Государственное регулирование инвестиционой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:39, доклад

Описание

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная политика РБ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    Инвестиционная  деятельность поддерживается государством с целью стимулирования привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь.

    Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

    - гарантий Правительства Республики  Беларусь;

    - централизованных инвестиционных  ресурсов.

    Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением  иных ее видов, а также установлением  дополнительных гарантий инвесторам.

    Гарантии  Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях  привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов [1].

    Государственная поддержка в виде выделения средств за счет централизованных ресурсов (финансовых ресурсов государства, в том числе средств республиканского бюджета) предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.

    Решения о государственной поддержке  инвестиционных проектов в случаях  реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь принимаются на основании государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики [1].

 

    

    1.3 Анализ формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь 

      Инвестиционный климат -  экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны, необходимые для привлекательности условий вложения капиталов в национальную экономику.

      Республика  Беларусь предлагает инвесторам выгодное географическое расположение, достаточно благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, квалифицированные трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

      Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном. Для  потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику  Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского и казахстанского рынка.

      В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении налогообложения.

     В целях создания привлекательных  возможностей для ведения бизнеса  зарубежными инвесторами в нашей стране принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата.

     Так в республике с 9 ноября 2009 года вступил  в силу  Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".  Его действие распространяется на инвесторов, заключивших инвестиционный договор с Республикой Беларусь на реализацию инвестиционного проекта. Инвесторы освобождаются от перечисления в бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестпроекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (кроме уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси с территории России) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестпроекта; уплаты госпошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором, разрешений на право занятия трудовой  деятельностью в Республике Беларусь; указанные лица освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Беларуси. При заключении инвестиционного договора по решению Совета Министров по согласованию с Президентом возможно получение инвестором дополнительных льгот, не установленных действующим законодательством.

     Иностранные инвесторы могут также воспользоваться  преференциями, предусмотренными другими  законодательными актами.

     Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" определено, что коммерческие организации с иностранными инвестициями созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением некоторых населенных пунктов (численность населения  которых составляет свыше 50 тыс. человек),    освобождаются в течение пяти лет со дня их создания от налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налога на недвижимость, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, местных налогов и сборов,  обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду. [19].

    К наиболее крупным проектам, реализуемым  в Беларуси с привлечением прямых иностранных инвестиций, относятся: реконструкция и модернизация ПО «Белорусский автомобильный завод»; реконструкция газокислородного цеха на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине; создание сети сотовой радиотелефонной связи с участием первого оператора в системе Минсвязи и СП «Мобильная цифровая связь», ООО «Мобильные телесистемы»; строительство комплекса каталитического крекинга на ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», а также установки виброкрекинга РУП ПО «Нафтан» и др. [3, стр. 56]. 
 

    2 Инвестиционный ПОТЕНЦИАЛ   Республики Беларусь 

 

    2.1 Инвестиционная программа на 2009 год 

    Инвестиционный  потенциал страны — это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры [13, стр. 125].

    Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

    Основными составляющими инвестиционного  потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации  и такие отрасли народного  хозяйства и промышленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс) [13, стр. 126].

    Президент Республики Беларусь Указом № 562 от 16 октября 2008 года утвердил Государственную инвестиционную программу на 2009 год.

    Программой с учетом средств резервного фонда Президента Республики Беларусь в 2009 году направилось Br 2637,6 млрд. на строительство 669 объектов (из них 243 – вновь начинаемых), из которых было введено в эксплуатацию 310 (включая пусковые комплексы).

    Из  республиканского бюджета на финансирование Программы будут направлены средства в сумме Br 2074,4 млрд. , в том числе:

    Br 1481,3 млрд. – государственные капитальные  вложения;

    Br 190,8 млрд. – средства республиканского  фонда охраны природы на строительство  производственных (экологических) объектов;

    Br 401,4 млрд. – средства республиканского  дорожного фонда на капитальное  строительство; 

    Br 0,9 млрд. – средства Фонда социальной  защиты населения Минтруда и  соцзащиты. 

    Для финансирования в 2009 году завершения строительства первого и начала второго этапа строительства установки по обработке твердых бытовых отходов, ила и осадков сточных вод в Бресте Программой предусмотрено использовать средства резервного фонда Президента Республики Беларусь в размере Br 110,2 млрд. , что составляет 84,7% от уровня 2007 года в сопоставимых ценах.

    Кроме того, планируется направить из государственного целевого бюджетного фонда национального  развития Br 453 млрд. на строительство  капиталоемких объектов, имеющих  общегосударственное значение, таких как многопрофильный культурно-спортивный комплекс ”Минск-Арена“ (Br 245,6 млрд.), атомная электростанция (Br 172,4 млрд.), а также на реконструкцию производства инфузионных растворов республиканского унитарного предприятия ”Несвижский завод медицинских препаратов“ ( Br 5 млрд.).

    Из  Инвестиционной Программы исключен ряд объектов, строящихся за счет средств  республиканского фонда охраны природы, изменение сроков строительства  которых не повлияет на выполнение утвержденных отраслевых программ. Высвобожденные средства этого республиканского фонда в объеме Br 20,2 млрд. будут направлены дополнительно на создание инфраструктуры агрогородков.

    После подведения итогов работы за каждый квартал  Правительство вносило Главе  государства предложения об уточнениях Программы. Из нее были исключены объекты, по которым в установленный срок не разработана проектно-сметная документация (в случае, если она разрабатывается за счет средств заказчика), и были включены в Программу новые социально значимые объекты, по которым разработка проектно-сметной документации завершена досрочно (кардиология, нейрохирургия, детские центры и другие).

    Это позволило не только концентрировать  средства государственных капитальных  вложений на крупных социально значимых объектах республики, не имеющих других источников финансирования (здравоохранение, образование, культура, спорт и другие), но и более оперативно перераспределять данные средства с целью завершения строительства максимального количества объектов в сокращенные сроки.

    В целом реализация Программы позволила обеспечить ввод в эксплуатацию в 2009 году многопрофильного универсального культурно-спортивного комплекса ”Минск-Арена“, планируется ввести в эксплуатацию общежития Белорусского государственного университета на 1030 мест по просп. Дзержинского в Минске, расширения предприятия ”Витебская биофабрика“, крытого манежа с конюшней в пос. Ратомка Минского района, первого этапа строительства установки по обработке отходов, ила и осадков в Бресте, ледовых дворцов и других объектов.

    В соответствии с Программой была завершена реконструкция Национального театра оперы и балета в Минске, 8-го и 9-го корпусов Республиканского центра трансплантации органов и тканей на базе 9-й городской клинической больницы, второй и третьей очередей РНПЦ ”Мать и дитя “ , учебного корпуса Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова, стадиона с конкурным и выездковым полями в пос.Ратомка Минского района, помещений для организации опытно-промышленного производства ГНУ ”Институт микробиологии НАН Беларуси “ и других объектов.

    Продолжается  строительство историко-культурного  музея-заповедника ”Несвиж“, замкового  комплекса в г.п. Мир, РНПЦ ”Мать  и дитя“, здания детского лечебно-восстановительного центра для учебно-лабораторного корпуса Барановичского государственного университета, реконструкцию объектов Белорусского национального технического университета, лечебно-диагностического корпуса и операционно-реанимационного блока государственного учреждения ”Республиканский клинический медицинский центр“, ледовых арен в Волковыске и Слониме, учебно-педагогического комплекса в пос.Лесном Минского района и других объектов, начать строительство школ в Мозыре, Глубоком, Гродно, Рогачеве и других объектов.

    Таким образом, средства республиканского бюджета сконцентрированы на социально значимых объектах, которые будут введены в эксплуатацию в 2009 году, а также на переходящих объектах, предусмотренных целевыми программами, с высокой степенью строительной готовности для ввода их в эксплуатацию в последующие годы. Строительство объектов предусмотрено только в нормативные или более короткие сроки. [20].

    Для сохранения и развития инвестиционного  потенциала страны на уровне европейских  стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на 2006—2010 гг. в соответствии  являются:

  • техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и на этой основе более полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, 14000;
  • совершенствование проектирования, внедрение прогрессивных архитектурно-планировочно-конструктивных решений;
  • совершенствование законодательно-нормативной и информационной базы, организационных структур управления строительным комплексом, адекватных рыночным условиям;
  • эффективная реализация долгосрочных программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение себестоимости продукции и работ;
  • разработка новой государственной политики развития территорий и населенных пунктов с созданием рациональной модели расселения, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционой деятельности