Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа
Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.
Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы
Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.
Исходя
из анализа научной литературы, исторической
практики и тенденций социального
прогресса (в рамках и социализма,
и капитализма, и смешанных форм),
просматривается несколько
Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.
Государство только в том случае может считаться адекватной формой выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.
При
анализе взаимосвязей государства
и общества следует также учитывать,
что социально-классовая и
Высокие требования выдвигает общество перед государственным управлением с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня при всей значимости накопленного опыта, животворящего искусства, только наука обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии применительно к советской науке очень многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Ф.У. Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А что возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учёте философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний.
С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и инновационные технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.
И,
конечно, общество хочет видеть государственное
управление социально эффективным. Не
«спешащим следом» за общественными процессами
и вечно отстающим, не только сориентированным
на экономику, а владеющим комплексным
подходом и прогностическим видением.
Управление, в котором широкое распространение
получит опережающее, эвристическое начало,
основанное на знании объективных закономерностей,
способное удерживать за собой субъективные
факторы, действенное, активное, эффективно
решающее общественные проблемы и обеспечивающее
прогрессивное развитие общества.
Процесс государственного управления
— это реализация специфических функций
государства посредством управляющих
воздействий на общество государственного
аппарата.
Специфику
государственного управления обуславливают
характер и объем охватываемых этим управлением
общественных явлений. В политическом
аспекте смысл государственного воздействия
— это решение общих дел, мобилизация
общества на достижение общественно значимых
целей, удовлетворение потребностей общества
в целом, а не только отдельных граждан
и социальных групп.
В первой
главе курсовой работы рассмотрены вопросы
специфики государственного управления.
Показано, что внешняя среда системы государственного
управления — это те силы, факторы экономической,
политической, правовой, культурной, духовной
сфер многообразной жизнедеятельности
общества, которые оказывают непосредственное
влияние на процесс управляющего воздействия,
питают его ресурсами или блокируют управленческие
решения (действия) в случае неготовности
к ним общества.
Здесь же определено, что система государственного
управления предполагает наличие субъекта
и объекта управления, управляющих и управляемых.
Его сущность во многом проявляется в
характере взаимоотношений субъекта и
объекта управления. В качестве субъекта
управления выступают государственные
органы, институты, организации и представляющие
их или само государство в целом.
Кроме того,
в данной главе рассмотрены функции, цели
и принципы государственного управления,
без которых государственное управление
состояться не может. В зависимости от
того, каковы целевые установки и на каких
принципах государство их реализует, выстраивается
система функций, выбираются формы, методы
и средства, через которые осуществляется
государственное управление.
Они могут
видоизменяться или приобретать специфические
очертания своей содержательной сущности
в зависимости от того, на каком конкретно-историческом
этапе своего развития находится государство
и какой политический режим определяет
характер государственной власти.
Во второй главе курсовой работы рассмотрена
сущность социального и государственного
управления. Здесь представлена взаимосвязь
социального и государственного управления,
которая может быть определена как система
правовых отношений, посредством которых
осуществляется практическое, конкретное
воздействие на различные сферы жизни
общества и индивида, создающих необходимые
предпосылки для осуществления принадлежащих
им прав, свобод и исполнения правовых
обязанностей, преемственного перевода
всей общественной системы в состояния,
постоянно обеспечивающие их развитие
и осуществление.
В данной
главе также рассмотрены социально-политический
аспект эффективности государственного
управления и современные ориентации
государственного управления в России.
В результате выявлено, что государственное
управление как деятельность многопланова.
В сущности же своей — это деятельность
целенаправляющая, организующая, регулирующая,
активизирующая и контролирующая, подчиненная
решению общественно значимых задач. Это
и комплекс специфических, управленческих
отношений, складывающихся внутри управленческой
системы.
Таким образом,
цель курсовой работы – выяснение сущности
государственного управления как социального
явления – считается достигнутой, поставленные
задачи выполнены.
1. Атаманчук Г. В // «Теория государственного управления» – 2006г.
2. Глазунова Н. И // «Система государственного управления» – 2003г.
3. Колосова В. В // Лекции по теории управления – 2011г.
4. Конституция Российской Федерации – 2010г.
5. Маркова А. Н // «Государственное управление в России» – 2002г.
6. Меркурьев А. В
// Лекции по основам государственного
и муниципального
7. Пикулькин А. Б // «Система государственного управления» – 2007г.
8. Рой О. М // «Система государственного управления» – 2006г.
9. Чиркин В. Е // «Система государственного и муниципального
Информация о работе Государственное управление как социальное явление