Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов хозяйственной деятельности предприятия, выработка предложений по совершенствованию системы планирования и анализа хозяйственного риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 рассмотреть сущность хозяйственного риска, его роль в планировании;
 рассмотреть этапы виды риска, его показатели и методы оценки;

Содержание

Введение 4
1 Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании 6
2 Виды риска, его показатели и методы оценки 10
3 Анализ и планирование риска на ОАО «Савушкин продукт» 20
3.1 Характеристика деятельности ОАО "Савушкин продукт" 20
3.2 Анализ и планирование риска на ОАО "Савушкин продукт" 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 32

Работа состоит из  1 файл

Планирование_(курсовая).doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

За 10 месяцев 2006 года предприятием переработано 230,8 тыс. тонн молока, что  составило 117% к уровню прошлого года. Доля ОАО «Савушкин продукт» на рынке ЦМП республики составляет около 16%.

В настоящее время  работа ведётся над внедрением на комбинате проекта по переработке  сыворотки.

Компания «Савушкин  продукт» осуществляет постоянный контроль качества поступающего сырья, материалов, тары и, конечно же, производимой продукции. Многоступенчатый контроль качества на предприятии осуществляется аккредитованной производственной лабораторией.         

Предприятие первое в  молочной отрасли сертифицировало  систему качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 (2000 год—сертификат соответствия СТБ ИСО 9001-96; 2003 год — сертификат соответствия системы менеджмента качества разработки и производства молочной продукции на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001). В 2003 году на предприятии разработана и внедрена система качества на основе принципов ХАССП (Диализ Рисков и Контроль Критических Точек), а в 2004 году - экологическая сертификация по системе ИСО-14001. В 2006 году ОАО «Савушкин продукт» осуществляет планомерное внедрение серии стандартов системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18000.

Рынок Республики Беларусь всегда будет иметь первоочередное значение. Но экспортная позиция так же достаточно привлекательна. Если анализировать 10 месяцев текущего года, то можно отметить, что за этот период темп роста экспорта к аналогичному периоду 2005 года составил 160,3%. По итогам 10-ти месяцев работы удельный вес экспорта в общем объеме производства составил 30,9%. География продаж компании в России: от Смоленска до Норильска.

Опираясь на данные исследований AC NIELSEN, можно отметить, что за истекший период 2006 года только на Московском рынке белых творогов доля ОАО «Савушкин продукт» выросла в 5 раз. В Москве продукция продается практически во всех крупных торговых сетях (около 1000 торговых точек) - это Метро, Реал, Ашан, 7-ой континент, Перекресток, Рамстор, Патерсон, Билла, Копейка, Пятерочка, Магнит и др. Объемы продаж в столице в этом году выросли вдвое. В целом доля московского региона составляет более 50%, от всего экспорта. Поставки в Россию мы начинали со своих брэндовых продуктов - таких как творог «101 зерно + сливки». В настоящее время экспортируем более 60 наименований, среди которых можно выделить  сметану,  кефир,  а также  творог  "Савушкин Хуторок" в новой удобной упаковке. Не так давно на прилавках московских магазинов появились новинки: кварк «Творожок Нежный» и паста творожная десертная «Наслаждение» с натуральными фруктовыми наполнителями. Линейка нашей продукции постоянно расширяется.

Помимо российского  рынка идет отгрузка в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину.

Следующим этапом своего развития компания видит получение  «номерного завода ЕС» и выход  на рынок стран Европейского союза.

В конце декабря 2005 года ОАО «Савушкин продукт» было реорганизовано путем присоединения агропроизводственного филиала «Олтуш», далеко не лучшего хозяйства Малоритского района Брестской области, поставив перед собой цель: показать, что «и на земле можно работать безубыточно».

В сентябре текущего года АПФ реформировано в ЧУП «Савушкино». За текущий год предприятие инвестировало  в хозяйство более 10 млрд. рублей. За этот период построили и ввели  в эксплуатацию ферму 1000 голов дойного  стада, приобрели 19 единиц техники, строим жилье. Осенью сдали 10 одноквартирных домиков, впереди - строительство агрогородока. Надо отметить, что есть результат: урожайность зерновых - 30 ц с га, что выше средней по Малоритскому району, за истекший период текущего года надои на корову составили 5 500 кг молока, что практически вдвое выше прошлогодних. «Савушкино» переживает второе рождение.

Осенью 2006 года ОАО «Савушкин  продукт» подписало «Глобальный  договор». Это Международная инициатива ООН, работающая в 85 странах. Ее участниками являются около 3 тысяч ведущих мировых компаний. Глобальный договор направлен на соблюдение десяти принципов, которыми должна руководствоваться компания в сфере своей деятельности: в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Неотъемлемой частью предприятия-участника Глобального договора является КСО (корпоративная социальная ответственность).

В своей деятельности, коллектив ОАО «Савушкин продукт» всегда руководствуется не только действующим  законодательством, но и общепринятыми человеческими принципами и ценностями. Что же означает понятие «корпоративная социальная ответственность» для сотрудников предприятия? Это целый ряд ответственностей: перед потребителями, акционерами, деловыми партнерами, сотрудниками и обществом в целом.

ОАО «Савушкин продукт» стремится быть самым выгодным и  надежным партнером для акционеров и потребителей, и лучшим работодателем - для сотрудников компании. Руководство предприятия делает все для того, чтобы все клиенты, сотрудники и жители тех регионов, где представлена продукция, производимая организацией, уважали ОАО «Савушкин продукт» за честность, открытость, профессионализм его сотрудников и, как результат, за стабильное качество выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ и планирование риска на ОАО «Савушкин продукт»

 

 

Анализ риска предприятия  позволяет выявлять зоны риска для  выбранной стратегии, а также  определить вероятность его наступления  и последствия для успеха стратегии.

Стратегией ОАО «Савушкин  продукт» является:

    1. закрепление позиций на белорусском рынке;
    2. дальнейшее завоевание российского рынка;
    3. выход на рынок Европейского Союза.

Эта стратегия может  быть достигнута за счёт постоянного  контроля качества выпускаемой продукции. увеличения производственных мощностей, развития транспортных сообщений и расширения партнёрской сети, выпуска новых уникальных товарных позиций и проведения активных мероприятий по продвижению своей торговой марки «Савушкин продукт».

Так, к примеру, для осуществления одного из положений стратегии, а именно завоевания российского рынка, необходимо постоянно расширять ассортимент. Одним из ведущих продуктов на рынке Москвы является творог в упаковке мультивак и тупл. Творог идёт 1% и 7%. Поэтому для роста объёмов продаж и соответственно прибыли необходимо московскому потребителю предлагать творог и другой жирности, и в другой упаковке, и с наполнителями (курагой, изюмом и т.п.), также предусмотреть позиционирование на разные сегменты (товар дешёвой серии, товар премиум класса).

Из данного примера  видно, чтобы избежать хозяйственных рисков  (убытков) необходимо всесторонне просчитывать ситуацию на рынке: ассортимент продукции необходимо постоянно расширять, получать обратную связь от потребителей, совершенствоваться для того, чтобы предприятие процветало.

На предприятии ОАО  «Савушкин продукт», как  и на любом другом предприятии на следующий год составляется бизнес-план: для просчёта экономики будущего года, определения критических точек, факторов негативно влияющих на политику предприятия. В бизнес-плане отражается стратегия развития на год, просчитываются показатели рентабельности выбранного направления, планируются риски.

В своей работе рассмотрю  раздел бизнес-плана, касающейся ассортиментной политики.

Компания выпускает более 200 ассортиментных позиций. Такой широкий ассортимент требует внимательного отношения к имеющимся позициям, т.е. необходимо следить за жизненным циклом продуктов, вовремя поддерживать их, расширять по вкусовым наполнителям, по грамматуре, совершенствовать упаковку (т.к. этого диктует рынок). Кроме того, необходимо отслеживать экономику по продуктам: так в летний сезон рентабельность продуктов на 5-7% выше, чем в зимний, кроме того, качество молока также лучше в летний период, чем в зимний в силу естественных причин.

Огромное значение уделяется специалистами предприятия расширению ассортимента. Следует отметить, что только за 10 месяцев 2006 года ОАО «Савушкин продукт» освоил новой продукции на сумму 6 232 млн. белорусских рублей, что составило 3,4% к общему объему произведенной за 10 месяцев продукции. В 2005 году за соответствующий период было освоено новой продукции на 2 179 млн. белорусских рублей, что составило 1,5% к общему объему произведенной продукции. В 2006 году предприятие порадовало своих покупателей множеством интересных и вкусных продуктов: напиток йогуртный с соком «Актив Стиль», йогуртный мусс «Аэромусс», «Кефирчик» с огурцом и укропом, масло «Вологодское», масло «Савушкино золото».

У некоторых продуктов, выпускаемых ОАО «Савушкин продукт» отрицательная рентабельность (как и предприятий-конкурентов молочной отрасли). Например, молоко, кефир в полиэтиленовой плёнке, творог фасованный в фольге по 200г 1% и т.п. Но данная продукция (касается традиционных видов) является социально-значимой, в связи с этим предприятие не может её не  выпускать совсем, оно обязано её выпускать на Брест и Брестскую область при любой рентабельности и не может повышать цену более, чем на разрешённый процент 0,6% в месяц. Кроме того, анализируя расчет цены по молоку в упаковке Lean Pack также говорим о нецелесообразности его выпуска. Данный продукт был бы целесообразен в случае полной загрузки оборудования. А в случае недозагрузки все расходы  (амортизационные отчисления, фонд заработной платы и др.) распределяются на выпускаемый объём продукции, что крайне неприемлемо с т.зр. маркетингового подхода: данный продукт становится неконкурентоспособным.

Кроме «старых» позиций, необходимо выводить в 2007 году и новые продукты, которые требуют детальной проработки специалистами, как технологами, так и экономистами планово-экономического отдела, маркетологами.

Рассмотрим внедрение  в ноябре 2006 года в ассортиментную группу «Масла фасованного»  масла «Савушкино золото» (рис.3.1). Расширение данной группы обосновано плохой экономикой - убытками, которые предприятие несёт от выпуска масла весового и поэтому отчасти предприятие вынуждено сокращать свои убытки путём внедрения нового вида. Т.о. издержки предприятия будут снижены.

Масла «Савушкино золото» отличается от масел выпускаемых производителями белорусского рынка своими уникальными потребительскими качествами.

Это масло позиционируется, как элитное масло, т.к. изготавливается  только из отборного высококачественного  молока из экологически чистых районов, для производства 1 килограмма этого  масла требуется больше молока, чем для производства 1 килограмма другого масла. Оно обладает лёгким «ореховым» привкусом благодаря уникальной технологии обработки сливок, что является основным конкурентным преимуществом.

Рис. 3.1 Масло «Савушкино золото»

 

Решению о выработке  данного вида масла предшествовали несколько этапов. Во-первых, это  проведение маркетингового исследования в г.Бресте и г.Минске (опрошено 200 респондентов) о знании особенностей масел данного вида (с необычным  привкусом). Были получены результаты, которые способствовали положительному решению  о выводе данного масла на потребительский рынок.

Во-вторых, анализировали рынок масла в Республике Беларусь по ценовому признаку. Результаты представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 Анализ цен  конкурентов на масло фасованное

Производитель

Продукт

Упаковка

грамматура, кг

жирность, %

Цена склад  без НДС, руб.

ОАО "Барановичский  МК"

Масло "Крестьянское"

фас

0.1

 

596

ОАО "Барановичский  МК"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1123

ОАО "Барановичский  МК"

Масло слив. "Любительское"

фас

0.2

 

1283

ОАО "Беллакт" Волковыск

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1419

СОАО "Беловежские  сыры"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1285

ОАО "Березовский сыродельный  комбинат"

Масло "Беловежское" "Нежное"

фас

0.2

 

1101

ОАО "Березовский сыродельный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.5%

1162

ОАО "Борисовский молочный комбинат" т.м. "Здравушка"

Масло "Крестьянское"

фас

0.18

 

1044

ОАО "Савушкин продукт"

“Домашнее”

фас

0.1

75.0%

873

ОАО "Савушкин продукт"

“Домашнее”

фас

0.2

75.0%

1497

ОАО "Савушкин продукт"

«Сладкосливочное»

фас

0.2

82.5%

1518

ОАО "Савушкин продукт"

«Любительское» 

фас

0.2

78.0%

1518

ОАО "Савушкин продукт"

“Крестьянское” 

фас

0.2

72.5%

1379

ОАО "Гродно молкомбинат" т.м. Молочный мир

Масло "Крестьянское" несолёное

фас

0.2

 

1339

ОАО "Клецкий маслодельный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.5%

1015

ОАО "Клецкий маслодельный комбинат"

Масло "Сладкосливочное"

фас

0.2

82.5%

1084

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.5%

1246

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Столичное"

фас

0.2

62.0%

1186

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Столичное"

фас

0.2

70.0%

1218

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Столичное"

фас

0.2

73.0%

1333

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1327

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Отменное"

фас

0.2

 

1184

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Любительское"

фас

0.2

78.0%

1390

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Сладкосливочное"

фас

0.2

82.5%

1503

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Столичное"

фас

0.2

73.0%

1336

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Столичное"

фас

0.2

70.0%

1282

ОАО "Молочные продукты" Гомель

Масло "Крестьянское"

фас

0.1

 

659

ОАО "Молочные продукты" Гомель

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1159

ОАО "Молоко" г.Витебск

Масло "Крестьянское"

фас

0.1

73.0%

643

ОАО "Молоко" г.Витебск

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

73.0%

1293

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.1

 

610

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1243

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло "Берестье" домашнее

фас

0.2

 

1226

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло "Любительское"

фас

0.2

 

1275

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло "Берестье" дорожное

фас

0.2

 

1285

ОАО "Полоцкий молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.5%

1295

ОАО "Полоцкий молочный комбинат"

Масло любительское

фас

0.2

78.0%

1496

ОАО "Полоцкий молочный комбинат"

Масло сладкосливочное  коровье

фас

0.2

82.5%

1516

ОАО "Поставский молочный завод"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.0%

1312

ОАО "Слуцкий сыродельный  комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.1

72.5%

565

ОАО "Слуцкий сыродельный  комбинат"

Масло "Любительское"

фас

0.1

82.5%

580

ОАО "Слуцкий сыродельный  комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72.5%

1130

ОАО "Солигорский молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

72,5%

1195

ОАО "Солигорский молочный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

кг

72,5%

5400

ОАО "ГМЗ №1"

Масло крестьянское

фас

0.25

 

1421

ОАО "ГМЗ №1"

Масло крестьянское

фас

0.18

 

1083

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Росинка"

фас

0.2

80.0%

952

ОАО "Солигорский молочный комбинат"

Масло сладкослив., несолёное

фас

0.2

82.5%

6050

ОАО "Лидский молочно-консервный комбинат"

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1112

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Масло сладко-сливочное

фас

0.2

 

1353

ОАО "Молочные продукты" Гомель

Масло "Крестьянское"

фас

0.2

 

1159

ОАО "ГМЗ №1"

Масло крестьянское

фас

0.2

 

1220

ОАО "Щучинский маслосырзавод"

Масло Крестьянское

фас

0.2

 

1100

ОАО "ГМЗ №3"

Масло крестьянское

фас

0.2

82.5%

1354

ОАО "Кобринский МСЗ"

Масло "Любительское"

фас

0.2

 

1397

ОАО "Барановичский  МК"

Масло "Сладкосливочное"

фас

0.2

 

1318

ОАО "Савушкин продукт"

“Вологодское”

фас

0.2

 

1518

ОАО "Могилевский молочный комбинат"

Масло "Вологодское"

фас

0.2

82.5%

1340

Информация о работе Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании