Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:11, контрольная работа
Медицинская информатика как практическое направление в здравоохранении возникла в России в 1970-х гг. на базе, ранее формировавшегося (в 1950-х гг.) кибернетического направления — моделирования патогенетических механизмов и вычислительной диагностики заболеваний. Основой для развития медицинской информатики во многом послужили работы по созданию первых автоматизированных историй болезни. Следующим этапом была разработка учреждениями и службами автоматизированных систем управления (АСУ).
1. Введение. Медицинская информатика, её значение
2. История становления науки в СССР и далее в России.
3. Основные понятия медицинской информатики.
4. Место медицинской информатики в здравоохранении.
5. Информационные медицинские системы. Классификация информационных медицинских систем.
6. Общие требования к информационным медицинским системам.
7. Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
Таким образом, состояние моделируемой системы зависит от состояния всех параметров, которые в свою очередь определяются выбором исследователя. Состояние системы на данный момент времени определяется количественными значениями набора существенных переменных.
Значения переменных могут меняться во времени. Изменение количественного значения хотя бы одной переменной называется событием. Действие — это событие, которое генерирует сама система. Поведение системы — это цепь действий, направленных на изменение состояния системы.
Понятие «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение) определяют с двух разных точек зрения: философской и прикладной.
Н. Винер определил понятие информации с помощью отрицания, считая, что это и не материя, и не энергия. В. Н.Глушков первым высказал мнение, что информация присуща всей материи (вся материя обладает информацией). Общепризнано, что материя обладает массой (всякая частица, включая фотон) и энергией (энергия — мера движения материи).
По современным философским представлениям информация — это мера распределенности массы и энергии в пространстве и времени. Она объективна и не зависит от сознания. Это один из обязательных атрибутов материи.
В прикладном значении понятие «информация» упоминается чаще.
Данные — это полученные в результате наблюдения (исследования) числа или обнаруженные явления, обозначаемые символами или словами, которые фиксируются, передаются с помощью средств связи, могут обрабатываться с использованием вычислительной техники.
Данные, накапливаемые индивидуумом как результат опыта и зафиксированные в той или иной форме, представляют собой знания.
Информация — это первичные и(или) переработанные данные. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1999) дается следующее определение: «Информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо». Определений понятия «информация» множество.
Важнейшими свойствами информации являются объективность, полнота и доступность.
Информацию подразделяют по форме представления (текстовая, числовая, графическая, звуковая), по способам восприятия (визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и т.д.
Информационный процесс — это перенос и восприятие данных от исследуемого (передающего) объекта к воспринимающему. Элементами информационного процесса являются: источник .энергии, канал связи (среда, по которой передается сигнал), исследуемая система, воспринимающая система, кодовая система. Информационные процессы имеют место во всех профилях клинической медицины и здравоохранения. Более того, от их реализации напрямую зависит качество оказываемой медицинской помощи и эффективность управления отраслью.
Медицинская информация в широком смысле этого словосочетания — это любая информация, относящаяся к медицине, в прямом (персонифицированном) смысле — информация, относящаяся к состоянию здоровья конкретного человека.
Г. И. Назаренко с соавт. (2005) разделили виды медицинской информации на четыре группы:
3) звуковая — речь пациента, флоуметрические сигналы, звуки при допплеровском исследовании и т.д.;
4) комбинированная — любые комбинации описанных групп.
Необходимо отметить, что врач почти всегда имеет дело имен-
но с комбинированными видами информации о пациенте.
Медицинская информация должна постоянно обновляться и нуждается в интерпретирующей среде.
Медицинская персонифицированная информация должна быть конфиденциальной. Наиболее высокий уровень, на котором такая информация может быть доступна (только тем, кому она необходима при непосредственном взаимодействии с пациентом), — это уровень ЛПУ (поликлиники (консультации), стационара, диспансера, специализированного центра). При движении информационных потоков «наверх» — на муниципальный, территориальный и федеральный уровни — должны быть обеспечены деперсонализация и последующее интегрирование информации с ее преобразованием в формы статистических параметров, обеспечивающих возможность судить о результатах деятельности врача, отделения, ЛПУ, муниципального образования, как в медицинском, так и в экономическом аспектах. Самая высокая степень интеграции информации — на федеральном уровне. Необходима и возможность обратной связи — запроса и получения соответствующей регламентированной информации с предыдущего уровня.
Информация почти всегда является ответом на вопрос. Наиболее простые вопросы те, на которые можно дать только два равновероятных ответа («да», «нет»). В кибернетике и информатике за единицу информации принято считать такое количество информации, при котором из двух равновероятных возможностей можно выбрать одну. Такая единица информации называется бит.
Количество информации, которое необходимо для получения ответа при выборе из нескольких возможностей, равно логарифму по основанию 2 от числа возможностей. Один бит информации равен Log2 = 1. Используются и более крупные единицы информации: 1 байт = 8 бит, 1 килобайт = 1 024 байт, 1 мегабайт = = 1 024 килобайта и т.д.
В кибернетике принято кодировать информацию с помощью двоичной системы счисления. Двоичный принцип кодирования удобен тем, что позволяет на основе простых технических элементов воспроизводить как количественные, так и логические зависимости.
В двоичной системе счисления за основание принято число 2, т.е. используется всего два знака: 0 и 1 («нет» и «да»), с помощью которых можно представить любую информацию.
Информация в любых системах передается по каналам связи. Они должны обеспечивать воспроизведение сигнала, так как искажение его структуры приводит к искажению информации. Обычно искажение сигнала в канале связи происходит под влиянием различных помех, которые называют шумом. Причины появления шума могут быть разными.
Например, при разговоре каналом связи является воздух. Любой студент знает, что в тихой аудитории можно без напряжения слышать и понимать негромкую речь лектора. Если же кроме лектора в аудитории разговаривают и студенты, создавая шум, то речь лектора смешивается с шумом и воспринимать материал становится сложнее или вообще невозможно.
На «чисто» записанной ЭКГ легко можно выделить и обсчитать все зубцы и интервалы. На ЭКГ при среднем уровне шума (например, при сетевой помехе) анализ зубцов Р и Т невозможен. При высоком уровне шума анализ ЭКГ невозможен вообще.
Место медицинской информатики в здравоохранении.
Информатика как самостоятельная наука появилась в конце XX в. Хотя, как удачно заметил Г. А. Хай (2007), информатика существовала с момента возникновения человеческого общества, но не имела этого наименования (Врач и информационные технологии. — 2007. — № 6. — С. 12). Слово «информатика» — комбинация из двух других — информация и автоматика.
Информатика — это наука об обработке, преобразовании, хранении, передаче и представлении информации.
В технологическом аспекте, информатика взаимодействует со статистикой; в гуманитарном — с когнитологией, психологией восприятия и т.д.
Число ссылок на ресурсы Интернета, относящиеся к медицинской информатике, значительно превосходит число ссылок на «другие информатики» (в 2 раза по сравнению с биоинформатикой, в 3 — 4 раза по сравнению с математической и физической информатикой).
Врачевание всегда считалось чем-то средним между искусством и ремеслом. В последнее десятилетие медицину все чаще напевают «слабоформализованной» или «слабоструктурированной» областью деятельности. Врач часто принимает решения в условиях одновременно недостатка и избытка информации о пациенте при дефиците времени, руководствуясь собственным опытом и интуицией, называя это сочетание клиническим мышлением. При этом всем понятно, что ответственность за принимаемое решение высока, а «цена вопроса» нередко — человеческая жизнь. До сих пор на старших курсах медицинских вузов и, особенно, в интернатуре и ординатуре клиническим дисциплинам учат по принципу «делай, как я».
В то же время в клинической деятельности все больше ситуаций, в которых врач обязан действовать строго заданным образом, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и регламентирующими документами, и количество таких ситуаций в будущем будет увеличиваться. Хотя это не исключает «включения» механизмов интуиции, основанной на знаниях, как результате большого опыта.
Лечебно-диагностический процесс сопровождается сложноорганизованными и объемными информационными потоками: сообщениями о состоянии пациента, результатах проведенных ему исследований, проводимом и запланированном лечении. Все данные должны нужным образом оформляться и вовремя попадать по назначению.
Наряду с чисто клиническими вопросами, связанными с лечением конкретного человека, огромный интерес представляют вопросы организации адекватного оказания медицинской помощи населению. Их значение для жизни общества трудно переоценить.
Итак, информационные процессы в разных областях деятельности похожи, но многие аспекты зависят от предметной области.
Специфика информационных процессов в деятельности медицинских работников способствовала бурному развитию медицинской информатики. Нельзя сбрасывать со счетов и естественный интерес общества к медицине, и желание улучшить качество медицинской помощи с использованием новых технологий.
В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная наука, имеющая свои предмет и объект изучения и занимающая свое место среди других наук.
Определений медицинской информатики как науки (или научной дисциплины) в настоящее время существует довольно много.
Американский ученый Э. Шортлифф (1995) указывает, что медицинская информатика ориентирована на биомедицинскую информацию, данные и знания, их хранение, передачу и оптимальное использование для решения проблем или принятия решений.
По мнению Д.Д. Бенедиктова (1997) медицинская информатика способствует расширению горизонтов и возможностей познания, профилактики и лечения болезней, охраны и улучшения здоровья человека.
В. Г. Кудрина в учебном пособии «Медицинская информатика» (1999) писала, что медицинская информатика — это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения.
По мнению В.Я.Гельмана (2001) медицинская информатика представляет собой прикладную медико-техническую науку — результат «перекрестного взаимодействия» медицины и информатики.
По мнению авторов настоящего учебника медицинская информатика — это наука об обработке, преобразовании, хранении, передаче и представлении информации в области здравоохранения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий и использование как универсальных, так и специальных средств и систем, причем в настоящее время упор делается на последние.
Методы медицинской информатики необходимо применять (и они уже нередко используются) во всех областях медицины и здравоохранения. Они находят применение на этапах лечебно-диагностического процесса: диагностика — назначение лечения — прогнозирование (течения заболеваний и осложнений) — лечение — наблюдение. Информационные технологии должны испольи .11.11 ься в ЛПУ всех видов и любого медицинского профиля (под-I.. it н ice см. гл. 6). Без грамотно разработанных информационных медицинских систем немыслим возврат к одному из главных дос-|млений советского здравоохранения — полноценному профи-| этическому направлению с проведением целевых диспансери-1.ШИЙ. Без медицинской информатики невозможна динамическая (бьективная оценка состояния здоровья населения и окружающей природной среды как на территориальном, так и федеральном \ ровнях, а значит, и принятие адекватных решений.
Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении