Государственное управление как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.

Содержание

Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

          Как известно, государство имеет  сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причём порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места приложения воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.

          Внутренние функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, а в нём – его должностному лицу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

          Внешние функции управления выражают непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них – основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой – особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.10

          По критерию содержания, характера  и объёма воздействия функции  управления делятся на общие  и специфические.

          Общими являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.

          Планирование – непрерывный процесс установлений и конкретизации целей управления, развития государства и его структурных подразделений, определение средств их достижения, последовательность реализации и распределение ресурсов.

          Организация – нацелена на то, чтобы претворить поставленные цели в жизнь.

          Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей государства.

          Контроль – процесс обеспечения достижения государством поставленных целей.11

          Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов.12

          Итак, функция государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.13  

                1.4 Принципы государственного управления.

          Выделение и гносеологическая характеристика общесистемных принципов государственного управления требуют глубоких и целенаправленных исследований. Эта попытка представить в логической последовательности те закономерности, отношения и взаимосвязи, которые проистекают из зависимостей природы общества и государства и значимы для всего государственного управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.

          1. Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:

  • характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
  • общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
  • наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению  в управлении;
  • внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определённого системного общественного явления.

          Принцип объективности отражает  также широкий круг закономерностей,  отношений и взаимосвязей организации,  функционирования и развития  государственного управления, связанных  с преломлением и реализацией в нём целей, объективных условий и субъективного фактора общества. Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими , волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону, тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих взаимодействий.

          2. Принцип демократизма. Утверждение этого принципа является результатом многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении. Это сложный и многогранный принцип, требующий прежде всего установление глубоких и постоянных взаимосвязей между обществом и государством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления).

          3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обуславливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Причём не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей.

          4. Принцип законности государственного управления. В самом деле, если правовая упорядоченность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности, то она может быть практически осуществлена лишь при установлении в государственном управлении ясного в понимании и последовательного в реализации режима повсеместного и полного исполнения законов и нормативных актов. Без законности нет правового государства. Принцип законности влечёт за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации, во-вторых, принцип законности обуславливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти, в-третьих, он требует чёткого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов, и, в-четвёртых, служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащий.

          5. Принцип разделения власти в государственном управлении. Иногда данный принцип понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к простому разделению деятельности в области государственного управления. Между тем он имеет глубинное социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу. Надо не бояться разделения власти, а проводить его неуклонно сверху и донизу и таким способом, чтобы каждая «ветвь» власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.

          6. Принцип федерализма государственного управления. Он содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Использование последнего позволяет проводить децентрализацию деконцентрацию государственного управления, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан. Современные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит инициатива и творчество, также обуславливают необходимость построения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответственности человека.

          Федерализм – требование времени  и реальный способ успешного  решения инновационных задач  будущего, поэтому стоит учиться  использовать его потенциал.14

          7. Принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую государственность и обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами. Этот принцип включает в себя:

  • доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов и участия в их деятельности;
  • открытость (она более ёмкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти;
  • общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
  • судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закреплённых интересов общества, прав и свобод граждан.

         Большую и сложную группу составляют  структурные принципы, среди которых  представляется возможным выделить  следующие:

           1. Структурно-процессуальные принципы дают представление об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и имеющих широкое применение, относятся принципы:

  • соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации;
  • конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за её результаты;
  • стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

         2. Структурно-целевые принципы государственного управления,  отражающие закономерности. Отношения и взаимосвязи рационального построения «древа» целей государственного управления, включают в себя принципы:

  • согласованности целей государственного управления по основным параметрам, их непротиворечивость друг другу;
  • взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и её усиливает;
  • подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) – иерархию целей в «древе» целей государственного управления;
  • превращение результатов реализации одних целей в источник других – последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;
  • распределённости целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов – обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления;

         3. Структурно-функциональные принципы государственного управления, характеризующие закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления. В их числе можно выделить следующие принципы:

  • дифференциации и фиксирования функций путём издания правовых норм – закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти;
  • совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках  компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;
  • концентрации, обусловливающий необходимость предоставления определённому органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;
  • комбинирования, направленный на то, чтобы определённая совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не не допускала дублирования и параллелизма;
  • достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;
  • соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

Информация о работе Государственное управление как социальное явление