Государственное регулирование инвестиционой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:39, доклад

Описание

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная политика РБ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    Из  официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как неблагоприятный. По оценкам экспертов, износ основных фондов предприятий республики составляет более 80 %.

    Для эффективного вовлечения в экономику  республики иностранных капиталовложений необходимо в первую очередь усилить  работу, но дальнейшему стимулированию и совершенствованию механизма  привлечения иностранных капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как-то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. [4, стр. 38]

    Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению  иностранных инвестиций не есть нечто  внешнее по отношению к национальной экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая ориентирована вовне. Совершенствование юридической регламентации инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И как вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая работа по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения экономической реформы.

    Совершенствование нормативно-правовой базы включает: гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию  налогового и таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через национальное законодательство, так и через международные соглашения; обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей.

    Вызывает  озабоченность недостаточно эффективное  использование такого инструмента  в формировании благоприятного инвестиционного климата, как свободные экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля. Кроме того, необходимо информировать администрацию СЭЗ и заинтересованные министерства и ведомства о планируемых к принятию нормативных актах, а затем оперативно рассматривать внесенные ими предложения по изменению этих нормативных актов в соответствии с законодательством о СЭЗ [4, стр. 37].

    Стабильная  экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:

    1) необходимо использовать всю  мощь государственных кредитно-финансовых  и правовых институтов. Без этого  невозможно развитие мелкого  и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;

    2) на данном этапе экономического  развития республики надо обращаться  к опыту налоговых систем развивающихся  стран, учитывающих особенности  переходной экономики, а не  копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;

    3) необходимо использовать более  эффективные методы сборов налогов:  пусть налоги будут не самыми  максимальными с фискальной точки  зрения, лишь бы их нельзя было  избежать на практике [4, стр. 38].

    К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

    Учитывая  острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики, сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро.

    Думается, что для достижения более эффективной  реализации государственной политики в этой области было бы целесообразно:

    1) скорректировать Национальную программу  привлечения иностранных инвестиций, принятую в мае  2002 г., с учетом результатов ее реализации;

    2) совершенствовать законодательную  базу в сфере международного  инвестиционного сотрудничества, страхования,  залога, банкротства и т. д., учитывая  международно-правовые реалии, действующие  на мировом рынке, поскольку национальная экономическая политика Республики Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с экономической стратегией других стран;

    3) совершенствовать нормативную базу, регулирующую деятельность СЭЗ  (налогового, таможенного, земельного и имущественного законодательства);

    4) максимально сократить столь  характерный для нашей нормотворческой  практики временной разрыв между  принятием законов и указов, устанавливающих  принципиальные положения, и нормативными  актами нижестоящих органов, издаваемыми в их развитие;

    5) стимулировать развитие экспортоориентированных  и импортозамещающих производств.

    Таким образом, вышепредставленные мероприятия  помогут привлечь иностранных инвесторов в Республику Беларусь. 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционой деятельности