Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить цели, задачи и механизмы государственного регулирования рынка.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;
- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;
- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка
1.1 Торговля – движущая сила экономики страны……………………...5
1.2 Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка ……………………….8
Глава 2. Цели, задачи и механизмы государственного регулирования потребительского рынка
2.1 Нормативная база государственного регулирования рынка ………17
2.2 Методы государственного регулирования …………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

025 Мен.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

    - органов местного  самоуправления на издание муниципальных  правовых актов по вопросам, связанным  с созданием условий для обеспечения  жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В частности, статьей 10 Закона о торговле на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов.

 

2.2  Методы государственного регулирования

Государство, осуществляя  регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование  состоит в установлении государством правил «экономической игры» для  фирм - производителей и потребителей. Система законодательных норм и  правил определяет формы и права  собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование  включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью  системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением  хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д.

В условиях современной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту.

Прямые методы регулирования  базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно - необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка [22, c. 240].

Прямое воздействие  на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог [22, c. 256].

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания  отдельных предприятий совместной или индивидуально частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием.

Государство реализует  программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без  его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.

Государство оказывает  также прямое регулирующее воздействие  на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов  сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Таким образом, экономическая политика правительства – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

В рыночной экономике  роль государства заключается в  первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одна из основных функций государства – экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Объективная необходимость  государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

Таким образом, экономическая политика правительства – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов на потребительском рынке посредством экономического инструментария.

Отвечая поставленным в  данной работе целям и задачам, была рассмотрена необходимость государственного регулирования потребительского рынка  на современном этапе развития общественно-экономических  отношений.

В результате рассмотрения данной темы, определены достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, передается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции  и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика  в силу имманентных ей законов  неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью  государственного регулирования.

Цель государства в  рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

Весь опыт современного экономического развития показывает – рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Комплексное использование  методов и инструментов государственного и правительственного регулирования  образует макромаркетинг национальной экономики. В отличие от прямого  и косвенного подхода он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы. Макромаркетинг динамичен по своему содержанию: изменение в экономической конъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (в редакции от 23.11.2009г.)
  2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования
  3. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
  4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции, Основные понятия. Термины и определения
  5. ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения
  6. ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения
  7. ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
  8. ГОСТ Р 51294.3-99 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Термины и определения
  9. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 (в редакции от 27.01.2009г.)
  10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» от 07.04.2009г. № 307 (в редакции от 04.02.2011г.) // Российская газета, N 32 от 16.02.2011
  11. РД 50-432-83 Методические указания. Промышленные товары народного потребления. Методы оценки потребительских показателей качества
  12. РД 50-149-79 Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции

14. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник  / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт, 2008. –  312с.

15. Калачёв С.Л. Товароведение,  экспертиза товаров и стандартизация: курс лекций / С.Л. Калачёв, И.М.  Лифиц – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 175с.

  1. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 263с.

17. Косолапова Н.В. Товароведение  текстильных, обувных, меховых  и галантерейных товаров: учебное пособие / Н.В. Косолапова. - М.: Академия, 2010. – 80с.

18. Назаров Н.Г. Измерения:  планирование и обработка результатов:  Учебное пособие / Н.Г Назаров,  Н.А. Архангельская. – М.: Стандартинформ, 2002. – 216с.

19. Неверов А.Н. Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров: Учебное пособие / Под ред. Неверова А.Н. / 3-е изд., стер.  - М.: Академия, 2007. – 368с.

20. Неверов А.Н. Товароведение  и организация торговли непродовольственными  товарами: Учебник / Под ред. Неверова А.Н. / 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 464с.

21. Николаева М.А. Товарная  экспертиза: Учебное пособие / М.А.  Николаева. – М.: Деловая литература, 2007. – 288с.

22. Петрище Ф.А. Теоретические  основы товароведения и экспертизы  непродовольственных товаров: Учебник / Ф.А. Петрище. – М.: Дашков и К°, 2004. – 512с.

23. Райкова Е.Ю. Теория  товароведения: Учебное  пособие  /  Е.Ю. Райкова –   5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 240с.

24. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред.проф. А.Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 848с.

25. Смирнов А.В. Государственное регулирование в развитии потребительского рынка региона // http://journal.vlsu.ru




Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи, механизмы