Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
Актуальность. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
Информацию
в органах государственной
В рамках органов государственной власти она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.
Понятие
«информационные ресурсы» определено
в Законе «Об информации, информатизации
и защите информации». В соответствии
с ним к государственным
В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.
Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура
работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава
1. Теоретико-методологические
основы информационно-аналитического
обеспечения управленческой
деятельности
Под информационно-аналитической деятельностью мы понимаем вид управленческой работы, ориентированной на комплексный анализ сфер жизнедеятельности субъекта управления, выявление важнейших тенденций и закономерностей его развития, подготовку предложений по различным вариантам решения тех или иных проблем, и, в конечном счете, на поддержку управленческих решений руководства и оценку возможных последствий их реализации.
Осмысление
информационно-аналитической
Социальная информация в общем плане - это информация, циркулирующая в обществе и воздействующая на него. По содержанию она подразделяется на научную, идеологическую, техническую, экономическую, политическую и другие. Социальная информация представляет собой многоуровневое знание, т.к. «характеризует как общественные, так и конкретные процессы, протекающие в различных социальных, профессиональных, региональных средах общества».
Проведя
анализ понятия «информация», «социальная
информация», перейдем к изучению второй
составляющей понятия «информационно-
Термин «аналитика», образованный от термина «анализ», обозначает в самом широком смысле сферу интеллектуальной деятельности, связанную с глубоким, систематическим исследованием чего-либо. Такого рода деятельность по-другому может быть названа аналитической деятельностью.
Содержательная сторона аналитики очень емка и включает в себя большое количество концептуальных подходов, идей, частных аналитических систем, среди которых особое место занимает системный анализ. Так как системный анализ выступает, прежде всего, как орудие совершенствования организации, управления, упорядочения структуры и функций, его ориентации на решение проблемных ситуаций, на достижение целей в меньшие сроки, с меньшими затратами.
Особенно
велико значение системного анализа
в принятии решений. «Определяя «решение
проблемы» как «систему», системный
анализ тем самым позволяет
Системный анализ позволяет расчленить сложную систему на элементы, сложную задачу - на совокупность простых, выразить их количественно, а значит, с большей степенью точности.
Из вышесказанного вытекает, что аналитика - это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основе ее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа.
Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании будущего, то есть неразрывно связана с управлением. Поэтому аналитическая деятельность — это вид управленческой деятельности познавательного характера. Сущность ее заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение его методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития.
Становление российской информационно-аналитической деятельности как особой отрасли знаний проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.
Каждая новая отрасль в стадии зарождения инициирует такие структурные преобразования в социуме, как институционализация, профессионализация, технологизация и социализация. Определенная степень зрелости данных преобразований сигнализирует исследователю о стадии развития данной новой отрасли. В этом плане информационно-аналитическая деятельность не является исключением.
Процесс институционализации, то есть организационного оформления информационно-аналитической деятельности - формирование системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств, был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов прошлого века.
Представляется
возможным выделение следующих
уровней информационно-
Далее проанализируем теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности.
Следует отметить, что существуют два аспекта теоретико-методологических основ информационно-аналитической деятельности: первый - информационно-аналитическая деятельность как система научного знания, второй - информационно-аналитическая деятельность как практическая сфера деятельности.
Информационно-
-классической
(механистической,
-неклассической (релятивистской, манипулятивной, объект-субъектной);
-постнеклассической (синергетической, диалоговой, субъект-субъектной).
Классическая исследовательская модель ориентирует на формулировку наиболее обобщенных и предельно упрощенных законов, выявляющих жесткие причинно-следственные связи зависимости, имеющие место в живой и неживой природе, а также в сфере социальных и информационных отношений.
Неклассическая исследовательская модель ориентирует на формулировку вероятностных (не линейных) физических, социальных, психологических законов, основанных на теоретических допущениях поведения исследуемого объекта в тех или иных ситуациях. Неклассическая исследовательская модель исходит из предположения, согласно которому любая исследуемая система должна рассматриваться в более разносторонних и гибких, глубинных связях с реальностью, а также в связи с прошлым, которое в значительной степени способно влиять на настоящее. Это теоретическое допущение распространяется и на социальные системы (этносы, государства), а также на информационные процессы и события.
Постнеклассическая исследовательская модель представляет особый тип философского научного мировоззрения, ставящего во главу угла принцип открытости и многомерности физических, биологических, психологических и социальных систем. В отличие от классической и неклассической исследовательских моделей, постеклассическая модель отталкивается от так называемой оптимистической научно-философской традиции, суть которой сводиться к предположению, что сложные системы -физические, психологические, социальные — имеют потенциальные возможности к самоорганизации и самоусложнению, и что биосфера, социосфера и ноосфера Земли являются следствием реализации этих возможностей. Оптимистическая научно-философская традиция исходит из принципа невмешательства в развитие индивида и социума, а синергетический принцип социального управления предполагает создание оптимальных условий для самораскрытия личности и саморазвития социальных систем.
Информационно-
Характер
функционального пересечения (взаимодействия)
в системе аналитика-наука-
Аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в ин-
формационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая де факто исследователем своей предметной области.