Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования – изучить и проанализировать роль имиджмейкинга в связях с общественностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИМИДЖМЕЙКИНГ: СОЗДАНИЕ НУЖНОГО ОБРАЗА 4
1.1. Понятие и сущность имиджмейкинга 5
1.2. Имидж как процесс формирования образа в PR 10
2 ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖМЕЙКИНГА 16
2.1. Объекты формирования имиджа 16
2.2.Инструменты имиджмейкинга в PR 19
2.3. Примеры применения имиджмейкинга в практике политической деятельности и шоу-бизнеса 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность исследования. Какими только словами не пытаются дать определение понятию имиджмейкинг, хотя на деле это понятие в особом пояснении не нуждается – слово «image» всем знакомо, то же самое касается и слова «make». Создание необходимого образа, стратегия по выработке репутации – вот что такое имиджмейкинг.
Сфера применения имиджмейкинга в пиаре очень широка. Это может быть пиар человека – продвижение его имени, создание того образа, который понравится людям, и который заставит их отдать за него голоса на выборах, к примеру. Или пиар какого-то продукта, причем непросто пиар, а создание определенного образа. Суть в том, что отношение к продукту, компании, бренду или просто человеку, можно контролировать. Сравнить можно с ночной подсветкой здания – на деле оно может быть неказистым, но стоит правильно расставить свет, и вот перед вами сказочный дворец. Так и каждый образ может быть создан и внедрен искусственно – технологии имиджмейкинга имеют действительно безграничные возможности, вопрос лишь в том, чтобы правильно определить расстановку приоритетов.
Любой имиджмейкер знает, что хорошего или плохого имиджа не существует – существует имидж соответствующий или не соответствующий. В первом случае имидж позволяет компании расти и увеличивать доходы, во втором случае он вносит разнобой в потребительское восприятие и действие его трудно предугадать. Не менее он оправдан и в том случае, когда дело касается создания имиджа не товара, а человека. Деловые люди уже давно поняли, что легче искусственно создать себе образ в бизнесе, чем надеяться, что тебя примут и полюбят «какой есть». К деловым людям в данном случае относятся не только серьезные бизнесмены, но и представители искусства, не говоря уже о лицах из шоу-бизнеса. Пожалуй, имиджмейкинг можно назвать не только одним из основных, но и одним из наиболее эффективных инструментов пиара.
В результате научных изысканий зарубежных (П. Берд, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин, К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.) и отечественных (Э.А. Галумов, Г.Г. Поченцов, Е.Б. Перелыгина, А.Ю. Панасюк, И.А. Федоров, А.П. Федоркина, В.М. Шепель и др.) ученых сегодня активно развивается новая наука – имиджелогия, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности и содержания различных видов имиджа (имиджа личности, имиджа политика, корпоративного имиджа, имиджа товара и т.д.), закономерности, принципы и механизмы его возникновения и формирования.
Принимая во внимание изложенное выше, мы констатируем важность и актуальность поставленной проблемы в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании содержания, методов и инструментов создания имиджа человека.
Цель исследования – изучить и проанализировать роль имиджмейкинга в связях с общественностью.
Объект исследования – имидж как центральное понятие имиджмейкинга.
Предмет исследования – применение имиджмейкинга в ПР.
Методы исследования – анализ и синтез литературы по теме.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
Паблисити формируется основной деятельностью организации, отзывами клиентов и партнеров, а также средствами PR. Нередко термины «паблисити» и «имидж» используются как синонимы.
Паблисити — это позитивная известность и признание организации, её персонала и её деятельности1.
Однако, паблисити — это в большей степени известность внешняя, для широкой публики, формируемая с широким использованием СМИ. А имидж может иметь меньшую аудиторию известности и в меньшей степени опираться на СМИ.
Формирование паблисити или поддержка имиджа средствами PR несколько отличается от рекламы. Реклама обладает следующими особенностями: платность; подконтрольность того, что, где, как, кому и как часто сообщается. Средства PR — ньюз-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции в меньшей степени подконтрольны. Тем не менее, средства PR имеют преимущества перед рекламой: они имеют значительно меньшую цену за подготовку и размещение, а также пользуются большим доверием, т.к. воспринимаются как объективные новости, а не самопродвижение на рынке.
Алёшина И.В. даёт следующее определение имиджмейкинга - моделирование имиджа и процесс управления.
Василик М.А. определяет имиджмейкинг достаточно просто, как формирование имиджа.
Позитивный имидж, как и паблисити, создаётся основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Для крупных организаций работа с СМИ особенно важна при поддержке имиджа. Широкий масштаб операций требует соответствующей широкой известности, достижимой прежде всего, с помощью масс-медиа. Создание имиджа в рыночной среде ведется с помощью маркетинговых коммуникаций, одним из элементов которых является PR 2.
Имиджмейкинг - направление PR, ставящее задачей создание благоприятного образа (имиджа) личности или организации3.
М.Килошенко в своей работе «Психология моды» говорит о том, что формирование имиджа - это стилистическое препарирование человеческой фактуры. Имидж - это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим4.
Термином "имиджмейкинг" обозначается совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления). Имиджмейкинг являет собой научно¬практическую ветвь имиджелогии — науки о теории и практике формирования имиджа. Сам процесс работы по созданию имиджа именуется имиджированием. Имиджмейкинг, как и любая подобная практическая ветвь науки, описывается, с одной стороны, как система, состоящая из элементов и связей между ними, а с другой — как процедура, имеющая определенные цели, задачи и т. п. В литературе имиджмейкинг иногда называют коммуникативной технологией. Подробнее о их соотношении см. в статье «Коммуникативные технологии» и «формирование имиджа».
Исследования
в области имиджмейкинга
Определение имиджмейкинга как одной из коммуникативных технологий дает основание рассматривать ее как взаимодействие неких объектов, элементов данной системы.
К числу обязательных элементов имиджмейкинга относятся перечисленные ниже элементы.
Субъект имджмейкинга
Если термин «субъект» понимать как действующего в определенной системе человека, то тогда субъектом имиджмейкинга будет выступать тот, кто оказывает воздействие на объект имиджмейкинга — на клиента, прототипа имиджа (будь то человек или предмет) с целью формирования предмета имиджмейкинга - имиджа. Таким субъектом обычно является имиджмейкер — специалист по формированию имиджа, в качестве которого могут выступать разные лица, в том числе — иногда — и сам прототип имиджа, когда он «сам себе имиджмейкер».
Предмет имиджмейкинга
В контексте имиджелогии, равно как и в любой другой науке, термином «предмет» обозначают то, что непосредственно подвергается изменению или формированию заново. В имиджелогии таким предметом является имидж объекта (человека, товара, организации), который формируется в виде мнения об образе данного объекта. Так, при формировании имиджа кандидата в депутаты предметом имиджмейкинга является имидж данного кандидата, а объектом имиджмейкинга в этом случае будет сам кандидат в депутаты.
Объект имиджмейкинга
Таковым является то, на что направлено действие субъекта имиджмейкинга — имиджмейкера. В ходе имиджирования таких объектов может быть несколько. Обязательным объектом воздействия при формировании имиджа является аудитория имиджа — некая группа людей, у которых имиджмейкером формируется определенное мнение о прототипе имиджа. К числу объектов воздействия может относиться и прототип имиджа (человек, или товар, или организация). Однако имиджмейкер не обязательно оказывает воздействие на того (на то), имидж кого (чего) он формирует. В принципе имиджмейкер может даже и не взаимодействовать с прототипом имиджа, не менять его характеристики, поскольку это не всегда возможно, а представлять аудитории имиджа данный объект (будь то кандидат в президенты, последняя модель «тойоты» или финансовая организация типа банка) с его наилучшей стороны (этика имиджирования не позволяет имиджмейкеру сообщать о таких характеристиках прототипа, которыми тот не обладает; но она же и не запрещает не сообщать некие сведения, пока о них его не спрашивают или закон не требует их представления).
В отдельных случаях в качестве объекта воздействия может быть лидер мнения в данной области.
Процесс имиджмейкинга - имиджирование
Имиджирование —
это один из элементов системы
имиджмейкинга, являющей собой процесс
создания в психике других людей
(членов аудитории имиджа), во-первых,
образа прототипа имиджа, во-вторых,
оценки этого образа — мнения об этом
объекте с последующей
Основным средством формирования имиджа является имиджформирующая информация, которая имиджмейкером формируется, направляется и делается достоянием сознания и (или) подсознания каждого члена аудитории имиджа. Одновременно данный вид информации является связующим звеном между прототипом имиджа и аудиторий имиджа.
Роль и место клиента в имиджмейкинге
В контексте имиджелогии клиент — синоним прототипа имиджа, того объекта, чей имидж создается у аудитории имиджа. Иногда в литературе по имиджелогии «клиентом» называют и предмет (товар), имидж которого имиджмейкер формирует. В качестве клиента (а не заказчика) может выступать и организация.
Иногда высказывается мнение, что лицо, выступающее в роли клиента, «в любом случае, независимо от степени участия в этих работах имиджмейкера, само активно участвует в них, без чего осуществление этих работ невозможно»5. Это было бы действительно так, если бы не тот факт, что имиджмейкер может формировать мнение о своем клиенте, прямо воздействуя только на аудиторию имиджа — на тех будущих «носителей» мнения о данном объекте, которые и будут осуществлять нужные для клиента действия (например, имиджмейкер выступает на митинге в защиту данного кандидата в депутаты, т. е. в защиту своего клиента); особо ярко это проявляется при формировании «инвертированного имиджа», но не только при этом.
Заказчик в имиджмейкинге не обязательно является клиентом; заказчиком может выступать либо организация, которая предлагает имиджмейкеру сформировать такой-то имидж такого-то объекта у такой-то аудитории имиджа, либо заказчиком может быть физическое лицо, в том числе и сам клиент, который выступает в этом случае в двух лицах: и как прототип имиджа (клиент), и как заказчик. Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.