Информационно аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 14.12.2001.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Актуальность. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

     Информацию  в органах государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. Например, ее можно разделить  на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и  целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотнесения  со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

     В рамках органов государственной власти она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.

     Понятие «информационные ресурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсам относят находящиеся в  собственности РФ и субъектов  РФ отдельные документы и отдельные  массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.

     В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных  органах за последнее время создано  большое количество различных собственных  информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.

Цель  курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.

Задачи  курсовой работы:

  1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
  2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
  3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.

Объект  исследования – информационно-аналитическая деятельность.

Предмет исследования – органы местного самоуправления.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.

Методы  исследования: анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности 
 

    1. Основные  понятия, структура  информационно-аналитической  деятельности

     Под информационно-аналитической  деятельностью  мы понимаем вид управленческой работы, ориентированной на комплексный анализ сфер жизнедеятельности субъекта управления, выявление важнейших  тенденций и закономерностей его развития, подготовку предложений по различным вариантам решения тех или иных проблем, и, в конечном счете, на поддержку управленческих решений руководства и оценку возможных последствий их реализации.

Осмысление  информационно-аналитической деятельности в государственных органах власти требует, на наш взгляд, определения понятия «социальная информация». Это понятие представляется как «лишь часть содержания общественного сознания, которая зафиксирована в книгах, документах, статьях, радио- и телепередачах, лекциях, устных сообщениях и иных носителях...» , как «совокупность сведений, объективно необходимых для функционирования социального организма. Комплекс знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику», как «отраженное знание, используемое в практике, в управлении», как «совокупность знаний, сведений, данных и сообщений,  которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений, а также отношений между человеком, обществом и природой». 

     Социальная информация в общем плане - это информация, циркулирующая в обществе и воздействующая на него. По содержанию она подразделяется на научную, идеологическую, техническую, экономическую, политическую и другие. Социальная информация представляет собой многоуровневое знание, т.к. «характеризует как общественные, так и конкретные процессы, протекающие в различных социальных, профессиональных, региональных средах общества».

Проведя анализ понятия «информация», «социальная  информация», перейдем к изучению второй составляющей понятия «информационно-аналитическая  деятельность» - «аналитике».

     Термин  «аналитика», образованный от термина «анализ», обозначает в самом широком смысле сферу интеллектуальной деятельности, связанную с глубоким, систематическим исследованием чего-либо. Такого рода деятельность по-другому может быть названа аналитической деятельностью.

     Содержательная  сторона аналитики очень емка и включает в себя большое количество концептуальных подходов, идей, частных  аналитических систем, среди которых особое место занимает системный анализ. Так как системный анализ выступает, прежде всего, как орудие совершенствования организации, управления, упорядочения структуры и функций, его ориентации на решение проблемных ситуаций, на достижение целей в меньшие сроки, с меньшими затратами.

     Особенно  велико значение системного анализа  в принятии решений. «Определяя «решение проблемы» как «систему», системный  анализ тем самым позволяет представить  процесс решения проблемы как  процесс конструирования, изготовления и использования систем.

Системный анализ позволяет расчленить сложную  систему на элементы, сложную задачу - на совокупность простых, выразить их количественно, а значит, с большей степенью точности.

     Из  вышесказанного вытекает, что аналитика - это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основе ее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа.

     Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции  прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании  будущего, то есть неразрывно связана с управлением. Поэтому аналитическая деятельность — это вид управленческой деятельности познавательного характера. Сущность ее заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение его методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития.

     Становление российской информационно-аналитической  деятельности как особой отрасли знаний проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.

       Каждая новая отрасль в стадии  зарождения инициирует такие  структурные преобразования в социуме, как институционализация, профессионализация, технологизация и социализация. Определенная степень зрелости данных преобразований сигнализирует исследователю о стадии развития данной новой отрасли. В этом плане информационно-аналитическая деятельность не является исключением.

     Процесс институционализации, то есть организационного оформления информационно-аналитической деятельности - формирование системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств,  был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов прошлого века.

     Представляется  возможным выделение следующих  уровней информационно-аналитических  служб. Первый уровень составляют организации президентской, правительственной и парламентской структур. Второй уровень образуют информационно-аналитические организации финансовой и коммерческой сферы. Третий уровень составляют центры аналитики экспертизы в высших научных и учебных заведениях. Четвертый уровень формируют представители негосударственного сектора.

     Далее проанализируем теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности.

     Следует отметить, что существуют два аспекта  теоретико-методологических основ информационно-аналитической деятельности: первый - информационно-аналитическая деятельность как система научного знания, второй - информационно-аналитическая деятельность как практическая сфера деятельности.

     Информационно-аналитическая  деятельность как  научная сфера может быть представлена тремя основными исследовательскими моделями, описанными в фундаментальном труде профессора В.Д.Попова «Информациология и информационная политика»:

    -классической (механистической, императивной, субъективной);

     -неклассической (релятивистской, манипулятивной, объект-субъектной);

     -постнеклассической (синергетической, диалоговой, субъект-субъектной).

     Классическая  исследовательская модель ориентирует на формулировку наиболее обобщенных и предельно упрощенных законов, выявляющих жесткие причинно-следственные связи зависимости, имеющие место в живой и неживой природе, а также в сфере социальных и информационных отношений.

     Неклассическая  исследовательская модель ориентирует на формулировку вероятностных (не линейных) физических, социальных, психологических законов, основанных на теоретических допущениях поведения исследуемого объекта в тех или иных ситуациях. Неклассическая исследовательская модель исходит из предположения, согласно которому любая исследуемая система должна рассматриваться в более разносторонних и гибких, глубинных связях с реальностью, а также в связи с прошлым, которое в значительной степени способно влиять на настоящее. Это теоретическое допущение распространяется и на социальные системы (этносы, государства), а также на информационные процессы и события.

Постнеклассическая  исследовательская модель представляет особый тип философского научного мировоззрения, ставящего во главу угла принцип открытости и многомерности физических, биологических, психологических и социальных систем. В отличие от классической и неклассической исследовательских моделей, постеклассическая модель отталкивается от так называемой оптимистической научно-философской традиции, суть которой сводиться к предположению, что сложные системы -физические, психологические, социальные — имеют потенциальные возможности к самоорганизации и самоусложнению, и что биосфера, социосфера и ноосфера Земли являются следствием реализации этих возможностей. Оптимистическая научно-философская традиция исходит из принципа невмешательства в развитие индивида и социума, а синергетический принцип социального управления предполагает создание оптимальных условий для самораскрытия личности и саморазвития социальных систем.

     Информационно-аналитическая  деятельность выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой деятельностью (разработка вариантов решений, сценариев). 

     Характер  функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика-наука-управление определяется спецификой информационной аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа  реальности.

  Аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в ин-

формационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая де факто исследователем своей предметной области.

Информация о работе Информационно аналитическое обеспечение