Государственное регулирование инвестиционой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:39, доклад

Описание

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная политика РБ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    1 ГОсударственное  регулирование инвестиционой  деятельности 

    1.1 Сущность инвестиций и их формы 

    Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде [10, стр. 47].

    В коммерческой практике принято различать  следующие типы инвестиций:

    Инвестиции  в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инвестиций имеют большое значение в экономике.

    Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим  основным группам:

     Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

     Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

     Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки [10, стр. 49].

     Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

    Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, связана с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

    В условиях рыночной экономики осуществление  инвестиций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

    - пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д. [10, стр. 53].

    - активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

    Инвестиции, осуществляемые при основании или  покупке предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.).

    Инвестиции  в объекты предпринимательской  деятельности осуществляются в различных  формах. В связи с этим для анализа  и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам, показанным на рисунке  1. 

    Рисунок. 1. Классификация инвестиций по разным признакам

    П р и м е ч а н и е. Источник [10, стр. 54] 

    1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.

    2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

    Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования [10, стр. 58].

    Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками).

    3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

    Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.

    4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

    Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

    Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.

    Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

    Совместные  инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

    5. По региональному признаку инвестиции  подразделяются на инвестиции за рубежом, и инвестиции внутри страны. [10, стр. 63]. 
 

    1.2 Регулирование  инвестиционной деятельности 

    Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами.

    Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь [1].

    Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе  предприятие как имущественный  комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

    Законодательными  актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

    Законодательными  актами Республики Беларусь устанавливается  перечень объектов, в отношении которых  запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

    Инвестиционная  деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах [1]:

    - создание юридического лица; приобретение  имущества или имущественных  прав: доли в уставном фонде  юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

    Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено  законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

    -собственные  средства инвесторов, включая амортизационные  фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

    - заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций,  займы учредителей (участников) и  других юридических и физических  лиц, облигационные займы.

    Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [1].

    Юридические лица, в уставном фонде которых  иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

    Минимальные размеры уставных фондов иных организаций  и порядок их создания определяются законодательными актами Республики Беларусь, и на такие организации не распространяются льготы, установленные Инвестиционным  кодексом и законодательными актами Республики Беларусь для коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

    Коммерческие  организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы  осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь [1].

    Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.

    Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых  инвесторам независимо от их формы  собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов.

    Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных Инвестиционным кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению [1].

    Инвестор  вправе самостоятельно определять и  осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования  и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

    Действия (бездействие) государственных органов  или их должностных лиц, органов  административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных  единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.

    Вред, в том числе убытки, причиненные  в результате действий (бездействия) государственных органов или  их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда [1].

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционой деятельности