Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа
Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.
Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы
В
этой связи мы задаёмся вопросом –
«К чему мы движемся?». Ответ на данный
вопрос дает возможность сконцентрировать
усилия на пути реформирования. В русле
этого концепцию государственного управления
России следовало бы базировать на решении
стратегически ключевой задачи развития
общества – на рациональном использовании
созданного в стране интеллектуального,
технологического, хозяйственного потенциала
для выхода на мировой рынок высоких технологий,
завоевания там конкурентоспособных позиций,
рынков сбыта. Такая стратегия предполагает
подведение под современный интеллектуальный
и технологический потенциал страны соответствующей
информационной базы, новых технологий,
без которых неизбежны отставание и проигрыш
конкурентам. В свою очередь, стратегически
важным представляется сохранение тех
позиций, на которых строится интеллектуальный
и технологический потенциал меняющейся
России: инфраструктура, традиционные
институты, потенциал образования, науки,
техники. Здесь необходимы опережающее
государственное мышление, помощь и управленческие
решения в смысле политики протекционизма.
2.Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление
Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.
Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимальное полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учётом сформированных в нём базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры. Главным координатором этого процесса может выступать государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.
Управление социальной системой означает способность субъекта сделать её динамику прогнозируемой и направляемой. Поэтому научное управление должно исходить из анализа управляемого объекта и выявления факторов, определяющих режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям. К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства. Объектом управленческого воздействия может являться не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая составляющая самого субъекта.
Государство – часть общества. В то же время оно отчуждается от общества, приобретает собственное бытие, более того, становится в значительной степени регулятором общественного развития и даже нередко становится над ним. Однако регулирующая роль государства по отношению к обществу ограничена, и это не может быть иначе. Государственное управления призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоёв за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.
Общество представляет собой целостный
организм со сложной структурой, с различного
рода индивидуальными проявлениями, равно
как и с функциями общего характера. Отсюда
потребность в выражении общей связи и
единства социальных процессов, которая
находит своё проявление в осуществлении
социального управления. Оно является
одним из ведущих условий нормального
функционирования и развития общества.
Социальное
управление как атрибут общественной
жизни выражается в признаках, предопределенных
общими чертами, свойственными управлению
как научной категории, а также особенностями
организации общественной жизни. Наиболее
существенное значение имеют следующие
признаки.
Во-первых,
социальное управление есть только там,
где проявляется совместная деятельность
людей. Сама по себе такого рода деятельность
(производственная и иная) ещё не в состоянии
обеспечить необходимое взаимодействие
её участников, бесперебойное и эффективное
выполнение стоящих перед ними общих задач,
достижение общих целей. Управление организует
людей именно для совместной деятельности
в определённые коллективы и организационно
их оформляет.
Во-вторых,
социальное управление своим главным
назначением имеет упорядочивающее воздействие
на участников совместной деятельности,
придающее взаимодействию людей организованность.
При этом обеспечивается согласованность
индивидуальных действий участников совместной
деятельности, а также выполняются общие
функции, необходимые для регулирования
такой деятельности и прямо вытекающие
из её природы (например, планирование,
координация, контроль).
В-третьих,
социальное управление имеет в качестве
главного объекта воздействия поведение
(действия) участников совместной деятельности,
их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого
характера, в которых опосредуется руководство
поведением людей.
В-четвертых,
социальное управление, выступая в роли
регулятора поведения людей, достигает
этой цели в рамках общественных связей,
являющихся, по сути, управленческими
отношениями. Возникают они, прежде всего
между субъектом и объектом в связи с практической
реализацией функций социального управления.
В-пятых,
социальное управление базируется на
определённой соподчиненности воль людей
– участников управленческих отношений,
так как их отношения имеют сознательно-волевое
опосредование.
Воля управляющих приоритетна по отношению
к воле управляемых. Отсюда - властность
социального управления, означающая, что
субъект управления формирует и реализует
"господствующую волю", а объект подчиняется
ей. Так выражается властно-волевой момент
социального управления.
Следовательно,
власть есть специфическое средство, обеспечивающее
следование воли управляемых воле управляющих.
Так происходит волевое регулирование
поведения людей, а в условиях государственной
организации общественной жизни обеспечивается
необходимое "вмешательство" государственной
власти в социальные отношения.
В-шестых,
социальное управление нуждается в особом
механизме его реализации, который олицетворяют
субъекты управления. В роли таковых выступают
определенные группы людей, организационно
оформленные в виде соответствующих органов
управления (общественных либо государственных),
или же отдельные, имеющие право на это
лица. Их деятельность, имеющая специфическое
назначение и особые формы выражения,
является управленческой.
Управление,
понимаемое в социальном смысле, многообразно.
В самом широком виде оно может пониматься
в качестве механизма организации общественных
связей. Здесь можно говорить о том, что
задачи и функции этого механизма практически
выполняют все государственные органы
независимо от их конкретного назначения,
а также общественные объединения.
Социальное
управление имеет и специальный смысл.
Его обычно характеризуют как государственное
управление, под которым понимается специфический
вид государственной деятельности, отличный
от ее иных проявлений (например, законодательная,
судебная, прокурорская деятельность),
а также от управленческой деятельности
общественных объединений и других негосударственных
формирований (трудовые коллективы, коммерческие
структуры). Государственное управление
– разновидность социального управления,
с функционированием которого традиционно
связано формирование особой правовой
отрасли – административного права.
2.2 Социально-политический
аспект эффективности
государственного управления.
Эффективность государственного управления – это не чисто технологическая проблема, а проблема, имеющая исторический подтекст. То есть, неэффективное государственное управление является следствием того общественного устройства, которое не способно включить в активные социальные механизмы большинство людей.
Понять сущность общественного строя важно, так как это означает понять содержание, расстановку и соотношение общественных сил в стране; соотношение их интересов; суть социальных противоречий и вытекающих из этого понимания задач, стоящих перед обществом в целом (в целях его выживания и устойчивого, стабильного развития) и перед общественными политическими силами, способными решать эти задачи. В нашей политологической литературе наиболее распространены два доминирующих способа определения содержания общественного строя, у истоков которых, по общему мнению, стоят Маркс, с одной стороны, и Токвиль – с другой. Первый способ: видеть содержание, суть, корневую систему общественного строя – в экономике, в отношениях собственности. В этом случае основными «идеальными типами» современного строя выступают: общество частной собственности – «капитализм» и общество общественной собственности – «социализм» (с возможными вариациями между этими двумя основными полюсами). Различия форм политической власти, особенностей политических режимов в этой системе теоретических координат – малозначимы. На такой точке зрения стояла официальная общественная наука страны «реального социализма». И другой способ определения: видеть основу, суть общественного строя – в политике, в политической системе, в режиме власти. Исходить из «главенства политики» – как призывает Раймон Арон. И тут – свои два «идеальных типа»: «демократия» и «тоталитаризм». В этой системе теоретических координат второстепенными и малозначащими для понимания сути общественного строя выступают отношения собственности. Реальное содержание, действительное лицо общественного строя определяется комбинацией этих двух факторов (экономики и политики, типа собственности и типа власти). Причем речь идет о факторах, не находящихся в состоянии односторонней детерминации по отношению друг к другу. Они (и их конкретное соотношение) определяются другими, более глубоко лежащими обстоятельствами (в основе их взаимодействия лежит, разумеется, некое «третье общее» – то, что, возможно, может быть обозначено как «культура». Указанные факторы, взаимодействуя друг с другом (в разные эпохи по-разному) и определяют, в первую очередь, специфическое лицо общественного строя, характер социальных общностей и тип их взаимодействия. В этой связи нам нужно проанализировать этапы становления общественного строя в нашей стране и тогда перед нами откроется сущность, специфика того, что мешает повышению эффективности государственного управления:
1.20-е годы общественный строй складывался, отлаживался, проходили испытание те или другие его варианты: военный коммунизм, НЭП, государственный капитализм (в той его своеобразной трактовке – когда государство «пролетарское», а в экономике «разрешается» частная собственность, элементы рынка и капитализма), смешанная многоукладная экономическая система и т.п. К концу 20-х годов исторический выбор был сделан.
2.1930–1953 г. – Это была система, с точки зрения экономической, государственно-номенклатурной собственности, и с точки зрения политической – система тоталитаризма.
3.1953–1985 г. – Экономические подвижки в рамках номенклатурного рынка, так как не только занимаемое место приравнивается к количеству услуг, а происходит обмен привилегиями и благами. Экономическое изменение влекло за собой и изменение политическое: тоталитаризм смягчался, превращался в «авторитаризм» (с некоторым обособлением названных «рыночных» отношений от идеологии и политики).
4. Середина 80-х годов – сложились две «реформаторские» тенденции, которые тогда еще не отделялись друг от друга и вместе поддерживали горбачевское руководство. Это – течение «номенклатурного реформаторства» и движение реформаторства народного, демократического. Внешне, в общем виде, их требования совпадали: изменение экономических отношений, форм собственности, определявшееся как разгосударствление собственности, приватизация, рынок; и изменение политических отношений от тоталитаризма (и авторитаризма) к демократии.
5.
Конец 80-х – начало 90-х годов. Здесь
заключается существенный, концептуальный
просчёт, который стимулировал то устройство
общества, когда большинство населения
превратилось в социальных аутсайдеров.
Реформы были необходимы, декларируемые
задачи не совпали с реальностью. Е. Гайдар
в своей книге «Государство и эволюция»
так охарактеризовал свои реформы: «переход
от бюрократического к открытому рынку»,
«от скрытой, номенклатурной к открытой,
демократической, приватизации», «от государственно-
Таким
образом, можно прийти к выводу о
том, что одной из существенных причин
неэффективности
2.3 Современные ориентации государственного управления в России
Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности государственного управления выступает социальность – насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Если нет соответствия государственного управления и его основного проявления – управляющих воздействий – потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.
Долгое время у нас в политике и науке под влиянием ряда причин считалось, признавалось и утверждалось, что при социализме соответствие между государственным управление и закономерностями и формами общественной жизнедеятельности достигается и поддерживается как бы автоматически, уже хотя бы потому, что власть и собственность после революции переходят в руки трудящихся. Между тем история социализма показала, что не все так просто и ничто не приходит само собой. И в нашем обществе сохраняется и рождается множество противоречий, существуют и воспроизводятся сложнейшие проблемы, имеют место явления отчуждения, возникают общественные напряжения, а государственное управление может терять необходимые взаимосвязи с обществом, превращаться в разрушительную и консервативную силу.
Государственное управление, которое мы получили в наследство от предыдущих этапов социалистического строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественноисторическому движению, пытается его тормозить, а если это не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям.
Информация о работе Государственное управление как социальное явление