Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:39, доклад
Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде
Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:
2.2 Объемы инвестиций
в экономику Республики
«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября 2008 года на прошедшем в Москве инвестиционном форуме, проходившем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США [14, стр. 1].
За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.
По состоянию на 1 января 2009 года в Беларуси действуют 3500 предприятие с иностранными инвестициями и 2200 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2008 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2008 году около 85% всех прямых инвестиций (см. таблицу 2.2). Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера [14, стр. 2]. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2008 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта [14, стр. 3]
Рассмотрим
более подробно столицу Беларуси – город
Минск. В январе - октябре 2009 года на развитие
экономики и социальной сферы города Минска
использовано 7 трлн 170 млрд рублей инвестиций
в основной капитал. Согласно заданию
правительства, в 2009 году за счет всех
источников финансирования в столице
запланировано освоить 3 трлн 336,5 млрд
рублей инвестиций в основной капитал;
организациям, не имеющими ведомственной
подчиненности, — 5 трлн 258,2 млрд рублей.
За десять месяцев текущего года предприятиями,
подчиненными Мингорисполкому, освоено
2 трлн 760,5 млн рублей, или 82,7% задания. Это
на 21,7% больше, чем за аналогичный прошлогодний
период. Предприятия без ведомственного
подчинения освоили 2 трлн 286,7 млрд рублей
инвестиций, или 43,5% задания. Объем
инвестиций этих предприятий снизился
по отношению к такому же прошлогоднему
периоду на 21,9%.
Заданные темпы роста инвестиций в основной
капитал по организациям, подчиненным
Минскому горисполкому, выполнены в четырех
районах города: Заводском, Московском,
Первомайском и Советском. По организациям,
не имеющим ведомственной подчиненности,
темп роста инвестиций в основной капитал
по всем районам сложился ниже установленного
на 2009 год. [21]
За
девять месяцев 2009 года было привлечено
6,8 млрд. долларов США иностранных инвестиций,
что на 29% больше аналогичного периода
прошлогоднего уровня.
Объем прямых иностранных инвестиций
вырос в два раза и достиг 3,6 млрд. долларов.
На приток иностранных инвестиций повлияло
улучшение условий ведения бизнеса в нашей
стране. В течение 2009 года в Беларуси было
принято более 40 нормативных правовых
актов по либерализации экономики. Результатом
этой работы стало признание Беларуси
одним из ведущих реформаторов в рейтинге
Всемирного банка "Условия ведения
бизнеса". Второй год подряд страна
входит в пятерку лидеров исследования
ВБ по темпу проведения реформ.
Минск является наиболее привлекательным
местом для вложения средств у зарубежных
инвесторов. За девять месяцев 2009 года
в столицу поступило 85% общего объема прямых
иностранных инвестиций за этот период.
В Минске сейчас реализуется более 80 инвестиционных
проектов в сферах торговли, промышленности,
жилищного строительства, логистики, гостиничного
бизнеса. В то же потребности столицы в
инвестиционных проектах до конца не удовлетворены.
Это касается большинства видов услуг,
объектов спорта, транспорта, общественного
назначения. При этом что инфраструктура
города (улицы, тепловые сети, основные
коммуникации) находятся в хорошем состоянии,
чтобы обеспечить любые потребности инвесторов.
В нынешнем году столичные власти определили
более 100 земельных участков под инвестиционные
проекты, перечень которых размещен на
сайте Мингорисполкома. Такие участки
выставляются на торги, а в случае, если
проекты интересны городу, могут предоставляться
без аукциона на различных условиях аренды.
Также на период строительства инвестору
могут быть предоставлены льготы по оплате
за землю. [22]
2.3
Инвестиционная деятельность СЭЗ на
территории Республики Беларусь
В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы шесть свободные экономические зоны - "Брест", "Минск", "Гомель-Ратон", "Витебск", СЭЗ "Гродно" и СЭЗ "Могилев" [17].
Привлечение иностранных инвестиций - одна из основных задач свободных экономических зон Беларуси. Зарубежный капитал составляет 60% всех заявленных инвестиций. Компании 21 страны инвестировали капитал в создание и развитие производственных предприятий-резидентов СЭЗ страны. Это такие страны как Англия, Россия, США, Латвия, Сербия и Черногория, Германия, Швейцария, Польша, Литва, Италия, Кипр, Турция, Украина и т.д.
Структура
заявленных иностранных инвестиций
СЭЗ Беларуси представлена на рисунке
2.
Рисунок 2. Структура заявленных иностранных инвестиций Беларуси.
П
р и м е ч а н и е.
Источник: собственная разработка
С целью привлечения иностранных и национальных инвестиций администрацией СЭЗ страны проведено более 60 конкурсных комиссий на право регистрации в качестве резидента СЭЗ страны, рассмотрено более 130 инвестиционных проектов. Наиболее крупные инвестиционные проекты, одобренные конкурсной комиссией для реализации на территории СЭЗ Беларуси:
Деятельность предприятий-резидентов СЭЗ страны направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для нашей страны отраслей, в том числе на внедрение современных строительных технологий и материалов, производство энергосберегающей и импортозамещающей продукции, производство современной упаковки, выпуск медицинского инструментария.
Иностранные
инвесторы, реализующие инвестиционные
проекты на территории зон, имеют
возможность пользоваться значительными
преференциями ведения бизнеса
по сравнению с общими условиями,
действующими в стране. Одним из
главных преимуществ
В настоящее время деятельность предприятий-резидентов страны направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологий и материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковке продуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основными производствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%), строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура (21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентами Беларуси составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общем объеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиями реализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве реализован комплекс мер по уменьшению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы. Среди основных это снижение ставок оборотного налога (до 1 процента), налога на регистрацию автотранспортных средств (с 5 до 3 процентов), местного налога с продаж (до размера 5 процентов) и налога при упрощенной системе налогообложения (в среднем на 20-25 процентов); подоходного налога до 12 процентов, а для индивидуальных предпринимателей – до 15 процентов, упрощение порядка и условий представления налоговой декларации, получения налоговых вычетов при исчислении подоходного налога; выведение движимого имущества из-под налогообложения имущественным налогом; отказ от нормирования ряда затрат при исчислении корпоративного налога.
Начиная с этого года, плательщики получили возможность представлять налоговые декларации в электронном виде, что упростило процедуру исполнения налоговых обязательств. [19].
3
Инвестиционная политика
Республики Беларусь
на современном этапе
Инвестиционная политика нашей страны определена в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2010 года [2].
Целью Национальной программы привлечения инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.
Необходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Важнейшим приоритетом инвестиционной политики должно стать восстановление расширенного воспроизводства.
Основными задачами на период с 2002г. по 2010 гг. стали:
· улучшение инвестиционного климата по всем его составляющим;
· восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики;
· усиление инвестиционной ориентации банковской системы;
· увеличение иностранного капитала [2].
В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь потребность в инвестициях на 2002-2010 годы составляет 39 млрд. долларов США. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2 - 2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он увеличился в 1,6 - 1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 - 28% (в 2000 г. составила - 19,8%).
В мае 2002 года Президиумом Совета Министров Республики Беларусь одобрена «Национальная программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 года». Она содержит конкретный перечень инвестиционных проектов, намеченных к реализации, а также план мероприятий по улучшению инвестиционного климата. На основе этой программы Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие сложившиеся изменения в экономике. В соответствии с данной программой, до 2010 года планируется привлечь около 13 млрд. долларов иностранных инвестиций (включая кредитные ресурсы и портфельные инвестиции) [2].
В настоящее время Республика Беларусь испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства [4, стр. 36]:
- во-первых, они служат источником капитала для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
- во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения;
-
в-третьих, прямые инвестиции
содействуют наиболее
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционой деятельности