Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа
Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.
Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы
Развивающееся общество формирует свои потребности как социальный заказ системе управления.
Потребности трансформируются в интересы (т.е. потребности, осознанные и адресованные какому-либо субъекту, способному их удовлетворить); интересы в свою очередь принимают форму требований.
Требования по содержанию могут быть: распределительными (относительно ресурсов – природных, денежно-финансовых, людских, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи, разного рода услуг); регулировочными (контроль за рынком, производителями, безопасностью); коммуникативными (предоставление информации, возможностей демонстраций, митингов). Поскольку представления различных групп населения о справедливом распределении ресурсов не совпадают, требования могут накапливаться, перегружать, дестабилизировать систему управления: создаётся ситуация нестабильной системы управления. Накапливание требований, иными словами государственных политических и административных структур к интересам и потребностям социальных групп, что характерно для закрытой политико-административной системы, неадекватно реагирующей на требования общества, веление времени.
На уровне входа необходима для управляющей системы также и поддержка со стороны общества, ресурсная «подпитка» для реализации требований. Поддержка возможна материальная и нематериальная, она является формой выражения лояльности, благожелательности к власти, режиму и означает усиление управляющей системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, законопослушание, признание и следование директивам властей, проведение демонстраций в поддержку политики и решений правительства.
В случае, если требования перегружают управляющую систему, а поддержка, возможности общества, ресурсное обеспечение недостаточны, то неизбежны кризисные ситуации в управлении, ибо политика и управление – искусство возможного.
Главным результатом функционирования системы государственного управления, создающим эффект на выходе системы, являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер или на выходе появляются властные административные решения исполнительных органов; касаться вопросов распределения или перераспределения собственности, государственного имущества, ценностей, ресурсов, укрепление правопорядка и законности, защиты прав и свобод граждан; быть в форме новых правовых нормативных актов (законов, указов, постановлений), инвестиций, ассигнований на конкретные нужды. При этом чрезвычайно важно, чтобы:
1. Управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия, иначе систему управления и в целом государство трудно назвать правовым. Здесь уместно выделить принципиальный и специфический для управления момент: если в обществе (управляемой системе) какой-либо субъект права (физическое или юридическое лицо) вступает в отношения с другими субъектами права, он может действовать согласно формуле «можно всё, но что не запрещено законом». В то же время субъект, должностное лицо управляющей системы при воздействии на управляемые объекты руководствуется ограничительной формулой – «можно только то, что разрешено законом». Закон и инструкция не могут вместить всё многообразие жизни. Отсюда усмотрительная управленческая деятельность. Она создаёт как возможность злоупотребления властью, так и возможность творческого управляющего воздействия в интересах человека.
2.Управляющая система может стабильно функционировать только как открытая система по признаку «вход – выход», когда каждому сигналу, поступающему на вход системы, соответствует отклик, выходной системы. Конечно, степень открытости может быть различной, она зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся естественные ограничения, обусловленные необходимостью соблюдать государственную, служебную, профессиональную тайну; ко вторым – ограничения надуманные, бюрократические.
Адекватность управления возможностям и запросам общества – одна из закономерностей системы государственного управления. Её нарушение заметно обществу: управляющая система начинает работать на себя, бюрократия становится «глухой», власть используется чинами для чинов, а не для людей, политические решения государственной власти становятся непонятными, неприятными. Это неизбежно рождает процесс стагнации управляющей системы, а в обществе появляются силы, желающие «помочь» ей умереть. Если управленческие решения и действия (политические или административные) не устраивают общественную среду, то информация об этом поступает в систему управления и необходимы переориентировка усилий, изменение задач и тактики. Это – одно из условий самосохранения системы. В целом, прямые (непосредственное влияние государства на объект) и обратные (сотрудничество, взаимодействие не только реакции на управляющее воздействие, но и постановка вопроса об их создании) связи выполняют роль регулятора, компаса, настройки обеспечивают качество, эффективность управляющего воздействия.
Итак,
государственное управление -
это практическое, организующее и регулирующее
воздействие государства на общественную
и частную жизнедеятельность людей в целях
ее упорядочения, сохранения или преобразования,
опирающееся на его властную силу. 4
1.2 Цели государственного управления.
Сформулировать и обосновать цели государственного управления – это крайне сложная и ответственная задача. Поскольку цель определяется субъектом управления осознанно, то наряду с рациональным моментом она содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Поэтому нерациональный элемент всегда присутствует в цели, её нельзя взять в объективной действительности в готовом виде, а нужно определить и надлежащим образом сформулировать, доказательно обосновать. На данный процесс влияют прошлый опыт, имеющиеся средства, наиболее актуальные потребности.
Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать по приоритетности, но учесть все потребности и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть их возможные изменения.
Можно сказать, что цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учёта их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей, интересов.5
Народ на государственном
Переход к подлинной (не
Существует системообразующие
1. Общественные источники возникновения и фиксирования государственного управления.
2. Субъективная сторона
3. Иерархия целей
Построение абсолютное
По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:
Разумеется, данная иерархия целей государственного управления во
многом условна, является предметом логических размышлений, но она создаёт известный ориентир, «шкалу отсчёта» в данном вопросе и позволяет оценивать управленческую практику с точки зрения того, что она даёт обществу и какие в нём осуществляет цели.
И в завершении этого вопроса хотелось бы отметить ресурсное обеспечение целей государственного управления:
1. Ресурсы права – система законодательства (меняются от поставленных целей).
2. Ресурсы демократии – связаны с политикой.
3. Ресурсы организации – для цели необходимо создать единицу организации.
4. Ресурс знания – инновационно-
5. Природные ресурсы
6. Человеческие ресурсы –
1.3 Функции государственного управления.
Функция – это производная, вторичная категория по отношению к целям. Каждый государственный орган выполняет определённую часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов государственного управления, то есть конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.
Функция управления – это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последнее реагируют и воспринимают.
Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию со стороны государства. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей.
Функции государственного
Информация о работе Государственное управление как социальное явление