Государственное управление как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.

Содержание

Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

     Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

     Исходя  из анализа научной литературы, исторической практики и тенденций социального  прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается несколько направлений  движения к данной цели.

     Особая  роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми  компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.

     Государство только в том случае может считаться  адекватной формой выражения интересов  гражданского общества, если оно посредством  системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.

     При анализе взаимосвязей государства  и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в  динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит, все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

     Высокие требования выдвигает общество перед государственным управлением с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.

     Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня при всей значимости накопленного опыта, животворящего искусства, только наука обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии применительно к советской науке очень многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

     Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает  все более громкое звучание. Два  столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность  производственного, или как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Ф.У. Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А что возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учёте философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний.

     С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и инновационные технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.

     И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Заключение

          Процесс государственного управления — это реализация специфических функций государства посредством управляющих воздействий на общество государственного аппарата. 
          Специфику государственного управления обуславливают характер и объем охватываемых этим управлением общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия — это решение общих дел, мобилизация общества на достижение общественно значимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп. 
          В первой главе курсовой работы рассмотрены вопросы специфики государственного управления. Показано, что внешняя среда системы государственного управления — это те силы, факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, которые оказывают непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питают его ресурсами или блокируют управленческие решения (действия) в случае неготовности к ним общества. 
Здесь же определено, что система государственного управления предполагает наличие субъекта и объекта управления, управляющих и управляемых. Его сущность во многом проявляется в характере взаимоотношений субъекта и объекта управления. В качестве субъекта управления выступают государственные органы, институты, организации и представляющие их или само государство в целом.  
          Кроме того, в данной главе рассмотрены функции, цели и принципы государственного управления, без которых государственное управление состояться не может. В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление. 
          Они могут видоизменяться или приобретать специфические очертания своей содержательной сущности в зависимости от того, на каком конкретно-историческом этапе своего развития находится государство и какой политический режим определяет характер государственной власти. 
Во второй главе курсовой работы рассмотрена сущность социального и государственного управления. Здесь представлена взаимосвязь социального и государственного управления, которая может быть определена как система правовых отношений, посредством которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида, создающих необходимые предпосылки для осуществления принадлежащих им прав, свобод и исполнения правовых обязанностей, преемственного перевода всей общественной системы в состояния, постоянно обеспечивающие их развитие и осуществление. 
          В данной главе также рассмотрены социально-политический аспект эффективности государственного управления и современные ориентации государственного управления в России.

          В результате выявлено, что государственное управление как деятельность многопланова. В сущности же своей — это деятельность целенаправляющая, организующая, регулирующая, активизирующая и контролирующая, подчиненная решению общественно значимых задач. Это и комплекс специфических, управленческих отношений, складывающихся внутри управленческой системы. 
          Таким образом, цель курсовой работы – выяснение сущности государственного управления как социального явления – считается достигнутой, поставленные задачи выполнены.

                                Список литературы

1. Атаманчук Г. В // «Теория государственного управления» – 2006г.

2. Глазунова Н. И // «Система государственного управления» – 2003г.

3. Колосова В. В // Лекции по теории управления – 2011г.

4. Конституция  Российской Федерации – 2010г.

5. Маркова А. Н // «Государственное управление в России» – 2002г.

6. Меркурьев А. В // Лекции по основам государственного и муниципального                             

                                 управления – 2011г.

7. Пикулькин А. Б // «Система государственного управления» – 2007г.

8. Рой О. М // «Система государственного управления» – 2006г.

9. Чиркин В. Е // «Система государственного и муниципального    

                                 управления» – 2006г.           

Информация о работе Государственное управление как социальное явление