимости от того, совершены такие действия при исполнении своих обязанностей или нет. То же относится к уголовной ответственности. Каждый член Правительства исполняет двойную роль – политическую и административную. Ее можно выполнять коллективно или индивидуально, но в любом случае за каждым министром существует коллегиальная и солидарная политическая ответственность Правительства, членами которого они являются.

Правительство по собственному усмотрению может просить  Национальное собрание об одобрении  правительственной политики, выраженной в форме программы или декларации по вопросам общей политики, однако это не является обязанностью Правительства. Тогда же Правительство может  поставить вопрос перед Национальным собранием о доверии Правительству, поскольку оно несет коллективную ответственность перед парламентом.

Информация о работе Государственное и муниципальное управления Франции