Информационно аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 14.12.2001.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)
  1. выявлять мнения населения о наиболее важных проблемах, 
    которые необходимо решать органам власти.
  2. предоставлять всем органам региональной власти необходимую информацию, которая правильно ориентировала бы ее при подготовке и принятии соответствующих решений.
  3. информировать население региона об основных направлениях 
    деятельности региональной системы управления, о планах и перспективах 
    этой работы.
  4. объективно выявлять отношение населения региона к принятым решениям (обратная связь).

     Структурный анализ органов исполнительной власти Москвы позволил выявить организационную структуру и видоизменение специальных подразделений, уполномоченную совершенствовать формы и методы информационно-аналитического обеспечения связей органов исполни- тельной власти Москвы, создать для этого необходимые условия различным городским структурам и средствам массовой информации.

     Формулируя  таким образом задачи информационно-аналитического обеспечения связей органов исполнительной власти, правительство Москвы стремится прежде всего решить проблему установления эффективной обратной связи с населением, роль и значение которой в деятельности органов исполнительной власти рассматривались нами в первой главе курсовой.

     Для решения этой задачи правительство  Москвы определяет следующие каналы получения информации:

- изучение сложного спектра общественного мнения через социологические исследования;

  • анализ писем и устных заявлений граждан;
  • расширенные контакты с общественными организациями и партиями;

-  регулярное получение информации «снизу», путем эффективного информационного обмена с территориальными органами управления. 

Таким образом, правительство Москвы ставит задачу изучения общественного мнения населения о принятых решениях (установление обратной связи) с целью внесения корректировок в процесс их реализации.

Промежуточные выводы: важное значение при выборе направлений информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти имеют объекты общественного мнения, т.е. интересы людей. Чем более жизненно важные интересы народа затрагивает объект общественного мнения, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс формирования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе.

      Общественное  мнение ускоряет или тормозит, оказывает  положи-тельное и отрицательное влияние на политические процессы. Установлено, что никакая самая совершенная технология контроля и проверки исполнения принятых решений не дает такого эффекта в реализации намеченной программы, как умелое использование общественного мнения. 
 
 
 

 
2.2. Повышение эффективности информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти

     Эффективность аналитической деятельности напрямую зависит от регулярности и широты контактов исследовательских центров с органами исполнительной власти. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то соответствующая служба органа исполнительной власти начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни подобное положение через некоторое время приводит к существен ному падению значимости информационно-аналитических подразделений государственных органов и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности в них.

     Правильно        организованная        структура        информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти Москвы по связям с общественностью, эффективное использование различных информационно-аналитических технологий способствовали, во-первых, улучшению информационной деятельности городских и местных органов власти, развитию различных каналов и средств информирования населения, во-вторых, проявлению социальной активности, улучшению социально-психологического самочувствия жителей, определенной консолидации населения по решению актуальных проблем как отдельных районов и административных округов, так и Москвы в целом.

       Предпринятый  в курсовой теоретический анализ сущности, задач, технологии информационно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти, рассмотренные в ней практические проблемы и трудности в организации этой работы позволяют предложить некоторые конкретные направления в решении задачи повышения эффективности  информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти. 

    Подробно  рассмотрим некоторые из этих предложений.

       1. Создание   единой   системы   информационно-аналитического 
обеспечения     государственного     управления     и      координационно- 
методологического центра.

       2. Создание общероссийских и региональных баз данных, придание правового статуса информационно-аналитическим продуктам.

       3. Разработка общих принципов организации  и функционирования информационно-аналитических служб органов власти.

       5. Разработка   единого   для   всех   уровней    информационно- 
аналитических служб государственного управления типового положения.

       6. Создание системы планового обучения и повышения квалификации специалистов для структур информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов государственной власти.

     Рассмотрим  подробно эти предложения.

       Создание  единой системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления продиктовано необходимостью упорядочения работы региональных информационно-аналитических служб органов исполнительной власти. Р1меется в виду издание нормативного документа, который установил бы порядок создания, финансирования и деятельности соответствующих служб. Это позволит, во-первых, автоматически придать региональным службам официальный статус, появится основание для запроса соответствующего финансового и кадрового обеспечения. Во-вторых, в условиях выдвижения руководителей регионов Президентом Российской Федерации главы администраций регионов имеют право на централизованное информационное и информационно-аналитическое обеспечение.

       Анализ  деятельности системы информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Москвы показал, что во многом эффективность этой деятельности зависит от наличия координационного центра (в Правительстве Москвы это- Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы). Поэтому в создании общероссийской системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления ключевое место должен занимать координационно-методический центр (далее — Центр), в задачи которого, по нашему мнению, должны входить:

       - упорядочение организационных форм взаимодействия информационно-аналитических структур; обобщение имеющегося опыта аналитической деятельности;

  • организация системы обмена аналитическими и методическими 
    материалами,   по   централизованному   обеспечению   информационно- 
    аналитических служб соответствующими  информационными технологиями, необходимой информацией, программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами, в том числе обеспечение региональных органов управления статистической информацией на безвозмездной основе в рамках федеральной статистической программы;
  • периодическое проведение совещаний и семинаров для регионов 
    с участием представителей аналитических служб всех уровней и научно- 
    исследовательских организаций;

   - разработка программы для планового обучения и повышения 
квалификации специалистов информационно-аналитических служб.

       Для развития общероссийской системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления необходимо создание общероссийских и региональных баз данных, что в свою очередь позволит придать информационно-аналитическим продуктам правовой статус.

     Необходимо  установить минимальный состав баз  и банков данных, поскольку их создание, сопровождение и использование вызывают значительные разногласия в среде разработчиков и пользователей. Примерный минимальный состав баз и банков данных (далее БД):

     - проблемно-ориентированные: БД «Чрезвычайные ситуации», БД 
«Проблемы реформирования», БД «Общественное мнение», БД «Эффективность принятия решений (постановлений), БД «Инвестиционные проекты, БД «Критический ресурс и оперативные мероприятия», БД «Пресса» и другие.

  • справочные: БД «Фирмы и партнеры», БД «Источники информации», БД «Право» и другие.

         Создание официальных  государственных баз и банков данных позволит, в свою очередь, придать правовой статус информации, которая в них хранится, а также разрешить следующие проблемы:

  • разделение и фиксация ответственности информационных источников за полноту, достоверность, актуальность информационных ресурсов; определение режимов, протоколов, форматов, регламентов ин 
    формационного обмена внутри государственных структур всех уровней;
  • установление правового статуса, оценка, страхование, продажа 
    информационных продуктов на основе информационных ресурсов, отнесенных к государственным;
  • разработка и реализация общих принципов создания, функционирования и координации ведомственных информационных систем.

      Так же стоит уделить внимание кадровой политике направленной на сохранение потенциала аналитиков, системе подготовки и повышения квалификации специалистов информационно-аналитических служб органов власти. В связи с этим считаем необходимым создание системы планового обучения и повышения квалификации специалистов для структур информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов государственной власти.

       Для решения этой проблемы необходим  целевой мониторинг и прогноз новых типов вакансий, функциональных обязанностей и т.п., которые должны осуществляться не только учеными или кадровыми менеджерами крупных корпораций, но и соответствующими министерствами (образования, науки и технологий, труда). Многие современные специализации, сформировавшиеся в недрах базовых вузовских специальностей, должны стать самостоятельными специальностями и квалификациями (профессиями), например, аналитика, вебмастеринг, менеджер электронного бизнеса, информационный менеджмент и т.п.

       Таким образом, необходимо разработать научное  и практическое обоснование концепции  новой вузовской специальности  «Информационно-аналитическая деятельность» и ее включение в номенклатуру Минобразования России. С учетом сложной процедуры прохождения подобных инновационных проектов необходимы целенаправленные усилия заинтересованных кругов (вузовских работников, профессиональных аналитиков, независимых экспертов, разработчиков аналитических информационных систем, специалистов по управлении и т.д.). В рамках информационно-аналитического обеспечения государственного управления должен быть сформирован государственный заказ на подготовку и повышение квалификации специалистов информационно-аналитических служб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение: 

     В государственном управлении назрела  необходимость решительной смены приоритетов в   части, касающейся его информационно-аналитического обеспечения: настало время перейти от экстенсивного накопления и потребления потоков необработанных вербальных данных к новым информационно-аналитическим технологиям, созданию центров их внедрения и использования. Такие центры должны быть привязаны к определенным социальным, экономическим и силовым структурам, обладающим реальными властными полномочиями. На современном этапе это достижимо при создании условий для эффективного информационного сотрудничества - конкуренции аналитических центров за счет развития их телекоммуникационного обеспечения, координации процессов совершенствования их методологической и технологической   базы поддержки информационно-аналитической работы с целью развития и максимально

полного использования интеллектуального  потенциала их сотрудников на пользу общества.

     Исходя  из того, что исследование информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности предполагает достаточно широкое толкование таких фундаментальных понятий современной науки и политики, как «управленческая информация» и «социальная информация», автор считает, что имея двойственную природу и будучи неразрывно связанными с процессом управления, информация является необходимым компонентом всякой деятельности, указывающим на характер цели, способы определения кратчайшего пути к ней, методы и средства преодоления этого пути.

     Из  проведенного анализа деятельности органов исполнительной власти Москвы следует также, что информирование населения и содержание общественного мнения населения неразрывно связаны между собой и функционируют в рамках единой системы. Информирование населения о деятельности органов власти, формирует общественное мнение, которое в свою очередь влияет на формирование мотивов действий государственных органов власти и на информационную политику этих органов в частности. 

Информация о работе Информационно аналитическое обеспечение