Информационные технологии в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание

Медицинская информатика как практическое направление в здравоохранении возникла в России в 1970-х гг. на базе, ранее формировавшегося (в 1950-х гг.) кибернетического направления — моделирования патогенетических механизмов и вычислительной диагностики заболеваний. Основой для развития медицинской информатики во многом послужили работы по созданию первых автоматизированных историй болезни. Следующим этапом была разработка учреждениями и службами автоматизированных систем управления (АСУ).

Содержание

1. Введение. Медицинская информатика, её значение

2. История становления науки в СССР и далее в России.

3. Основные понятия медицинской информатики.

4. Место медицинской информатики в здравоохранении.

5. Информационные медицинские системы. Классификация информационных медицинских систем.

6. Общие требования к информационным медицинским системам.

7. Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению

Работа состоит из  1 файл

ИТ в ЗО готово.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Базы данных пациентов позволяют врачу хранить информацию о своих больных в течение неограниченного времени, оперативно получая из нее нужные сведения.

     К сервисным системам относятся программы, не имеющие непосредственного отношения к медицине и лечебному процессу, но активно использующиеся, такие как электронная почта, Интернет, системы напоминания, учебные программы и т.д.

     Автоматизированные системы управления ЛПУ связаны с управлением деятельностью лечебного учреждения в целом. Такие системы включаю! в себя ряд подсистем: управления потоками больных, работой врачей, ведением медицинской документации, кадрами, материально - клиническими ресурсами, финансами, документооборотом, учетом и отчетностью.

     В настоящее время такие системы называют автоматизированными информационными системами лечебно-профилактических учреждений.

       Зарубежные классификации. В зарубежных источниках почти все авторы в последнее время поддерживают деление систем на Computerized Physician Order Entry и Patient Care Information Systems. Такое деление условно соответствует следующим понятиям: автоматизированные рабочие места специалистов или системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems) и информации.

     Среди систем Computerized Physician (hxler Entry различают:

  • системы, используемые врачами;
  • системы, используемые медицинскими сестрами;
  • системы, используемые фармакологами.

     В результате исследования пяти ведущих (в плане информативней) больниц США были выявлены основные типы систем, используемых в стационарах:

      Computerized Results — системы, предоставляющие компьютерные отчеты о доступных для использования диагностических процессах;

  • Computerized Notes — системы, позволяющие вводить различные сведения о лечебно-диагностическом процессе, включающие элементы электронной истории болезни;

      Computerized Ordering — системы управления лечебно-диагностическим процессом;

  • Computerized Event Monitoring and Notification — системы компьютерного мониторирования и оповещения. Эти системы обеспечивают поиск важных для лечебно-диагностического процесса симптомов и оповещают о найденных отклонениях;
  • Clinical Administration Systems — экономические, административные и справочные системы;

      Decision Support — системы поддержки решений, при пользовании которыми может осуществляться взаимодействие с системами типа Computerized Results.

     Все большее развитие получают электронные истории болезни (Electronic patient record).

     Рассмотрев классификации авторов, как отечественные, так и зарубежные, можно сделать заключение, что несмотря на различный вид, они содержат сходные элементы.

     Иерархическая классификация. Одной из относительно бесспорных является иерархическая классификация ИМС, которая существует столько времени, сколько собственно информатизация здравоохранения.

     Информатизация — комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение участников той или иной деятельности необходимой информацией, определенным образом переработанной и при необходимости преобразованной (об информатизации деятельности медицинских работников более подробно речь пойдет в подразд. 6.2). 

     Информационные медицинские системы классифицируют на основании иерархического принципа, соответствующего структуре здравоохранения как отрасли на уровни:

     • базовый (клинический);

  • учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры и др.);
  • территориальный (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления);
  • федеральный (федеральные учреждения и органы управления).

     Внутри каждого уровня ИС классифицируются по функциональному принципу, т.е. по целям и задачам.

     Рассмотрим вариант классификации ИМС, предложенный авторами. Он основан на иерархическом принципе построения системы здравоохранения и оказания пациенту медицинской помощи (рис. 2).

     1. Медико-технологические системы. Это самые многочисленные из разрабатываемых ИМС. Они обеспечивают обработку и анализ информации для поддержки принятия врачебных решений и информационной поддержки медицинских технологических процессов (см. гл. 7). Медико-технологические системы в свою очередь подразделяют на несколько систем. 
 

     Общие требования к информационным медицинским системам.

     Основным документом, определяющим требования и порядок разработки АС (в том числе медицинских), является техническое задание (ТЗ).

     Техническое задание на АС может включать следующие полна щелы:

  1. общие сведения;
  2. назначение и цели создания (развития) системы;
  3. характеристика объекта информатизации;
  4. требования к автоматизированной системе;
  5. состав и содержание работ по созданию системы;
  6. порядок контроля и приемки системы;

     7) требования к составу и содержанию работ по подготовке 
объекта автоматизации к вводу системы в действие;

  1. требования к документированию;
  2. источники разработки.

     Общие сведения. В подразделе, посвященном общим сведениям об автоматизированной системе, указывают полное наименование и условное обозначение, наименование организации-заказчика и организации-разработчика, перечень документов, на основании которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по разработке системы.

     Назначение и цели создания (развития) системы. При создании и внедрении любой ИМС необходимо в первую очередь сформулировать ее назначение и цель создания (внедрения).

     Например, при разработке и внедрении АИС управления здравоохранением города назначением системы является поэтапная реализация информационной поддержки управления как на уровне ЛПУ, так и на \ ровне управления здравоохранением города. Цель создания такой системы может быть сформулирована следующим образом: способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличению продолжительности активной жизни — путем создания и внедрения информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением.

     Требования к автоматизированной системе. Подраздел должен включать в себя требования к системе в целом, к функциям, выполняемым системой, видам обеспечения. Состав требований зависит от вида, назначения, специфических особенностей разрабатываемой системы. При этом создание любой ИМС должно базироваться на нескольких принципах.

  1. Преемственность предполагает, что целесообразным вариантом построения ИМС является такой, при котором максимально используется существующий в здравоохранении научно-технический подход и система обработки медицинской информации. Модернизация существующих систем может осуществляться постепенно и без остановки обслуживания пользователей. В процессе модернизации должен поэтапно осуществляться переход к современным техническим и программным платформам, в частности интегрирующим различное стандартное математическое обеспечение, к новым принципам реализации серверных и клиентских приложений, оптимизации процессов сбора и обработки данных на новом техническом уровне, современным методам идентификации и защиты данных.
  2. Унификация и стандартизация предполагают согласование и использование единых архитектурных решений, системы классификации и кодирования, принципов организации и обмена данными, пользовательских интерфейсов.
  3. Непрерывное совершенствование системы предполагает постоянное развитие и наращивание ее функциональных и технологических возможностей.
  4. Интеграцию действующих и вновь создаваемых ИС следует реализовывать как на уровне функциональных модулей отдельных ЛПУ, так и по уровням управления, на основе единых коммуникационных протоколов, включая стандартизацию интерфейсов для обмена информацией между системами разных уровней.
  5. Межведомственная и межотраслевая кооперация предполагает информационное взаимодействие с ИМС других ведомств, а также (при необходимости) проектами других отраслей.
  6. Согласование типовых проектных решений предполагает создание типовых программных средств, которые могли бы быть применимы в большинстве ЛПУ без существенных доработок и отработку проектов в качестве «пилотных» на базе отдельных ЛПУ.
  7. Обеспечение информационной безопасности предполагает использование комплексного подхода к безопасности информационных ресурсов здравоохранения на основе правовых и организационно-технических методов.
  8. Автоматизация документооборота означает, что система должна обеспечить не только выполнение задач учета и анализа, но и задачи сбора, предварительной обработки, систематизации, структурирования данных.

     9. Одноразовый ввод информации и ее многократное использование подразумевают, что все основные данные, с которыми работает система, должны вводиться один раз, а в последующем лишь обновляться.

  1. Формирование выходных документов подразумевает, что они должны содержать необходимую и достаточную информацию для решения задач на том уровне, для которого они предназначены.
  2. Открытость системы для дальнейшего развития и модернизации. Следование этим принципам позволяет обеспечить модернизацию действующих ИС на основе максимальной преемственности их функциональных и информационных возможностей, сохранение навыков работы персонала с предыдущими версиями систем, а также непрерывное совершенствование и наращивание функциональных и технологических возможностей.

     В подразделе описывается структура системы: все подсистемы, информационное взаимодействие между ними и решаемые задачи, а также потенциальные пользователи системы (их квалификация, численный состав, режим работы).

     Например, потенциальными пользователями АИС управления здравоохранением города являются руководители ЛПУ (главные врачи, их заместители) и руководители управления здравоохранением города (начальник, его заместители, главные специалисты по разным врачебным специальностям).

     В процессе информатизации учреждения не должны слепо копировать сложившиеся информационные связи. Их критический анализ позволяет выявить существующие резервы. В современной трактовке реорганизация деятельности учреждения — реинжиниринг — предполагает переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов {business process reengineering), под которыми понимается движение больных, медикаментов, назначений/результатов исследований, просмотр различной информации, получаемой в разных местах, для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности, т.е. формирование модели оптимально организованной системы.

     Основные результаты реинжиниринга сводятся к тому, что информация может одновременно быть доступна в тех местах, где она необходима, и принятие решений становится частью работы каждого сотрудника в соответствии с его областью ответственности (иерархическое принятие решений).

     Кроме того, в этом же подразделе формулируются требования к надежности, техническому обслуживанию, защите информации от несанкционированного доступа, сохранности информации при авариях, патентной чистоте, по стандартизации и унификации и др.

     Приводится перечень функций, подлежащих автоматизации, а при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в первой, второй и последующих очередях. Определяется временной регламент реализации каждой функции. Описываются требования к качеству реализации задачи или комплекса задач, формам представления выходной информации, достоверности выдачи результатов. Приводится перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.

     В зависимости от вида системы приводятся требования к информационному, программному, техническому, лингвистическому, метрологическому, методическому, организационному и другим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автоматизированной системы.

     Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автоматизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.

     Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее составных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводятся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).

     Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информации, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации; создание необходимых для функционирования автоматизированной системы служб и подразделений; сроки обучения персонала.

     Требования к документированию. Подраздел включает согласованный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разработке видов документов, соответствующих требованиям государственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях.

     Источники разработки. Подраздел включает документы и информационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.

Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении