Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных технологий в государственном управлении.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности информационных технологий в государственном управлении
2. Оценить эффективность развития информационных технологий в государственном управлении
3. Обосновать рекомендации и предложения по развитию информационных технологий в государственном управлении
Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в государственном управлении 5
1.1. Государственная политика в сфере информационных технологий 5
1.2. Основные приоритеты федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» 7
Глава 2. Оценка эффективности развития информационных технологий в государственном управлении 13
2.1. Российский опыт и программы оценки эффективности развития электронного правительства 13
2.2. Оценка информационной открытости органов власти в России 20
Глава 3. Развитие информационных технологий в государственном управлении 28
3.1. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий 28
3.2. Приоритеты использования информационных технологий в сфере государственного управления 31
Заключение 35
Литература 36
Оглавление
Одна из основных задач современного курса экономических преобразований в России состоит в модернизации регулирующих функций государства в условиях перехода к новому качеству социально-экономического развития на основе информационных технологий. Развитие информационных технологий переводит постиндустриальное общество в новое качественное состояние – информационное общество. Несмотря на высокие темпы развития ИТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике, развития производства в сфере ИТ. К числу таких негативных факторов относятся: несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИТ; недостаточное развитие ИТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИТ.
К сожалению, сегодня не уделяется достаточного внимания научному исследованию вопросов развития информационного общества и изменения государственного регулирования национальной экономики на основе использования ИКТ. Этим и обуславливается актуальность темы.
Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных технологий в государственном управлении.
Курсовая работа состоит из 3 глав по 2 параграфа в каждой.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности информационных технологий в государственном управлении
2. Оценить эффективность развития информационных технологий в государственном управлении
3. Обосновать рекомендации и предложения по развитию информационных технологий в государственном управлении
Объект: Государственное управление в России
Предмет: Особенности информационных технологий в государственном управлении России.
Наибольшее внимание
исследованиям в области
Нормативные документы:
В настоящее время
сложились благоприятные
Процесс разработки государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного общества можно разделить на три большие стадии:
1991 – 1995 гг. – формирование
основ государственной
информатизации в условиях рыночных отношений;
1995 – 1998 гг. – переход от политики информатизации к формированию основ
информационной политики;
1998 – 2008 гг. – формирование государственной политики в сфере развития
информационного общества 1.
В 2008 г. завершился первый этап – этап разработки государственной политики
– был принят первый официальный документ, утвержденный на высшем государственном уровне – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», началась разработка плана реализации стратегии и программ развития информационного общества на региональном уровне. Тем самым можно сказать, что с 2008 года в России начался этап реализации стратегии развития информационного общества. В 2005 – 2008 гг. шел процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства в России. В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены пять документов со сроком действия до 2010 года, имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:
– Концепция и программа административной реформы в Российской Федерации
– ФЦП «Электронная Россия»
– Концепция формирования электронного правительства в Российской
Федерации
– Концепция региональной информатизации
– Концепция использования информационных технологий в органах
государственной власти
Однако этот процесс находится еще в самом начале своего развития. Это подтверждается тем фактом, что основные нормативные документы, которые имеют отношение к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций.
Важной составной частью этой деятельности является реструктуризация административных процессов и проектирование электронных административных регламентов, которые должны составить основу единой федеральной архитектуры «электронного правительства». 2
Президент и Правительство
России также уделяют самое
Важную роль в выполнении поставленных задач играет федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», в рамках которой реализуются проекты широкомасштабного внедрения информационных технологий в государственное управление. Кроме того, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработан ряд концепций, касающихся использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, развития рынка информационных технологий, региональной информатизации. Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, «основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг». 3
Логическим продолжением данной Концепции стала утвержденная правительством новая редакция ФЦП «Электронная Россия». Документ подготовлен Мининформсвязи России и направлен на создание в нашей стране «электронного правительства». Переход к активному использованию информационных технологий в органах государственной власти привел к расширению сфер применения ИКТ в государственном управлении и открыл возможности для реализации масштабных проектов, основанных на электронном взаимодействии органов власти между собой, а также с населением и организациями. В настоящее время в большинстве федеральных органов государственной власти внедрены системы электронного документооборота, автоматизированы процессы кадрового учета, управления финансами и бухгалтерского учета, создаются системы поддержки принятия управленческих решений, продолжается формирование территориально-распределенных сетей.
В рамках формирования «электронного правительства» предстоит решить следующие задачи:
Поскольку основными задачами системы мониторинга являются сбор, хранение и обработка информации, оценка состояния и динамики социально-экономических процессов, представление органам власти информационно-аналитических материалов, обеспечивающих поддержку принимаемых управленческих решений, то ключевая роль при создании ее инфраструктуры отводится информационно-коммуникационным технологиям. Использование потенциала ИКТ позволяет находить наиболее эффективные решения жизненно важных проблем. Среди ожидаемых результатов – повышение результативности управления проектами создания государственных информационных систем и уровня их доступности для заинтересованных ведомств, исключение дублирования разработок на уровне отдельных ведомств. Таким образом, система мониторинга позволит повысить эффективность расходов на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти.
Вопросы применения ИКТ и обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти путем представления информации в Интернете естественно являются составной частью организационно-методического потенциала административной реформы.
Кроме того, была создана межведомственная комиссия по координации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» с мероприятиями административной реформы. Следует отметить, что в 2002 – 2005 гг. в рамках «Электронная Россия» выполнялось всего около 2,5% от общего объема проектов информатизации органов власти, тем самым преобладающая часть проектов выполнялись в рамках бюджетов на информатизацию по региональным и другим федеральным программам.
Цель программы «Электронная Россия 2002-2010 годы»: Создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей4
Задачи Программы:
Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении