Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов хозяйственной деятельности предприятия, выработка предложений по совершенствованию системы планирования и анализа хозяйственного риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть сущность хозяйственного риска, его роль в планировании;
рассмотреть этапы виды риска, его показатели и методы оценки;
Введение 4
1 Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании 6
2 Виды риска, его показатели и методы оценки 10
3 Анализ и планирование риска на ОАО «Савушкин продукт» 20
3.1 Характеристика деятельности ОАО "Савушкин продукт" 20
3.2 Анализ и планирование риска на ОАО "Савушкин продукт" 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 32
Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных точек.
Первая точка (DПP = 0 и В = ВР) определяет вероятность нулевых потерь прибыли.
Вторая точка (DПP = ПРР и В = Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т.е. полной потерей прибыли, вероятность которой равна Вд. Точки 1 и 2 являются пограничными, определяющими положение зоны допустимого риска.
Третья точка (DПP = ВР и В = ВКР) соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна ВКР. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.
Четвертая точка (DПP = ИС и В = ВКТ) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.
Рис. 2.3 Типичная кривая распределения вероятностей возникновения определенного уровня потерь прибыли
Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.
Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.
Если вероятность катастрофической потери выражается показателем, свидетельствующим об ощутимой угрозе потери всего состояния (например, при его значении, равном 0,2), то предприниматель заведомо откажется от такого проекта и не пойдет на подобный риск.
Таким образом, если при оценке риска удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить четыре характерные точки (наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой, критической и катастрофической потери), то задачу такой оценки можно считать успешно решенной.
Знания величин этих показателей достаточно, чтобы в подавляющем большинстве случаев идти на обоснованный риск.
Предпринимателю, оценивающему риск, больше свойственен не точечный, а интервальный подход. Ему важно знать не только, что вероятность потерять 1000 руб. в намечаемой сделке составляет, скажем, 0,1, или 10 %. Он будет также интересоваться, насколько вероятно потерять сумму, лежащую в определенных пределах (в интервале, например, от 1000 до 1500 р.).
Наличие кривой вероятности потери позволяет ответить на такой вопрос путем нахождения среднего значения вероятности в заданном интервале потерь.
В процессе принятия плановых решений о допустимости и целесообразности риска важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и является основным показателем риска.
Вероятность того, что потери не превысят определенного уровня, служит показателем надежности плана. Очевидно, что показатели риска и надежности тесно связаны между собой.
Знание показателей риска — Вр, Вд, Вкр, Вкт— позволяет выработать суждение и принять решение об осуществлении проекта. Но для такого решения недостаточно оценить значения показателей (вероятностей) допустимого, критического и катастрофического риска. Надо еще установить или принять предельные величины этих показателей, выше которых они не должны приниматься в плане, чтобы не попасть в зону чрезмерного, неприемлемого риска.
Предельные значения вероятностей возникновения допустимого, критического и катастрофического риска соответственно обозначаются Вд, ККР, ККТ. Величины этих показателей в принципе должна устанавливать и рекомендовать прикладная теория предпринимательского риска. По мнению авторитетных ученых-практиков, например Врублевского Б.И. (см. Врублевский Б. И. Основы предпринимательской деятельности. Гомель: Гомельский государственный университет, 1993) можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска Кд = 0,1; Ккр = 0,01, ККТ=0,001, т.е., соответственно 10, 1 и 0,1 %. Это означает, что не следует идти на предпринимательскую сделку, если в 10 случаях из ста можно потерять всю прибыль, в одном случае из ста потерять выручку и хотя бы в одном случае из тысячи потерять имущество.
В итоге, имея значения трех показателей риска и критериев предельного риска, сформулируем самые общие условия приемлемости риска при планировании проектов:
• показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения (Вд < Кд);
• показатель критического риска должен быть меньше предельной величины (Вкр < Ккр);
• показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня (Вкт < Ккт).
Следовательно, главное в оценке хозяйственного риска состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь или хотя бы в определении зон и показателей допустимого, критического и катастрофического риска.
Рассмотрим способы, которые могут быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь.
В числе прикладных способов построения кривой риска выделим статистический, экспертный, расчетно-аналитический.
Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.
Если статистический массив достаточно представителен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, которая и является искомой кривой риска.
При определении частоты
возникновения некоторого уровня потерь
путем деления числа
Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей или специалистов.
Желательно, чтобы эксперты дали свои оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым затем можно было бы найти средние значения экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей.
Можно даже ограничиться получением экспертных оценок вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках. Иными словами, надо установить экспертным путем показатели наиболее возможных допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности.
По этим четырем характерным точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь. Конечно, при небольшом массиве экспертных оценок график частот недостаточно представителен, а кривую вероятностей, исходя из такого графика, можно построить лишь сугубо приблизительным образом. Но все же определенное представление о риске и характеризующих его показателях будет, а это уже намного больше, чем не знать ничего.
Расчетпо-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску.
Элементы теории игры в принципе применимы ко всем видам предпринимательского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового риска на основе теории игр пока не созданы.
И все же можно, например, исходить из гипотезы, что действует закон распределения потерь. Однако и в этом случае предстоит решить непростую задачу построения кривой риска.
В заключение еще раз можно отметить, что методы анализа и оценки предпринимательского риска необходимо совершенствовать и создавать новые.
3 Анализ и планирование риска на ОАО «Савушкин продукт»
3.1 Характеристика деятельности ОАО «Савушкин продукт»
ОАО «Савушкин продукт» - один из крупнейших и наиболее известных на территории Республики Беларусь производителей натуральной молочной продукции.
В декабре 1976 года с конвейера Брестского молочного комбината сошла первая продукция. Через 18 лет комбинат был преобразован в Открытое Акционерное Общество «Брестский молочный комбинат». 25 марта 2005 года на основании решения общего собрания акционеров ОАО «Брестский молочный комбинат» переименовано в ОАО «Савушкин продукт». 8 апреля 2005 года Брестский областной исполнительный комитет зарегистрировал ОАО «Савушкин продукт» в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 13 апреля предприятию было выдано свидетельство о государственной регистрации.
В ноябре 2006 года свой 5-летний юбилей отмечает торговая марка «Савушкин продукт», которая на сегодняшний день является популярным брэндом. Первую продукцию под торговой маркой «Савушкин продукт» Брестский молочный комбинат выпустил в ноябре 2001 года. Работы по разработке и выводу брэнда «Савушкин продукт» были начаты еще в мае 2001 года по инициативе и решению директора предприятия - Савчица Александра Васильевича. Из предложенных более чем 60 названий торговой марки, было принято словесное выражение «Савушкин продукт», в основу которого было положено старославянское имя Савелий. Оно является символом человека-хозяина, труженика, доброго хранителя традиций производства молочных продуктов.
Сегодня в компании работает 1558 человек, из них каждый четвертый имеет высшее образование. Средний возраст работающих — 36 лет. Благодаря добросовестному, кропотливому труду своих работников, ОАО «Савушкин продукт» стал лидером на белорусском рынке молочной продукции. В настоящее время в компании производится более 200 наименований натуральной молочной и соковой продукции, которая способна удовлетворить самый изысканный вкус. Производственные мощности позволяют перерабатывать более 1000 тонн молока в сутки. Производство продукции осуществляется на современном оборудовании последнего поколения с использованием высококачественного сырья и современной упаковки от лучших поставщиков. Только за 10 месяцев текущего года компания инвестировала в техническое переоснащение производства более 26 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода 2005 года в 1,7 раз. За 5 лет в техническое перевооружение предприятия вложено 64,5 млрд. рублей. Коэффициент обновления основных средств за истекший период 2006 года составил 30%, тогда как в 2001 году он составлял только 2,8%.
Летом 2006 года на OAО «Савушкин продукт» произведен запуск новой линии фирмы «Вестфалия» по производству мягкого творога – кварка. Эта уникальная технология позволяет производить принципиально новый вид творога, который получается в результате сквашивания высококачественного молока бактериальной закваской с последующим удалением сыворотки при помощи сепаратора. Линия полностью автоматизирована, оснащена установкой стерильного воздуха, что позволяет выпускать продукцию без применения высокотемпературной обработки, максимально сохраняя витамины, микроэлементы и полезные вещества.
В результате на основе кварка выпущен целый ряд оригинальных новинок для потребителей с самыми разнообразными запросами и вкусами. Это кварк «Творожок Нежный», паста десертная с кусочками фруктов «Наслаждение», закусочная паста «На хлебушек» с традиционным вкусом огурчика с укропом и экзотическим вкусом «мексиканских специй», детская паста «Монтик» с витаминами и кусочками фруктов, творожная паста «Наслаждение» политая шоколадом (аналогов которой среди отечественных производителей нет).
Продукция должна быть не только вкусной, качественной, а непременно полезной и натуральной. Эту политику разделяет весь коллектив предприятия.
В своей деятельности ОАО «Савушкин продукт» не стоит на месте, а ежегодно добивается все новых высот. Победы во множестве республиканских и зарубежных конкурсах-выставках в 2006 году в очередной раз стало подтверждением лидерства и признания натуральных молочных продуктов компании «Савушкин. продукт». Только в 2006 году компания приняла участие в республиканских конкурсах и выставках: общественной акции «Олимпийское качество», «Брэнд года» «Выбор года», конкурс-дегустация «ГУСТ 2006», выставке «Продэкспо 2006» г. Минск, специализированная выставка Содействие здоровому образу жизни 2006 г. Брест. На территории России - «Продэкспо-2006» г. Москва, World Food г. Москва. Множеством дипломов и медалей было отмечено высокое качество молочной продукции, ОАО «Савушкин продукт», новизна для рынка Белоруссии и России, как самих продуктов, так и упаковки.
Сырьевую зону комбината составляют 72 хозяйства Брестской области. Удельный вес молока, заготавливаемого у населения, в общем объеме поступающего сырья занимает 12%. На сегодняшний день все молоко на предприятие поступает в охлажденном виде и полностью очищается от бактерий. В этом году в Беларуси молоко начали оценивать не только по проценту содержания молочных жиров, но и по белку, как это принято в мировой практике. Согласно данных статистического исследования, проводимого Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ, по уровню содержания белка в молоке - молоко «Савушкина продукта» лидирует.
Информация о работе Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании