Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить цели, задачи и механизмы государственного регулирования рынка.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;
- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;
- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка
1.1 Торговля – движущая сила экономики страны……………………...5
1.2 Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка ……………………….8
Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка
2.1 Нормативная база государственного регулирования рынка ………17
2.2 Методы государственного регулирования …………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

025 Мен.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

2. Минимизация отрицательных  и поощрение положительных экстерналий. Согласно теореме Коуза, если транзакционные издержки равны нулю, то вне зависимости от первоначальной (исходной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето - эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условия теоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необходимым становится вмешательство государства. Существуют два основных способа.

Первый способ - принятие административных мер по отношению  к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство  возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

Последний из перечисленных  способов ограничения государством отрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

3. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем  контроля за качеством товаров и  услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению  вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

4. Защита конкуренции:  монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

5. Сглаживание макроэкономических  колебаний: явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

6. Политика поддержания  доходов: это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью, но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

7. Правовое обеспечение  функционирования рыночного механизма:  рынок представляет собой систему  добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).

Таким образом, государство  приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок теряет положительную динамику и где начинается хаос.

Организационная функция  охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных  форм функционирования торговых организаций  на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение  функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

И последней общей  функцией является интеграционная. Новой  чертой современных рыночных отношений  является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической, торгово-производственной интеграции.

Функции государственного регулирования сферы торговли тесно  связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит реализовать  стоящие перед ним цели, результативно  осуществлять функции, формы и методы в организации торговли.

Поэтому, во исполнение  «Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году» по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 24 февраля 2011 года N 9,   Министерством промышленности и торговли РФ разработана Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (Утверждена Приказом Минпромторга России от 31.03.2011 № 422). Этот документ ставит перед Министерством торговли следующие задачи:

1. Повышение эффективности  регулирования внутренней торговли;

  2. Развитие инфраструктуры торговли;

  3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

  4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки;

  5. Обеспечение условий для развития конкуренции;

  6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

  7. Стимулирование развития дистанционной торговли;

  8. Совершенствование традиционных форматов торговли.

Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

    Стратегия  затрагивает сегменты оптовой  и розничной торговли товарами  массового потребления, включенные  в раздел G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

    Разработанные  положения Стратегии основаны  на анализе существующих статистических  данных, интервью с представителями  отрасли торговли, экспертным и  бизнес-сообществом, представителями  органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

    Стратегия  направлена, прежде всего, на создание  эффективной товаропроводящей системы,  соответствующей требованиям инновационного  сценария развития экономики  России. Основная цель Стратегии  - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

    Для создания  такой товаропроводящей системы  необходимо значительно увеличить  количество торговых площадей  современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

    В качестве  основы для планирования было  взято видение целевого состояния  отрасли в 2015 и 2020 гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии –  основные социально-экономические показатели внутренней торговли к 2015 году в текущих ценах:

- Вклад в валовой  внутренний продукт (далее - ВВП): 20,2% - 20,8%;

- Оборот оптовой и  розничной торговли: 80,1 - 84,2 трлн. руб.;

  - Оборот розничной торговли на душу населения: 190 - 196 тыс. руб. на человека;

  - Занятость: от 12 до 13 млн. чел.;

  - Налоговые поступления: 1,3 - 1,4 трлн. руб.;

  - Производительность розничной торговли: 2,8 - 3,1 млн. руб. на занятого;

  - Доля современных форматов в торговле: 50 - 55%;

  - Заработная плата: 25,1 - 27,6 тыс. руб. на человека в месяц;

  - Инвестиции в основной капитал 730 - 800 млрд. руб.;

  - Обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров: 109 - 139 кв. м на одну тысячу человек.

 

Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка

2.1 Нормативная база государственного  регулирования рынка

Главным методом государственного регулирования является создание нормативной  документальной базы, устанавливающей  правила и нормы поведения на экономическом рынке.

И первый блок этих правил – организация торговой деятельности.

    В этот блок входят  нормативные правовые акты, регулирующие  отношения, возникающие при организации  торговой деятельности как вида  предпринимательской деятельности:

    - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота);

    - Налоговый кодекс Российской  Федерации (в части постановки на налоговый учет, а также уплаты хозяйствующими в сфере торговли субъектами отдельных видов налогов);

    - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в части регистрации в качестве страхователей);

    - Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов);

   - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности);

    - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части лицензирования торговли отдельными видами товаров);

   - Федеральный  закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера);

    - Федеральный  закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации);

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы