Государственное регулирование инвестиционой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:39, доклад

Описание

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная политика РБ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:

  • совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса на основе приоритетного развития экспор-тоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на высоких и экологически чистых технологиях;
  • создание новых архитектурно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;
  • модернизацию технологий строительства и производства строительных материалов до уровня передовых европейских стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и экологически вредных производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирования их на новые виды продукции [13, стр. 129].
 
 

        2.2 Объемы инвестиций  в экономику Республики Беларусь 

    «Привлечение  инвестиций, как внутренних, так  и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября 2008 года на прошедшем в Москве инвестиционном форуме, проходившем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США [14, стр. 1].

    За  годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.

    По  состоянию на 1 января 2009 года в Беларуси действуют 3500 предприятие с иностранными инвестициями и 2200  иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2008 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2008 году около 85% всех прямых инвестиций (см. таблицу 2.2). Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера [14, стр. 2]. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2008 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта [14, стр. 3]

    Рассмотрим более подробно столицу Беларуси – город Минск. В январе - октябре 2009 года на развитие экономики и социальной сферы города Минска использовано 7 трлн 170 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Согласно заданию правительства, в 2009 году за счет всех источников финансирования в столице запланировано освоить 3 трлн 336,5 млрд рублей инвестиций в основной капитал; организациям, не имеющими ведомственной подчиненности, — 5 трлн 258,2 млрд рублей.  
 За десять месяцев текущего года предприятиями, подчиненными Мингорисполкому, освоено 2 трлн 760,5 млн рублей, или 82,7% задания. Это на 21,7% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Предприятия без ведомственного подчинения освоили 2 трлн 286,7 млрд рублей инвестиций, или 43,5%  задания. Объем инвестиций этих предприятий снизился по отношению к такому же прошлогоднему периоду на 21,9%.  
 Заданные темпы роста инвестиций в основной капитал по организациям, подчиненным Минскому горисполкому, выполнены в четырех районах города: Заводском, Московском, Первомайском и Советском. По организациям, не имеющим ведомственной подчиненности, темп роста инвестиций в основной капитал по всем районам сложился ниже установленного на 2009 год. [21] 

    За  девять месяцев 2009 года было привлечено 6,8 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 29% больше аналогичного периода прошлогоднего уровня. Объем прямых иностранных инвестиций вырос в два раза и достиг 3,6 млрд. долларов.  
 На приток иностранных инвестиций повлияло улучшение условий ведения бизнеса в нашей стране. В течение 2009 года в Беларуси было принято более 40 нормативных правовых актов по либерализации экономики. Результатом этой работы стало признание Беларуси одним из ведущих реформаторов в рейтинге Всемирного банка "Условия ведения бизнеса". Второй год подряд страна входит в пятерку лидеров исследования ВБ по темпу проведения реформ. 
 Минск является наиболее привлекательным местом для вложения средств у зарубежных инвесторов. За девять месяцев 2009 года в столицу поступило 85% общего объема прямых иностранных инвестиций за этот период.  
 В Минске сейчас реализуется более 80 инвестиционных проектов в сферах торговли, промышленности, жилищного строительства, логистики, гостиничного бизнеса. В то же потребности столицы в инвестиционных проектах до конца не удовлетворены. Это касается большинства видов услуг, объектов спорта, транспорта, общественного назначения. При этом что инфраструктура города (улицы, тепловые сети, основные коммуникации) находятся в хорошем состоянии, чтобы обеспечить любые потребности инвесторов. В нынешнем году столичные власти определили более 100 земельных участков под инвестиционные проекты, перечень которых размещен на сайте Мингорисполкома. Такие участки выставляются на торги, а в случае, если проекты интересны городу, могут предоставляться без аукциона на различных условиях аренды. Также на период строительства инвестору могут быть предоставлены льготы по оплате за землю. [22]
 
 

    2.3 Инвестиционная деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь 

    В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы шесть свободные экономические зоны - "Брест", "Минск", "Гомель-Ратон",  "Витебск", СЭЗ "Гродно" и СЭЗ "Могилев" [17].

    Привлечение иностранных инвестиций - одна из основных задач свободных экономических зон Беларуси. Зарубежный капитал составляет 60% всех заявленных инвестиций. Компании 21 страны инвестировали капитал в создание и развитие производственных предприятий-резидентов СЭЗ  страны. Это такие страны как Англия, Россия, США, Латвия, Сербия и Черногория, Германия, Швейцария, Польша, Литва, Италия, Кипр, Турция, Украина и т.д.

    Структура заявленных иностранных инвестиций СЭЗ Беларуси представлена на рисунке 2. 
  
 

    Рисунок 2. Структура заявленных иностранных инвестиций Беларуси.

    П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка 

    С целью привлечения иностранных  и национальных инвестиций администрацией СЭЗ страны проведено более 60 конкурсных комиссий на право регистрации в качестве резидента СЭЗ страны, рассмотрено более 130 инвестиционных проектов. Наиболее крупные инвестиционные проекты, одобренные конкурсной комиссией для реализации на территории СЭЗ Беларуси:

  • Проект ИП «Корпопэт» по организации упаковочного производства;
  • Создание банка - резидента СЭЗ «Минск» ОАО «Международный Банк Экономического Сотрудничества»;
  • Проект УП «Санта-Холод»  - оказание услуг по хранению и складированию охлажденных и замороженных продуктов;
  • Проект ИП «Белпанель» – производство сэндвич – панелей [17].

    Деятельность  предприятий-резидентов СЭЗ страны направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для нашей страны отраслей, в том числе на внедрение современных строительных технологий и материалов, производство энергосберегающей и импортозамещающей продукции, производство современной упаковки, выпуск медицинского инструментария.

    Иностранные инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории зон, имеют  возможность пользоваться значительными  преференциями ведения бизнеса  по сравнению с общими условиями, действующими в стране. Одним из главных преимуществ белорусских  свободных экономических зон являются существенные льготы, прежде всего в области налогов и таможенного регулирования. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ от реализации продукции собственного производства или услуг освобождается от налогообложения в течение 5 лет со дня объявления прибыли, включая первый прибыльный год. Прибыль, направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь, освобождается от обложения налогом на доходы. Таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.

    В настоящее время деятельность предприятий-резидентов страны направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологий и материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковке продуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основными производствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%), строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура (21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентами Беларуси составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общем объеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиями реализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей.

      С 1 января 2009 года в  налоговом законодательстве реализован комплекс мер по уменьшению налоговой  нагрузки и упрощению налоговой  системы. Среди основных это снижение ставок оборотного налога (до 1 процента), налога на регистрацию автотранспортных средств (с 5 до 3 процентов), местного налога с продаж (до размера 5 процентов) и налога при упрощенной системе налогообложения (в среднем на 20-25 процентов); подоходного налога до 12 процентов, а для индивидуальных предпринимателей – до 15 процентов, упрощение порядка и условий представления налоговой декларации, получения налоговых вычетов при исчислении подоходного налога; выведение движимого имущества из-под налогообложения имущественным налогом; отказ от нормирования ряда затрат при исчислении корпоративного налога.

      Начиная с этого года, плательщики получили возможность представлять налоговые  декларации в электронном виде, что  упростило процедуру исполнения налоговых обязательств. [19].

    3 Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе 

         Инвестиционная политика нашей страны определена в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2010 года [2]. 

   Целью Национальной программы привлечения  инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение  высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

   Необходимо  добиться радикального изменения инвестиционного  режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Важнейшим приоритетом инвестиционной политики должно стать восстановление расширенного воспроизводства.

   Основными задачами на период с 2002г. по 2010 гг. стали:

   ·        улучшение инвестиционного климата по всем его составляющим;

   ·        восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики;

   ·        усиление инвестиционной ориентации банковской системы;

   ·        увеличение иностранного капитала [2].

    В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику  Республики Беларусь потребность в  инвестициях на 2002-2010 годы составляет 39 млрд. долларов США. Общий объем  инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2 - 2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он увеличился  в 1,6 - 1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 - 28% (в 2000 г. составила  - 19,8%).

    В мае 2002 года Президиумом Совета Министров Республики Беларусь одобрена «Национальная программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 года». Она содержит конкретный перечень инвестиционных проектов, намеченных к реализации, а также план мероприятий по улучшению инвестиционного климата. На основе этой программы Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие сложившиеся изменения в экономике. В соответствии с данной программой, до 2010 года планируется привлечь около 13 млрд. долларов иностранных инвестиций (включая кредитные ресурсы и портфельные инвестиции) [2].

    В настоящее время Республика Беларусь испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства [4, стр. 36]:

    - во-первых, они служат источником  капитала для вложения средств  в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

    - во-вторых, инвестиции, в отличие  от иностранных займов, не являются  бременем внешнего долга, а,  напротив, способствуют получению  средств для его погашения;

    - в-третьих, прямые инвестиции  содействуют наиболее эффективной  интеграции национальной экономики  в мировую благодаря возрастающим  внешним контактам, производственному  и научно-техническому сотрудничеству.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционой деятельности