Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных технологий в государственном управлении.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности информационных технологий в государственном управлении
2. Оценить эффективность развития информационных технологий в государственном управлении
3. Обосновать рекомендации и предложения по развитию информационных технологий в государственном управлении
Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в государственном управлении 5
1.1. Государственная политика в сфере информационных технологий 5
1.2. Основные приоритеты федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» 7
Глава 2. Оценка эффективности развития информационных технологий в государственном управлении 13
2.1. Российский опыт и программы оценки эффективности развития электронного правительства 13
2.2. Оценка информационной открытости органов власти в России 20
Глава 3. Развитие информационных технологий в государственном управлении 28
3.1. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий 28
3.2. Приоритеты использования информационных технологий в сфере государственного управления 31
Заключение 35
Литература 36
Предполагается, что в результате реализации мероприятий новой редакции ФЦП «Электронная Россия» на 10 % повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25 %. В пресс-релизе Мининформсвязи России обозначено, что реализация мероприятий Программы позволит также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. С экономической точки зрения, по расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в период 2007-2010 гг. может составить около 74 млрд. рублей.
Следует отметить, что анализ российской практики административной реформы и внедрения технологий электронного правительства показывает, что наша страна находится до сих пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента и формализации административных регламентов с постепенным переводом их в электронный формат.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. 6
В процессе выполнения Программы
будут определяться общие направления
развития ИКТ (основные принципы, стандарты
и типовые решения по реализации
различных проектов) как одного из
основных направлений социально-
Основная цель осуществляемых административных реформ - повысить эффективность государственного аппарата на базе использования новых информационно- коммуникационных технологий, без которых современная степень эффективности развитых государств, безусловно, не может быть достигнута. Бюджетные средства на реализацию программы составили за 6 лет около 50,6 млрд руб.
Таблица 1. Распределение средств по годам на ФЦП «Электронная Россия»
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Бюджетные средства /млрд руб/ |
11,2 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
4,9 |
4,8 |
Внебюджетные и инвестиционные средства /млрд руб/ |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
1,3 |
1,5 |
Всего по программе |
13,2 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
6,2 |
6,3 |
При реализации Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия», существуют следующие проблемы: неоправданно высокие затраты; неоправданно длительный срок выполнения; низкая эффективность использования бюджетных средств; высокая степень проектных рисков; низкая степень масштабируемости и интеграции систем; несогласованность стандартов и законодательства;
Переход к информационному обществу потребовал реорганизации государственной службы и решения назревших проблем. Именно поэтому последние десятилетия в мире стали временем активной трансформации системы государственного управления, направленной на повышение ее эффективности и результативности. В большинстве развитых стран и многих странах с переходной экономикой был реализован комплекс программ, связанных с административной реформой и реформой государственной службы.
Важным аспектом любой программы информатизации, и особенно, когда речь идет о развитии информационных систем, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и населения (Электронное правительство), является возможность обеспечить мониторинг эффективности выполнения проектов и программ. В России в настоящее время еще не сформирована система индикаторов и индексов, которые можно использовать при осуществлении регулярного мониторинга состояния дел с развитием информатизации регионов (региональные и муниципальный уровни) и уровнем развития электронного правительства а также востребованности электронных правительственных услуг.
Не стоит полагать,
что работа в этом направлении
в России не осуществляется. Ведется
планомерная деятельность по реорганизации
системы государственной
Следует отметить, что не все исследования и индексы, которые в настоящее время имеются в России, могут быть рекомендованы для использования. Зачастую отсутствует подробное описание методики и подтверждение репрезентативности выборки исследования (опросы, проведенные институтом «Экспертное сообщество» в рамках ФЦП «Электронная Россия»).
Российская система статистического наблюдения в сфере ИКТ В России формирование единой методологии государственного статистического наблюдения за производством и использованием ИКТ в различных отраслях экономики и в социальной сфере началось в 1999 – 2000 гг., когда в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 – 2000 гг.» были разработаны и утверждены Госкомстатом России формы статистического наблюдения за использованием ИКТ на предприятиях и для предприятий - производителей ИКТ (компьютерная техника и программное обеспечение).
В 2003-2005 г. Госкомстат России впервые провел выборочное обследование 160 тыс. предприятий и организаций по использованию глобальных сетей. Для этого исследования была разработана форма № 1-ГЛОБ. Первые результаты обследования стали доступны в 2003 г., и были опубликованы в 2004 г7. Следует отметить, что постепенно система показателей государственной статистики, связанная с ИКТ начинает приводиться к международным стандартам. Это связано с процессом принятия России во Всемирную торговую организацию (ВТО). С 2003 г. в России введен новый общеотраслевой классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который составлен с учетом требований Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (ISIC). Введение этого классификатора позволяет использовать определения и группировки классов ISIC, разработанные в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для статистического анализа сектора ИКТ и обеспечения международных сопоставлений.
Систематическая работа по анализу мирового опыта организации статистики информационного общества, в том числе связанной с формированием «электронного правительства», и внедрению международных стандартов в российскую практику осуществляется Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) под руководством проф., Л.М. Гохберга. С 2003 г. по разработанной Институтом программе ведется ежегодное федеральное государственное статистическое наблюдение по форме № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)». Результаты статистических обследований по этой форме позволяют на регулярной основе получать информацию о числе организаций, использующих персональные компьютеры, локальные и глобальные информационные сети, в том числе Интернет, о распределении компьютеров, подключенных к сетям, оснащенности ими работников, структуре расходов на ИКТ и др.8 Форма № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)» была утверждена и введена в действие постановлением Федеральной службы государственной статистики № 42 от 27.07.2006 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью в области науки, инвестиций и труда на 2007 год». Форма должна предоставляться юридическими лицами или их обособленными подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства). В постановлении Росстата подробно представлены компоненты формы, ее разделы и подразделы9:
1.
Использование информационных
1.1. Общая информация.
1.2. Факторы, сдерживающие использование ИКТ.
1.3. Наличие персональных компьютеров на конец отчетного года.
1.4. Цели и результаты использования Интернета.
1.5. Затраты на ИКТ в отчетном году.
1.6. Численность работников организации.
1.7. Потребность организации
в специалистах и
2.
Сведения о деятельности
2.1. Производство товаров, выполнение работ и услуг в отчетном году.
2.2. Затраты, произведенные организацией в отчетном году.
Статистические данные, относящиеся к органам власти, агрегируются по федеральным органам исполнительной власти (в соответствии с классификатором ОКОГУ), органам власти субъектов Российской Федерации по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти (код ОКВЭД 75.11.2) и органам местного самоуправления по управлению вопросами общего характера (код ОКВЭД 75.11.3).
По данным обследования, на начало 2006 года персональные компьютеры использовались практически во всех учреждениях органов власти, при этом оснащенность персональными компьютерами, доступом к локальным сетям и Интернету весьма существенно отличается у федеральных, региональных и муниципальных структур управления (табл. 2).
Таблица 2. Обеспеченность работников органов государственной власти и местного самоуправления персональными компьютерами и доступом в Интернет, расчет ГУ-ВШЭ по данным Росстата, 2006г.
№ |
Группировка органов государственной власти и местного самоуправления |
Обеспеченность работников (на 100 чел.) | ||
перс. компью- терами (ПК) |
ПК в составе лок. выч.сетей |
ПК с доступом в Интернет | ||
1 |
Федеральные органы исполнительной власти |
37,1 |
25,1 |
11,5 |
2 |
Органы власти субъектов Российской Федерации |
65,1 |
44,4 |
18,0 |
3 |
Органы местного самоуправления |
28,5 |
13,0 |
4,2 |
Всего по органам власти и управления |
36,9 |
24,1 |
10,7 |
На основе данных Росстата, проанализировали статистические данные, касающиеся обеспеченности средствами ИКТ региональных органов власти и местного самоуправления по федеральным округам (табл. 3).
Таблица 3. Обеспеченность работников учреждений региональных органов власти и местного самоуправления персональными компьютерами и доступом в Интернет по федеральным округам, данные Росстата, 2006 г.
№ |
Федеральные округа |
Обеспеченность работников (на 100 чел.) | |||||
перс. компью- терами (ПК) |
ПК в составе лок. выч.сетей |
ПК с доступом в Интернет | |||||
Рег |
МСУ |
Рег |
МСУ |
Рег |
МСУ | ||
Центральный |
66,6 |
27,4 |
41,7 |
13,2 |
16,8 |
4,0 | |
Северо-Западный |
106,5 |
29,1 |
75,8 |
13,6 |
21,1 |
3,6 | |
Южный |
61,7 |
24,6 |
42,1 |
10,5 |
12,6 |
3,2 | |
Приволжский |
41,6 |
32,3 |
28,4 |
13,5 |
11,7 |
4,1 | |
Уральский |
95,1 |
31,2 |
73,3 |
15,0 |
27,1 |
5,3 | |
Сибирский |
85,2 |
24,8 |
59,3 |
11,5 |
34,8 |
3,9 | |
Дальневосточный |
84,8 |
37,3 |
61,4 |
17,4 |
36,0 |
6,3 | |
Российская Федерация (всего) |
65,1 |
28,5 |
44,4 |
13,0 |
18,0 |
4,2 |
Примечание: В таблице жирным шрифтом выделены значения выше среднего по России.
С 2004 года государственной статистикой стал фиксироваться такой показатель, как использование Интернета в организациях для взаимодействия с органами управления. Динамика этого показателя в 2004-2006 в разрезе федеральных округов представлена в таблице 4.
Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении