Информационно аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 14.12.2001.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

     К закрытым относятся информационные контакты внутри локальных сетей  и информационных систем региональных органов власти и управления, на физическом уровне изолированных от глобальных сетей, а также доступ к федеральным и региональным информационным ресурсам по специальным  каналам передачи данных.

     Информационно-аналитические  службы постоянно находятся в  тисках противоречия между количеством  и качеством информации. С одной  стороны налицо постоянный избыток  информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой  и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов  управляющего решения всегда не хватает.

     В связи с этим информационные источники  должны соответствовать определенным требованиям и критериям качества. Такими критериями являются полнота, актуальность, достоверность, доступность информации. Для внутренних информационных источников закрытых систем важны также требования унификации форм, форматов, протоколов, регламентов представления информационных ресурсов, возможность однозначной идентификации источника информации.

     Опыт  работы информационно-аналитических  структур на всех уровнях обозначил  целый комплекс проблем, без решения  которых дальнейшее развитие будет  затруднено.

     К числу первоочередных проблем можно  отнести:

  • разделение и фиксация ответственности информационных источников за полноту, достоверность, актуальность информационных ресурсов; определение режимов, протоколов, форматов, регламентов информационного обмена внутри государственных структур всех уровней;
  • установление правового статуса, оценка, страхование, продажа информационных продуктов на основе информационных ресурсов, отнесенных к государственным;
  • разработка и реализация общих принципов создания, функционирования и координации ведомственных информационных систем.

     Для повышения эффективности работы аналитических и информационно-технологических  служб необходимы согласованные  решения как на межрегиональном, так и на федеральном уровне. Остается актуальной необходимость координации  дальнейшего развития и использования  региональных и федеральных информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно  решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов  власти. 
 
 
 

Глава 2. Информационное обеспечение  органов местного самоуправления

2.1. Особенности информационно - аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти 
 

        Управление, прежде всего начинается с определения  целей и задач, со стратегического планирования, оно должно постоянно сопровождаться анализом и прогнозом развития конкретных ситуаций, а всякое управленческое решение предполагает аналитические проработки, прогноз развития ситуации и последствий принятия решения.

     В начале 90-х годов из-за серьезных  материальных трудностей органы власти как бы «вытолкнули» из своих аппаратов подразделения и особенно кадры, осуществлявшие интеллектуальную подготовку решений, готовившие оценочные и прогностические материалы для лиц, такие решения принимавших. Этим были созданы предпосылки для формирования множества фирм, агентств, центров, институтов аналитической направленности, которые и стали предлагать свои услуги власти.

        Разгосударствление  интеллектуальной, информационной сферы  сопровождалось заметным оттоком специалистов. На смену кабинетной паранауке приходит оперативная политология, которую меньше всего интересует выявление закономерностей и больше всего - конкретный результат, в том числе и связанный с достижением власти.

        В политике же наблюдается  заметный обмен кадрами со сферой ее информационно-аналитического сопровождения: вчерашние советники или депутаты открывают сегодня частные институты, основывают фонды. А пришедшие на должности в исполнительные и законодательные органы власти люди используют, в свою очередь, знания и опыт отставных чиновников и политиков. 

        Таким образом, информационно-аналитическое  обеспечение управленческой деятельности государственных органов власти как система практически разрушена как в плане отслеживания и исследования социальной ситуации с целью формирования единой социальной политики, так и в формировании кадровой политики.

        В России не существует эффективной системы интеллектуальной поддержки (сопровождения) выработки, принятия и реализации управленческих решений в вертикали власти (президент - федеральные округа- регионы - районы) и в структуре министерств и ведомств. В большинстве органов государственной власти и управления нет устойчиво действующих, обеспечивающих преемственность квалифицированных информационно-аналитических структур, как следствие нет налаженной системы коммуникации по однотипному спектру задач и проблем между различными ведомствами и регионами.

        Однако если в  начале 90-х годов информационно-аналитическое  обеспечение управленческой деятельности органов государственной власти остается невостребованным, то затем оно начинает рассматриваться только в контексте осуществления управленческих функций руководителя органа власти. Происходит своего рода концентрация, централизация информационно-аналитической деятельности вокруг первого лица организации. Таким образом, в системе государственного управления серьезно меняются подходы к осознанию цели и назначения информационно-аналитической работы.

        На мой взгляд, именно информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти будет способствовать открытости и прозрачности власти, поиску механизмов реализации социально значимых принципов, задач, заявленных в приведенных выше нормативных документах. В свою очередь, это подчеркивает актуальность исследования информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти и требует разработки теории и методологии этой деятельности.

        Для раскрытия сущности информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти необходимо разграничить следующие понятия: «информационное» и «информационно-аналитическое» обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти, выявить их отличительные особенности и проблемы функционирования.

        Под информационным обеспечением понимают — «информационное обслуживание управления как действие по предоставлению нужной информации для управленческой деятельности на основе определенных процедур с заданной периодичностью, как мероприятия по созданию информационной среды управления», «совокупность методов и средств отбора, классификации, хранения, поиска, обновления и обработки информации в системе управления».

        Сущность информационного  обеспечения управленческой деятельности, на наш взгляд заключается в удовлетворении информационных потребностей органов управления; формировании, размещении, наполнении, поддержке, актуализации и использовании информационных ресурсов организации; создании и развитии систем обработки и передачи информации.

        Информационное обеспечение  управления решает задачи удовлетворения информационных потребностей органов управления; отбора первичных сведений и источников информации; систематизации и классификации информации; непрерывного процесса сбора, переработки и распространения информации; обеспечения доступа к информационным ресурсам; приведения информации к единому формату, фильтрации, агрегирования и актуализации информации.

        Информационно-аналитическое  обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти может рассматриваться в  различных аспектах:

  • как основа устойчивого развития социума - «это особая отрасль 
    человеческой деятельности, призванная обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий, за счет пере 
    работки исходной информации и получения качественно нового знания»;
  • как основа в социальном управлении - деятельность, направленная на систематическое получение объективной, оптимальной, свое 
    временной информации об актуальных, социально значимых процессах в 
    обществе, диагностику и прогнозирование их развития, для принятия 
    эффективных управленческих решений.

         - как фактор легитимности и способ повышения эффективности 
государственного управления - «системное единство процессов сбора, обработки и анализа информации, осуществляемых в интересах установления текущего состояния и тенденций изменения субъекта и объекта управления, среды их взаимодействия, а также в интересах синтеза прогностических моделей и прогнозов изменения ситуации в системе, образованной совокупностью субъекта и объекта управления».

     Информационно-аналитическое  обеспечение управленческой деятельности государственных органов власти затруднено как в методическом, так и в организационном отношении. Даже знание о наличии необходимой информации не гарантирует ее получение, ибо отношения между источниками и потребителями информации в целом не регламентированы.

     Далее для раскрытия специфики функционирования информационно-аналитической деятельности органов исполнительной власти будут изучены ее цель и функции.

      Из  предложенных выше определений информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти, анализа процессов его становления следует, что цель этой деятельности — обеспечение эффективности процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

      Разделим  функции информационно-аналитического обеспечения деятельности органов исполнительной власти на две группы: внутреннюю - информационно-аналитическое сопровождение принятия управленческих решений органами исполнительной власти; внешнюю — информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с обществом. 

     К внутренней группе функций, обеспечивающих информационно- аналитическое сопровождение деятельности самого органа управления, связанной с принятием конкретных управленческих решений, следует отнести:

     1 . обеспечение внутренних коммуникаций  органа управления, организация доступа к внешним и внутренним информационно-аналитическим продуктам;

     2. Обеспечение необходимого уровня качества принимаемых решений за счет:

     -сбора, аналитической обработки и предоставления органу управления в различных режимах фактографической информации о текущей, желаемой и прогнозируемой ситуациях в объекте управления и во внешней

среде;

     -сбора и предоставления органу управления в различных режимах 
документов      аналитического,      юридическо-правового      и      научно- 
методического характера, а также обеспечения доступа к специально организованным фондам входящих, внутренних и исходящих документов;

     3. Обеспечение необходимого уровня качества принимаемых решений за счет углубления процедур анализа и прогнозирования ситуаций в 
объекте управления, а также за счет оценки последствий принимаемых

решений, прогнозирования их развития посредством:

- подготовки  содержательной части управленческих  решений и их документального оформления;

- анализа  обоснованности и юридической  правомерности принимаемых решений;

- проведения  согласительных процедур и процессов  группового принятия решений.

     К внешней группе функций, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти, следует отнести ряд специфических социальных функций:

  • демократизации государственного управления;
  • содействия развитию институтов гражданского общества;
  • организации социального взаимодействия органов исполнительной 
    власти и гражданского общества;
  • установления социального согласия в обществе;
  • формирования социально-идеологических установок гражданского 
    общества.

     Для принятия обоснованных, легитимных, эффективных  управленческих решений информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти по связям с общественностью должно, на наш взгляд, решать следующие задачи:

Информация о работе Информационно аналитическое обеспечение