Информационно аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 14.12.2001.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

Задача  ученого аналитика «поставлять руководящим органам информацию о сущности того или иного социального закона, о формах его проявления, механизмах действия и требованиях в данных конкретных обстоятельствах».

Промежуточные выводы: изученная   сущность   информационно-аналитической деятельности через определение места и роли информации и аналитики в управлении свидетельствует, что информационно-аналитическая деятельность предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают его в результатах информацию. Иными словами, информация и анализ неразрывно связаны между собой и являются неотъемлемой частью управления, формируя самостоятельный вид деятельности — обеспечение управления.

 

     1.2 Специфика информационно-аналитической  деятельности в  органах местного  самоуправления

 

     Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в  ней преобладают внутренние ограничения  системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько  глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности  и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих  и распадающихся, в зависимости  от текущей задачи, экспертных коллективов1.

     Учитывая  широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в  штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам  управления очень важно иметь  под рукой перечень сторонних  экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для  оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и  управления людей или структур в  круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических  исследований, подбор и координация  экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.

     Практически все понимают, что в основе аналитической  и экспертной деятельности лежит  информация. Созданию информационно-аналитических  служб в регионах обычно сопутствует  разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап “плановой информатизации” полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

     В центральном аппарате высших органов государственной власти успешность и эффективность аналитической деятельности напрямую зависит от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни подобные взаимоотношения с руководством через некоторое время приводят к существенному падению значимости информационно-аналитического подразделения и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности2.

     На  самом деле, необходимо осознавать, что в различные периоды времени  текущая форма задач может  изменяться и государственная мудрость состоит, в том числе, и в способности  высших руководителей менять темп и  ставить не только чрезвычайные и  среднесрочные задачи, но и задачи стратегического прогноза и планирования. Полагаю, что с течением времени  так и произойдет, поскольку включение  информационно-аналитических подразделений  в структуру органов власти и  управления явление достаточно новое  для практики руководства, а значит то формы и методы их работы, место  и роль в подготовке решений определятся  постепенно.

     Существенное  развитие получили информационно-аналитические  услуги, предоставляемые в глобальной сети российскими информационными  фирмами. Доступ к большим объемам  газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением  консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного сегмента информационного рынка.

     Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик  ее проведения. У региональных органов  власти и управления нет возможности  заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие  теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных  экспертов или небольших сложившихся  группах исследователей, способных  применить знания и технологии в  совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических  подразделений. Одновременно существенно  повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов профильных и отраслевых служб и структур органов управления, которые по сути являются постоянно 

     Расширение  функционального набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических  исследований обычно связывают с  обеспечением математического моделирования  ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных  научных и практических работ, как  отечественный, так и зарубежный слабо используется в органах  государственного управления.

     Это связано преимущественно с тем, что при разработке сложных математических моделей решаемые задачи и критерии оценки результатов решений обычно формулируются заранее. В практике проведения аналитических исследований в органах государственной власти и управления, особенно в сфере  общественно-политических и социально-экономических  проблем, наибольшую трудность в  организации исследования составляет именно постановка и формулирование проблемы. Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в  виде качественного описания ситуации. Соответственно, расплывчатость описаний и нечеткость целей определяет и высокую степень зависимости от субъективных особенностей постановщика задачи аналитического исследования и от субъективных критериев оценки результатов принимаемых решений, а также характеризуется сильным влиянием на процесс подготовки и принятия решений элементов интуитивного характера3.

     Использование информационных технологий также возможно при проведении аналитических исследований, основанных на накоплении и представлении  эвристических экспертных знаний и  прецедентов с ситуационными  аналогами. Основной проблемой при  этом является также объективная  оценка получаемых результатов и  возможность дальнейшего использования  созданной информационной системы  независимо от экспертов, принимавших  участие в отработке технологии и создании информационной базы прецедентов.

     Возможность замены эксперта при принятии решений  в строго регламентированных проблемных областях предполагается в интеллектуальных информационных системах, особенно в  классе экспертных систем, основанных на знаниях. При этом задачи решаются в пределах некоторой параметрически управляемой инструментальной оболочки и априорно создаваемой базы знаний. В таких системах возможность  оперативного изменения базы знаний сильно ограничена, поскольку может  привести к невосстанавливаемому нарушению  работоспособности системы. В свою очередь это существенно ограничивает возможность использования экспертных систем в аналитической практике органов управления.

     Таким образом, на информационно-аналитические  подразделения органов управления чаще возлагается информационное обеспечение, постановка задач, подбор и координация  деятельности привлеченных экспертов, представление результатов аналитического исследования, нежели непосредственно  реализация высоких аналитических  технологий. Тем не менее, аналитические функции априорно присущи информационным структурам. Создание полноценной информационной среды требует оценки значимости, достоверности, полноты источников информации.

     Необходимость постоянного получения актуальной информации заставляет отслеживать  и анализировать качество получаемой информации, создавать собственные  информационные аналитические продукты для осуществления информационного  бартера. Постоянной функцией является также селекция и интерпретация  информации, предоставляемой лицам, принимающим решения.

     Сущность  данной работы состоит в том, что  принятие решений осуществляется конкретными  людьми под воздействием практически  бесконечного числа внешних и  внутренних факторов. Решения принимаются  не только на основе жесткой логики, но и с учетом интуитивно понимаемых постулатов человеческого поведения, мышления, этических и эстетических воззрений, законов гармонии. Учесть и реализовать эти аспекты  в виде информационных технологий сейчас невозможно, да вряд ли и необходимо.

     Необходимо  также принимать во внимание значительное влияние отклоняющих факторов в  процессе подготовки и принятия решения. Недостаточно определить проблему, провести её декомпозицию и с помощью известных  методов сгенерировать варианты решения. Отклонения от общего плана  подготовки вариантов решения могут  появиться на любой стадии и определяться, например, ситуационным появлением новых  интересных альтернатив, степенью доступности  необходимой информации на различных  стадиях процесса, изменением оценочных  критериев важности информации, привлечением дополнительных источников знаний, использованием новых определений и понятий, трудностями с построением спецификаций или уточнением формулировки проблемы.

     В подобных случаях возможность оперативного доступа к достоверной информации ценится гораздо выше, чем научная  проработка и обоснованность модели проблемы и ситуации. И обеспечение  постоянного актуального состояния информационных ресурсов, каналов связи, нормальных человеческих контактов с коллегами, знание специфики и нюансов профессиональных интересов и предпочтений сторонних экспертов являются очень важной составляющей в работе информационно-аналитических подразделений органов управления4.

     Замкнутость цикла подготовки информации предполагает не только информационный и экспертно-аналитический, но и технологический и технический  аспекты деятельности службы. Последнее  крайне важно, поскольку современные  информационные технологии позволяют  реализовать присущий им высокий  уровень возможностей только при  соответствующем уровне проектирования, генерации и сопровождения информационной системы.

     Под технологическим обеспечением подразумевается  не столько наличие компьютеров, сетей, средств связи и программного обеспечения, сколько использование  их в качестве единой системы специальных  программно-аппаратных средств, позволяющей  осуществлять подготовку заданий, непосредственно  поиск, предварительную обработку, хранение необходимой информации в  автоматизированном режиме.

     В пределе указанные требования сводятся к возможности информационно-аналитической  службы иметь в произвольный период реального времени открытый доступ к информационным ресурсам. Наиболее естественным путем при этом считается  создание собственных баз данных, создаваемых для решения конкретных задач.

     Однако  сбор и хранение всей доступной информации с использованием собственных ресурсов однажды сталкивается с финансовыми  и техническими ограничениями. Процедуры  дополнительной предварительной обработки, сжатия и фильтрации информации неизбежно  приводят к ее излишней формализации и потере информационной насыщенности. К тому же, как уже указывалось, в реальной обстановке достаточно часто  вводятся совершенно непредвиденные ранее новые условия, атрибуты, требования к решаемой задаче и выхолащивание собственных информационных ресурсов может отразиться на качестве предлагаемых вариантов решений5.

     Все возможные информационные контакты при этом можно разделить на две  группы – открытые и закрытые.

     К открытым относятся все контакты, находящиеся за пределами возможностей регламентации доступа со стороны  информационно-аналитической службы, или других служб, обеспечивающих требования информационной безопасности. По большей  части для организации такого доступа используются возможности  глобальных сетей общего пользования  типа . Спектр доступных с рабочего места и используемых информационных источников при этом очень разнообразен и включает в себя базы данных информационных агентств, электронные версии средств  массовой информации, специализированные информационно-поисковые системы, серверы  и сайты федеральных органов  власти и ведомств, внешние ресурсы  региональных органов управления и  т.п.

Информация о работе Информационно аналитическое обеспечение