Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:46, реферат
Франция, официальное название Французская Республика — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция делится на 26 регионов (régions), из которых 21 находится на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё четыре — заморские.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Система государственного управления……………………………… 4
Глава государства……………………………………………………..... 5
Правительство…………………………………………………………... 7
Парламент: Национальное собрание и Сенат………………………………………………………………………11
Административное деление и реформа местного самоуправления…………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………. 22
Список литературы…………………………………………………………... 2
Согласно
Конституции законодательный
Осуществление законотворческих и иных функций Парламента в значительной степени опосредовано и ограничено исполнительной властью. Прежде всего, это касается вопросов, по которым Парламент наделен компетенцией принятия законодательных актов. Перечень этих вопросов четко зафиксирован в ст. 34 Конституции и может быть расширен лишь путем принятия специального органического закона. Однако сложившаяся практика свидетельствует об обратном, - исполнительная власть путем проведения референдумов в значительной степени сужает возможность законодательной деятельности Парламента в социально-экономической сфере.
Кроме того, исполнительная власть в лице Президента Республики и Правительства активно участвует на всех этапах законодательного процесса, оказывая заметное влияние на порядок прохождения законодательных актов. Законопроект проходит в каждой из палат Парламента несколько чтений. первое состоит во внесении законопроекта или предложении закона в бюро одной из двух палат Парламента и в решении о принятии его к рассмотрению. Кроме финансовых законопроектов, они всегда первоначально вносятся в бюро Национального собрания. Право законодательной инициативы практически полностью монополизировано (более чем на 90%) Правительством. Второе чтение состоит в рассмотрении законопроекта в соответствующей комиссии и его представлении для обсуждения пленумом палаты. На этом этапе Правительство может потребовать голосование по проекту в том виде, как он был представлен Правительством, и с учетом лишь тех поправок, которые не вызвали возражений со стороны исполнительной власти. Третье чтение состоит в голосовании по проекту в целом. После того как текст законопроекта одобрен, он передается на рассмотрение другой палаты, где повторяется примерно та же самая процедура. В случае возникновения разногласий между палатами Премьер-министр имеет право создать согласительную комиссию, создаваемую на паритетных началах из представителей обеих палат. Если комиссия выработала взаимоприемлемый текст, и он одобрен палатами, он передается на подпись Президенту Республики. Если палаты не пришли к согласию Премьер-министр имеет право просить Национальное собрание вынести окончательное решение. При принятии органического закона, для одобрения предложенного проекта Национальным собранием необходимо, чтобы он получил поддержку абсолютного большинства членов палаты. Если же органический закон вносит изменение в статус Сената, то он считается одобренным только в том случае, если получил поддержку в обеих палатах Парламента.
Важную
прерогативу Парламента является принятие
государственного бюджета и отчета
Правительства о его
Что
касается контроля над деятельностью
исполнительной власти, то в распоряжении
Парламента имеются три основных
механизма: 1) устный и письменный вопрос;
2) создание при необходимости контрольных
и следственных комиссий; 3) постановка
на голосование резолюции
В
системе государственного управления
Французской Республике Парламент
играет подчиненную роль в отношении
исполнительной власти. Тем не менее,
ни одно сколь-нибудь важное политическое
решение, а тем более требующее своего
законодательного оформления, не может
быть принято без участия и вопреки воли
Парламента. Особенно вырастает роль Парламента
в случае конституционного столкновения
между Президентом Республики и Правительством.
Так, например, летом 1986 года, вскоре после
парламентских выборов и формирования
правоцентристского правительства, Президент
Франции, социалист Франсуа Миттеран отказался
подписать правительственный ордонанс,
усматривая в нем нарушение принципов
государственной собственности. В том
же году Президент еще дважды отказывался
подписывать правительственные акты.
Во всех трех случаях Правительство было
вынуждено внести подготовленные ордонансы
в виде законопроектов в Национальное
собрание, и те были приняты Парламентом
в форме законов. Парадоксальность ситуации
состоит в том, что Президент, отказавшись
ставить свою подпись под ордонансами,
обязан в итоге подписать законы, принятые
Парламентом.
Франция – страна с давней традицией сильной центральной власти, которая сочетается с деконцентрацией и децентрализацией, то есть перенесением части тяжести государственного управления на периферийные государственные органы и расширением прав местных органов власти. Радикальные реформы местного управления были осуществлены в 80-х годах прошлого века.
Франция
обладает довольно сложной административно-
Основные
административно-
В соответствии с Законом 1982 года были радикально пересмотрены положения, касающиеся административного контроля над органами местного самоуправления. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных исполнительных органов, и они перешли к выборным представительным собраниям и создаваемым ими органам. Определенные изменения были внесены также в статус коммун, что затронуло прежде всего правовое положение крупных городских центров (Парижа, Лиона, Марселя). Специальным статусом был наделен остров Корсика, несколько отличающийся по своему этническому составу от остальной территории Франции-метрополии. Вопросы разграничения компетенции между государством и самоуправляющимися коллективами были урегулированы законодательными актами, принятыми в 1983 году. В соответствии с этими актами была значительно расширена сфера компетенции самоуправляющихся коллективов и сформулированы некоторые общие принципы, определяющие, какие именно материальные ресурсы и финансовые средства передаются в ведение органов местного самоуправления. В последующие годы был принят ряд других частных, или специальных законодательных актов, которые уточнили отдельные вопросы разграничения компетенции между государством и самоуправляющимися коллективами.
Региональные территориальные коллективы. Вся территория Французской Республики делится на 20 регионов, каждый из которых является одновременно самоуправляющимся территориальным коллективом. Цели создания регионов и их статус определены Законом от 2 марта 1982 года. В соответствии с этим Законом главным назначением региона является обеспечение социально-экономического, культурного и научного развития, развитие здравоохранения и принятие необходимых мер по обустройству территорий и защите самобытности каждого региона. Практически, именно регион становится той основной территориальной единицей, в рамках которой осуществляются важнейшие социально-экономические программы развития. Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы социально-экономического развития, связанные с обустройством территории и развитием инфраструктуры. Особенно важными полномочиями регион наделяется в таких сферах, как проблема занятости, профессиональной подготовки, жилищного строительства и т.п. Закон 1982 года наделил региональные территориальные коллективы полномочиями по установлению отношений с регионами соседних зарубежных государств. Всю деятельность региона надлежит осуществлять в рамках соответствующего национального законодательства. Она не должна противоречить политике Правительства, не должна наносить ущерб государственному единству и территориальной целостности. С созданием регионов были уточнены и его взаимоотношения с другими территориальными коллективами, - департаментами и коммунами. Закон 1983 года, относящийся к децентрализации, прямо устанавливает, что передача полномочий самоуправляющимся территориальным коллективам в лице коммун, департаментов и регионов «не дает право одному из названных коллективов устанавливать или осуществлять в любой форме опеку по отношению к любому другому коллективу». Тем не менее, в ряде вопросов позиции региона имеют доминирующий характер, особенно если учесть, что именно на уровне региона решаются вопросы предоставления финансовых дотаций другим территориальным коллективам, входящим в состав региона.
Главным представительным органом региона является региональный совет. Первоначально региональные советы избирались путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, включавшими в себя парламентариев от данного региона и представителей генеральных советов департаментов и муниципальных советов коммун. С марта 1986 года члены региональных советов избираются путем всеобщих и прямых выборов. Выборы проводятся по департаментам, число избираемых представителей пропорционально количеству населения, но в любом случае от департамента избирается не менее трех представителей. Применяется пропорциональная система выборов. Каждый департамент образует многомандатный округ. В распределении мест участвуют только те списки, которые набрали не менее 5% голосов избирателей. Применяется принцип наивысшей средней. Мандат члена регионального совета совместим не более чем с одним другим выборным мандатом – депутата, сенатора, муниципального советника, мера и т.п. Региональный совет работает в сессионном порядке, его собрания должны проводиться не реже одного раза в квартал. В период между сессиями регионального совета его функции может частично осуществлять бюро, избираемое членами совета и состоящее из председателя совета и его заместителей. Региональный совет вправе принимать обязательные решения по всем вопросам, отнесенным к ведению региона.
Функции органа исполнительной власти осуществляет председатель регионального совета. До 1982 года эти функции выполнял назначаемый Правительством чиновник – префект региона. В настоящее время префект, который именуетсярегиональным комиссаром Республики, сохраняет полномочие по контролю за законностью решения регионального совета. Он может на этом основании опротестовать любое решение органов территориального самоуправления, но не пользуется правом их самостоятельной отмены. В случае несогласия с решением территориального коллектива он может обратиться в органы административной юстиции, которые и выносят путем применения судебной процедуры окончательное решение. Тем не менее, влияние регионального комиссара остается весьма значительным. Прежде всего, он выступает в качестве представителя центральной власти в регионе. В его ведении находятся административные службы, являющиеся представительством тех или иных центральных министерств и ведомств. Именно региональный комиссар занимается осуществлением политики Правительства в сфере социально-экономического развития и обустройства соответствующего региона. Региональный комиссар обладает собственными службами управления.
Информация о работе Государственное и муниципальное управления Франции