Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить цели, задачи и механизмы государственного регулирования рынка.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;
- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;
- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка
1.1 Торговля – движущая сила экономики страны……………………...5
1.2 Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка ……………………….8
Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка
2.1 Нормативная база государственного регулирования рынка ………17
2.2 Методы государственного регулирования …………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

025 Мен.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

    - Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);

    - Трудовой  кодекс Российской Федерации  (в части найма работников, проведения  обязательных медицинских осмотров);

    - Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части использования труда иностранных граждан);

    - Федеральный  закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.

    Перечисленные  акты возлагают на хозяйствующих  в сфере торговли субъектов  обязанности и обременения общие  для всех субъектов предпринимательской  деятельности в Российской Федерации.

Осуществление торговой деятельности.

В данный блок входят нормативные  правовые акты, устанавливающие специальные  требования к осуществлению торговой деятельности (требования к торговому  процессу и его операциям). Указанные  требования преимущественно содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотраслевых Федеральных законов, в первую очередь:

- Федерального закона  от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах.

    Следует отметить, что Решением Межгосударственного  Совета ЕврАзЭС (высшего органа  таможенного союза) от 19 декабря 2009 года N 35 утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 - 2011 годы.

    Пунктом 14 раздела V Плана была предусмотрена разработка Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

        В целях углубления и ускорения  интеграционных процессов в сфере  технического регулирования в  Таможенном союзе, формирования Единого экономического пространства Соглашение предусматривает передачу на наднациональный уровень полномочий по установлению обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза. В настоящее время Соглашение является основой формирования законодательной базы в сфере технического регулирования как в Таможенном союзе, так и в Российской Федерации.

    В числе  технических регламентов, устанавливающих  требования к реализации продукции (совершению реализационных торгово-технологических операций):

    - Федеральный  закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;

    - Федеральный  закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

    - Федеральный  закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

    Отдельную  группу актов, устанавливающих  требования к осуществлению торговли  в части ценообразования и  заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятые в их развитие:

    - Постановление  Правительства Российской Федерации  от 8 августа 2009г. N 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;

    - Постановление  Правительства Российской Федерации  от 16 июня 2001г. N 467 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья»;

    - Постановление  Правительства Российской Федерации  от 8 февраля 1996г. N 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности»;

    - Приказ Федеральной  службы по регулированию алкогольного рынка от 6 декабря 2010г. N 63н «Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка)» и другие акты.

    В числе  законодательных актов, предусматривающих особенности ценообразования, следует назвать Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 187.1) и принятый Министерством финансов Российской Федерации Приказ от 25 августа 2006г. N 108н «Об утверждении форм уведомлений о максимальных розничных ценах на табачные изделия».

    В числе  законодательных актов законодательства, устанавливающих косвенные требования  к реализации отдельных видов  товаров, следует назвать Федеральный  закон от 23 ноября 2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный Закон устанавливает требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокращение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным).

Организация и осуществление  торговой деятельности.

В данный блок входит наибольшее количество нормативных правовых актов. Его основу составляют Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992г. N 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о торговле, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности и осуществлению торговой деятельности.

    Положения  данных Федеральных законов конкретизируются  в следующих Постановлениях Правительства  Российской Федерации: 

    - от 23 апреля 1997г. N 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

    - от 13 мая 1997г. N 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;

    - от 21 июля 1997г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

    - от 15 августа  1997г. N 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»;

    - от 19 января 1998г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

    - от 6 июня 1998г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;

    - от 27 сентября 2007г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;

    - от 31 декабря  2009г. N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

    Следующий  уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образующие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности, федеральные законы:

    - от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

    - от 13 декабря  1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»;

    - от 19 июля 1997г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

    - от 8 января 1998г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

    - от 26 марта  1998г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

    - от 2 января 2000г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

    - от 10 июля 2001г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

    - от 7 марта  2005г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

    - от 14 февраля  2009 г. N 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;

    - от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

    Одновременно  требования к организации торговой  деятельности (организации и использования  торговых объектов) и осуществлению  торгового процесса (выполнению торгово-технологических операций) содержатся в федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в его развитие подзаконных нормативных правовых актах и федеральном законе от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Наиболее сложным  является нормативный массив  об обороте алкогольной и спиртосодержащей  продукции. Так, для реализации  положений Федерального закона  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» принято более десятка Постановлений Правительства Российской Федерации (в частности, от 25 июня 2007г. N 401 «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005г. N 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации», от 31 декабря 2005г. N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», от 31 декабря 2005г. N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками», от 21 декабря 2005г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», от 19 июня 2006г. N 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005г. N 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 25 июня 2007г. N 400 «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых разрешаются производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта» и другие) и более десятка ведомственных актов - Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по регулированию алкогольной рынка.

    Комплексно регулируются и отношения, возникающие при организации и осуществлении торговли на розничных рынках, - Федеральным законом от 30 декабря 2006г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и принятые в их развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007г. N 297 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», от 28 апреля 2007г. N 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений», от 10 марта 2007г. N 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».

    Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонопольного законодательства, основу которого составляет Федеральный закон от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Ответственность  за нарушения вышеперечисленных нормативных правовых актов предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии  с нормами Федеральных законов  от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» принимали свои нормативные акты, преимущественно регулирующие отношения в сфере торговли в части установления требований к организации торговой деятельности (размещении торговых объектов, режиме работы торговых объектов, техническом и ином оснащении торговых объектов и т.д.).

    Статьей 3 Закона  о торговле закреплено право: 

    - субъектов  Российской Федерации на региональное  нормотворчество в сфере торговли  посредством принятия законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Более того, Законом о торговле за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов (статья 10), порядок организации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации площадями торговых объектов (статья 19);

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы