Информационные технологии в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных технологий в государственном управлении.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности информационных технологий в государственном управлении
2. Оценить эффективность развития информационных технологий в государственном управлении
3. Обосновать рекомендации и предложения по развитию информационных технологий в государственном управлении

Содержание

Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в государственном управлении 5
1.1. Государственная политика в сфере информационных технологий 5
1.2. Основные приоритеты федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» 7
Глава 2. Оценка эффективности развития информационных технологий в государственном управлении 13
2.1. Российский опыт и программы оценки эффективности развития электронного правительства 13
2.2. Оценка информационной открытости органов власти в России 20
Глава 3. Развитие информационных технологий в государственном управлении 28
3.1. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий 28
3.2. Приоритеты использования информационных технологий в сфере государственного управления 31
Заключение 35
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 526.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одна из основных задач  современного курса экономических преобразований в России состоит в модернизации регулирующих функций государства в условиях перехода к новому качеству социально-экономического развития на основе информационных технологий.   Развитие информационных технологий переводит постиндустриальное общество в новое качественное состояние – информационное общество. Несмотря на высокие темпы развития ИТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике, развития производства в сфере ИТ.  К числу таких негативных факторов относятся: несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИТ; недостаточное развитие ИТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИТ.

К сожалению, сегодня  не уделяется достаточного внимания научному  исследованию вопросов развития информационного общества и изменения государственного регулирования национальной экономики на основе использования ИКТ. Этим и обуславливается актуальность темы.

Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных  технологий в государственном управлении.

Курсовая работа состоит  из 3 глав по 2 параграфа в каждой.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности  информационных  технологий в  государственном управлении

2. Оценить эффективность развития информационных  технологий в государственном управлении

3. Обосновать рекомендации  и предложения по развитию  информационных  технологий в  государственном управлении

Объект: Государственное управление в России

Предмет: Особенности информационных технологий в государственном управлении России.

Наибольшее внимание исследованиям в области информационных технологий в государственном управлении уделили следующие авторы: Василенко  И.А., Данилин А.В., Клепцов М.Я., Мелюхин  И.С., Саак А.Э., Титоренко Г.А., Черкасов Ю.М.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон РФ № 149 — 2007 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  2. Постановление Правительства РФ № 65 — 2002 г. «Проект Федеральной целевой программы «Электронная Россия»
  3. Распоряжение Правительства РФ № 1224-р — 2004 г. «Концепция использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти до 2010 года»
  4. Постановление Правительства РФ № 60 — 2010 г. «Положение о Правительственной комисии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» 

Глава 1. Применение информационных  технологий в государственном  управлении

  • 1.1. Государственная политика в сфере информационных технологий

  • В настоящее время  сложились благоприятные условия  для совершенствования системы  государственного управления, повышения  качества предоставления государственных  услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти

    Процесс разработки государственной  политики Российской Федерации в  сфере развития информационного  общества можно разделить на три большие стадии:

    1991 – 1995 гг. – формирование  основ государственной политики  в сфере

    информатизации в условиях рыночных отношений;

    1995 – 1998 гг. – переход  от политики информатизации к  формированию основ

    информационной политики;

    1998 – 2008 гг. – формирование государственной политики в сфере развития

    информационного общества 1.

    В 2008 г. завершился первый этап – этап разработки государственной  политики

    – был принят первый официальный документ, утвержденный на высшем государственном уровне – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», началась разработка плана реализации стратегии и программ развития информационного общества на региональном уровне. Тем самым можно сказать, что с 2008 года в России начался этап реализации стратегии развития информационного общества. В 2005 – 2008 гг. шел процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства в России. В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены пять документов со сроком действия до 2010 года, имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:

    – Концепция и программа административной реформы в Российской Федерации

    – ФЦП «Электронная Россия»

    – Концепция формирования электронного правительства в Российской

    Федерации

    – Концепция региональной информатизации

    – Концепция использования информационных технологий в органах

    государственной власти

    Однако этот процесс  находится еще в самом начале своего развития. Это подтверждается тем фактом, что основные нормативные  документы, которые имеют отношение к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций.

    Важной составной частью этой деятельности является реструктуризация административных процессов и проектирование электронных административных регламентов, которые должны составить основу единой федеральной архитектуры «электронного правительства». 2

    Президент и Правительство  России также уделяют самое пристальное  внимание вопросам развития информационно-коммуникационных технологий как инструмента решения  целого круга задач, возникающих в государственном управлении, экономике, науке, образовании, здравоохранении, социальной сфере. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

  • 1.2. Основные приоритеты федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)»

  • Важную роль в выполнении поставленных задач играет федеральная  целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», в рамках которой реализуются проекты широкомасштабного внедрения информационных технологий в государственное управление. Кроме того, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработан ряд концепций, касающихся использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, развития рынка информационных технологий, региональной информатизации. Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, «основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг». 3

    Логическим продолжением данной Концепции стала утвержденная правительством новая редакция ФЦП «Электронная Россия». Документ подготовлен Мининформсвязи России и направлен на создание в нашей стране «электронного правительства». Переход к активному использованию информационных технологий в органах государственной власти привел к расширению сфер применения ИКТ в государственном управлении и открыл возможности для реализации масштабных проектов, основанных на электронном взаимодействии органов власти между собой, а также с населением и организациями. В настоящее время в большинстве федеральных органов государственной власти внедрены системы электронного документооборота, автоматизированы процессы кадрового учета, управления финансами и бухгалтерского учета, создаются системы поддержки принятия управленческих решений, продолжается формирование территориально-распределенных сетей.

    В рамках формирования «электронного правительства» предстоит  решить следующие задачи:

    • обеспечение согласованности развития и совместимости государственных информационных систем;
    • обеспечение широкополосного доступа органов власти к компьютерным сетям;
    • интеграция государственных информационных систем, регламентация доступа к данным;
    • развитие информационно-справочных систем и внедрение электронных коммуникаций в процессы предоставления государственных услуг;
    • внедрение систем управления по результатам.

    Поскольку основными  задачами системы мониторинга являются сбор, хранение и обработка информации, оценка состояния и динамики социально-экономических  процессов, представление органам  власти информационно-аналитических материалов, обеспечивающих поддержку принимаемых управленческих решений, то ключевая роль при создании ее инфраструктуры отводится информационно-коммуникационным технологиям. Использование потенциала ИКТ позволяет находить наиболее эффективные решения жизненно важных проблем. Среди ожидаемых результатов – повышение результативности управления проектами создания государственных информационных систем и уровня их доступности для заинтересованных ведомств, исключение дублирования разработок на уровне отдельных ведомств. Таким образом, система мониторинга позволит повысить эффективность расходов на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти.

    Вопросы применения ИКТ  и обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти путем представления информации в Интернете естественно являются составной частью организационно-методического потенциала административной реформы.

    Кроме того, была создана  межведомственная комиссия по координации  мероприятий ФЦП «Электронная Россия» с мероприятиями административной реформы. Следует отметить, что в 2002 – 2005 гг. в рамках  «Электронная Россия» выполнялось всего около 2,5% от общего объема проектов информатизации органов власти, тем самым преобладающая часть проектов выполнялись в рамках бюджетов на информатизацию по региональным и другим федеральным программам.

    Цель программы «Электронная Россия 2002-2010 годы»: Создание условий  для развития демократии, повышение  эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей4

    Задачи  Программы:

    1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий;
    2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
    3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
    4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;
    5. Развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;
    6. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;
    7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
    8. Разработка и создание системы электронной торговли. 5

    Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении