Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить цели, задачи и механизмы государственного регулирования рынка.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;
- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;
- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка
1.1 Торговля – движущая сила экономики страны……………………...5
1.2 Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка ……………………….8
Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка
2.1 Нормативная база государственного регулирования рынка ………17
2.2 Методы государственного регулирования …………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

025 Мен.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

025 Мен

 

 

ВУЗ: РГТЭУ

 

Дисциплина: Менеджмент торгового предприятия

 

 

Курсовая работа: Государственное  регулирование потребительского рынка  товаров и услуг: цели, задачи, механизмы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка

1.1  Торговля – движущая сила экономики страны……………………...5

1.2 Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка …………………………………………………………….8

Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка

2.1 Нормативная база государственного регулирования рынка ………17

2.2 Методы государственного регулирования …………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30

Список использованной литературы …………………………………………..32

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы государственного регулирования потребительского рынка  товаров и услуг обусловлена  тем, что торговля во все времена выступает как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем. Торговля, как движущий механизм экономики, всегда была в поле зрения государства и не оставалась вне государственного регулирования.

Государственное регулирование  современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и другие организации которые  можно назвать общественными могут также косвенно участвовать в государственном регулировании.

В рыночном хозяйстве  перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться  ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система - это, прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. Однако рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста - этим и объясняется актуальность исследования - в необходимости определения роли государства в рыночном механизме, их влиянии другу на друга.

Объект исследования - государство и рыночный механизм.

Предмет исследования - государство и потребительский рынок.

Цель исследования – определить цели, задачи и механизмы государственного регулирования рынка.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие  рынок и государство, выявить  их взаимное влияние друг на  друга и основные направления развития;

- рассмотреть основные  виды, модели и инструменты государственной  политики;

- определить роль и  развитие общегосударственного  планирования;

- определить цели, задачи и механизмы, существующие в государственном регулировании потребительского рынка.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка

    1. Торговля – движущая сила экономики страны

Сектор торговли признан  во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП  составляет около 10%, а в общую занятость - до 13% [15, c. 12].

Формирование розничной  торговли в современной России началось с принятием Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 «О свободе торговли». Для данного этапа формирования розничной торговли характерно наличие большого количества мелких независимых игроков, преобладание небольших магазинов, киосков, рынков, низкое качество розничного предложения (цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка магазина, местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.), низкая эффективность процессов розничной торговли и смежных отраслей.

    Этап быстрого  роста начался с 2000-х гг., когда  начали работу первые сетевые розничные компании. Для этого этапа характерно развитие компаний за счет регионального распространения, открытие новых магазинов, консолидация, появление сетевых игроков, дифференциация форматов, ориентированных на различные потребительские группы, неравномерность территориального распространения современных форматов.

Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую  роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона [25].

    Уровень развития  торговли очень неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики. Так, для 14 регионов Российской Федерации торговля формирует более 19% ВРП, а для 13 - в занятости. Например, для Московской области доля торговли в ВРП составляет 21%, а в занятости 20% [25]. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остается одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе вклад торговли в ВРП всего 4,5% [25]. Но для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов.

    Торговля в  большей степени развивается  в крупных городах, являющихся  региональными центрами. Это объясняется  высокой привлекательностью отрасли  ввиду высокого спроса и концентрации  товаропотоков в региональных центрах.

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли [25].

    Этим объясняется высокая  заинтересованность международных  розничных сетей в российском  рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

По состоянию на 1 января 2012г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели [25]. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2011г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны [25].

Торговля обеспечивает десятую  часть всех налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации.

    Торговая отрасль на  протяжении последних лет - одна  из наиболее быстро развивающихся  отраслей экономики России, опережающая  по темпам роста многие отрасли. 

С 2005 по 2012 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству и образованию [25].

    При этом оборот розничной  торговли показывал более высокие  темпы роста, чем темпы роста  оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной - только 9,7%. Объемы оборота в 2011 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2010 г.[25].

Торговля вносит весомый вклад  в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2011 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.) [25].

    В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

В целом, торговая отрасль в развитых странах характеризуется высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств.

    В целях защиты малых  и средних предприятий правительства  ряда стран предпринимают меры  для ограничения развития магазинов  большого формата. Один из самых  распространенных механизмов - требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м до 3000 кв.м.

    Однако такие законодательные  инициативы могут привести к  замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Следует заметить, что понятия «торговля» и «потребительский рынок» не существуют друг без друга: спрос (потребительский  рынок) рождает предложение (торговля) и наоборот.

 

1.2 Основные  направления и принципы государственного регулирования рынка

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект – это государственное  воздействие на рынок посредством  изъятия части прибыли, дохода через  систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя  средства в интересах общегосударственных  нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции  являются также [24, c. 166]:

- усиление государственного контроля  за деятельностью организаций,  особенно обеспечивающих государственный  заказ;

- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Особую роль играет государство  в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных  случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Рыночные институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов. Важнейшим из институтов и является государство.

В связи с тем, что рынок находится в постоянном «стрессовом» состоянии, рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в рыночную экономику.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать  механизм рыночной саморегуляции и  требуется срочное вмешательство  государства [23, c. 88].

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые  государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к  реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Вот эти сферы [20, c. 246]:

1. Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой.

Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. п.

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы