Информационные технологии в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности применения и совершенствования современных информационных технологий в государственном управлении.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности информационных технологий в государственном управлении
2. Оценить эффективность развития информационных технологий в государственном управлении
3. Обосновать рекомендации и предложения по развитию информационных технологий в государственном управлении

Содержание

Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в государственном управлении 5
1.1. Государственная политика в сфере информационных технологий 5
1.2. Основные приоритеты федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» 7
Глава 2. Оценка эффективности развития информационных технологий в государственном управлении 13
2.1. Российский опыт и программы оценки эффективности развития электронного правительства 13
2.2. Оценка информационной открытости органов власти в России 20
Глава 3. Развитие информационных технологий в государственном управлении 28
3.1. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий 28
3.2. Приоритеты использования информационных технологий в сфере государственного управления 31
Заключение 35
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 526.00 Кб (Скачать документ)

По данным рейтинга Института  развития свободы информации можно  вычислить средний показатель степени  информационной открытости сайтов органов  власти отдельно для каждого федерального округа, представленный в табл. 6.

 

Таблица 6. Средний показатель степени информационной открытости по федеральным округам

 

По данным приведенной  выше таблицы можно сделать вывод  о том, что лидирующие позиции  в рейтинге информационной открытости сайтов органов исполнительной власти занимает Северо-Западный федеральный округ. На втором месте в рейтинге открытости региональных органов исполнительной власти находится Уральский федеральный округ, на третьем – Приволжский округ. На первом месте по степени открытости региональных органов законодательной власти находится Уральский федеральный округ. На втором месте – Северо-Западный федеральный округ, на третьем – Дальневосточный округ. Наиболее низкие значения обоих показателей в Южном федеральном округе.

 

Глава 3. Развитие информационных  технологий в государственном управлении

  • 3.1. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий

  • Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих  основных задач:14

    - реализация стратегических  приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;

    - формирование общей  информационно-технологической инфраструктуры  для обеспечения деятельности  федеральных органов государственной  власти; 
    - распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;

    - организация интерактивного  информационного обслуживания граждан  и организаций с использованием современных информационных технологий; 
    обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры; 
    - развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;

    - разработка стандартов  в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

    - централизованное создание  общих государственных информационных  ресурсов (регистров, кадастров,  реестров, классификаторов), содержащих  полную, непротиворечивую, достоверную,  актуальную информацию, необходимую  для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

    - построение единой  системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;

    - распространение на  уровне федеральных органов государственной  власти практики долгосрочного  планирования государственных программ  и проектов использования информационных технологий, повышение эффективности управления их выполнением;

    - увеличение объемов,  объединение и централизация  закупок однотипной продукции  в сфере информационных технологий  в интересах федеральных органов  государственной власти для получения  эффекта экономии на масштабе; 
    - создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

    - реализация комплексных  программ подготовки и повышения  квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;

    - совершенствование законодательной  и иной нормативной правовой  базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;

    - защита интеллектуальной  собственности, недопущение использования  в деятельности федеральных органов  государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.

    Широкое применение информационных технологий в сфере государственного управления позволяет повысить эффективность:

    • межведомственного взаимодействия;
    • предоставления государственных услуг населению и организациям;
    • персональной и коллективной работы сотрудников федеральных органов государственной власти.

    Определение приоритетов  в использовании информационных технологий в деятельности федеральных  органов государственной власти осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих ресурсов. Приоритеты в использовании информационных технологий в сфере государственного управления уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами социально-экономического развития.

  • 3.2. Приоритеты использования информационных технологий в сфере государственного управления

  • В соответствии с основными  направлениями административной реформы  приоритетами использования информационных технологий в сфере государственного управления являются:

    1. Повышение эффективности  реализации правоустанавливающих  функций государства и совершенствование  механизмов государственного регулирования  на основе создания и развития: систем информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; ситуационных центров и систем прогнозирования и моделирования последствий государственного вмешательства, угроз социально-экономическому развитию Российской Федерации; единой системы сбора, обработки, регистрации и распространения нормативных правовых актов, анализа соответствия существующей нормативной правовой базы правоприменительной практике, системы обеспечения законодательной деятельности, обеспечивающей размещение электронных версий документов, а также учет прохождения законопроектов по всем стадиям федерального законодательного процесса, с обязательным подключением к ней всех субъектов права законодательной инициативы;

    2. Повышение эффективности  правоприменительной деятельности федеральных органов государственной власти на основе создания и развития: 
    систем учета и анализа объектов государственного управления, в том числе объектов, являющихся государственным имуществом; систем планирования и анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений; систем, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций; пунктов общественного доступа к информационным ресурсам; центров телефонного обслуживания, обеспечивающих возможность бесплатного обращения граждан и организаций в соответствующие федеральные органы государственной власти и получения ими открытой информации; систем учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан;

    3. Повышение эффективности  выполнения контрольных и надзорных  функций на основе создания  и развития систем: мониторинга эффективности правоприменительной деятельности в интересах федеральных органов государственной власти, граждан и организаций; информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений; информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;

    4. Снижение операционных  затрат на содержание государственного  аппарата, повышение эффективности  управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе создания и развития систем: 
    управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами; 
    документационного обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, электронного документооборота на основе электронных административных регламентов; обеспечения персональной и групповой работы государственных служащих с документами; планирования и мониторинга деятельности подведомственных организаций и подразделений; управления проектной деятельностью; проведения закупок для государственных нужд и мониторинга цен; анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности федеральных органов государственной власти;15

    5. Рост квалификации  государственных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знаниями;

    6. Совершенствование  взаимодействия федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе создания единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия.16

    Для того чтобы России выйти на следующую фазу развития, нужно продолжить создание:

    - единого центра хранения  данных для всех федеральных  ведомств;

    - единой сети передачи данных  для государственных ведомств;

    - единого телефонного справочного центра для приема обращений граждан в

    государственные органы;

    - объединенных межведомственных  информационных ресурсов;

    - системы защищенного документооборота  для пересылки конфиденциальных

    документов в электронном виде;

    - типовых электронных систем управления государственными организациями различного профиля (ЖКХ, правоохранительными, медицинскими, социальными и т.д.).

    Для активного внедрения  механизмов "электронного правительства", необходимо создать систему аттестации госслужащих в области владения информационными технологиями, а также создать специальную систему подготовки чиновников. Для создания элементов "электронного правительства" необходимо придать официальный статус электронным документам, в том числе, базам данных федеральных ведомств. Применение мониторинга и оценки важны для эффективной деятельности электронного правительства.

    Заключение

    Важным результатом  распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы  общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

    В настоящее время  можно констатировать, что в России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства.

    Распространение технологий «электронного правительства» в  значительной степени зависит от готовности использования интерактивных сервисов населением и бизнесом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием российских регионов. Важным компонентом проектной и аналитической деятельности в этом направлении является необходимость осуществления исследований востребованности электронных правительственных услуг и сервисов электронного правительства со стороны граждан и выявления основных целевых групп, которые в настоящее время максимально готовы к восприятию таких услуг.

    Внедрение электронного правительства может оказаться  рискованным, дорогостоящим и трудным. Введение систем электронного управления в России позволит минимум на 20 процентов сократить аппарат.

    15 декабря 2009 стартовал портал  для предоставления электронных госуслуг в Интенете в режиме «одного окна» (http://www.gosuslugi.ru/ru/). На первом этапе представлены 74 из наиболее востребованных госуслуг, по ним пока можно получить только информацию, где и в какое время они оказываются и какие документы для этого нужны. Побольшинству госуслуг уже с середины 2010 года можно будет пересылать документы в органы государственной власти. А с 2011 госорганы, не будут иметь право спрашивать у граждан те данные, которые на них имеются в других инстанциях. К 2012 портал должен заработать в полную силу. 17

    Информация о работе Информационные технологии в государственном управлении