Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:11, контрольная работа
Медицинская информатика как практическое направление в здравоохранении возникла в России в 1970-х гг. на базе, ранее формировавшегося (в 1950-х гг.) кибернетического направления — моделирования патогенетических механизмов и вычислительной диагностики заболеваний. Основой для развития медицинской информатики во многом послужили работы по созданию первых автоматизированных историй болезни. Следующим этапом была разработка учреждениями и службами автоматизированных систем управления (АСУ).
1. Введение. Медицинская информатика, её значение
2. История становления науки в СССР и далее в России.
3. Основные понятия медицинской информатики.
4. Место медицинской информатики в здравоохранении.
5. Информационные медицинские системы. Классификация информационных медицинских систем.
6. Общие требования к информационным медицинским системам.
7. Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать продукт, соответствующий им.
Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению.
Система здравоохранения Российской Федерации представляет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на территориальном и муниципальном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохранения.
Внедрение информационно-компьютерных технологий в практическое здравоохранение обеспечивает:
• оперативный контроль и принятие долговременных решений на разных уровнях системы здравоохранения на основе анализа информации, интегрируемой в информационных системах.
Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение программных продуктов при принятии медицинских решений, крайне невелик, исключая широко распространенные программно-аппаратные комплексы.
Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по основным реализованным функциям в основном сопоставимы между собой. Но их разработка осуществляется на различных платформах, что создает трудности при последующей интеграции в рамках многофункциональных медицинских учреждений.
На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В основном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ведутся персонифицированные регистры различных групп населения.
В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети..
Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состояния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление — неотложная помощь — лечение в стационаре — наблюдение лечащего врача — анализ тенденций на основе моделирования — прогноз состояния здоровья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.
Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятельных, не связанных между собой, систем. В результате в терминологии корпоративных информационных систем состояние информатизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».
Существенным фактором, сдерживающим интегративные процессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.
Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органами здравоохранения стоит важная задача — создание единого информационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицинские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необходимы:
Единое информационное пространство системы здравоохранения рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории. Единое информационное пространство медицинских данных — это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.
Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития здравоохранения.
Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.
В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной топологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит своевременный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.
Автоматизированные системы комплексных диспансерных осмотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществлении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.
Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в состав информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интеллекта.
Информация БД, включая персонифицированные, должна передаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усеченном) объеме.
На уровне первичных медицинских пользователей должны функционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность реализации диф дифференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ранней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследственного предрасположения и многообразных факторов внешней среды, способствующих его реализации в течение жизни. Компьютерный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уровень как индивидуального, так и общественного или популяци-онного здоровья населения.
Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни населения. Наблюдающийся в настоящее время качественный скачок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении