Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью в данной работе является анализ процесса коммуникаций, выявление его значения в процессе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие информации;
-изучить коммуникации их виды и элементы;
-рассмотреть коммуникационный процесс в целом;
-проанализировать развитие коммуникационных технологий в менеджменте.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Информация как технологическая основа менеджмента.....................................5
1.1. Понятие информации, ее виды и свойства................................................................5
1.2. Управленческая информация......................................................................................7
1.3. Коммуникативные свойства информации................................................................10
2. Коммуникации: понятие, виды, элементы.............................................................12
2.1. Понятие коммуникации.............................................................................................12
2.2. Аспекты коммуникации.............................................................................................13
2.3. Виды коммуникаций..................................................................................................14
2.4. Элементы коммуникации...........................................................................................17
3. Коммуникационный процесс....................................................................................19
3.1. Понятие коммуникационного процесса и его этапы..............................................19
3.2. Коммуникативные навыки........................................................................................22
3.3. Коммуникационные барьеры....................................................................................24
4. Развитие коммуникационных технологий в менеджменте.................................28
4.1. Современные средства коммуникации в менеджменте..........................................28
4.2. Влияние информационных технологий на организацию рабочих мест................28
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы ……………………………..32
Введение
Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Каждый сотрудник ежедневно участвует в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.
В современных условиях коммуникация является фактором создания добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникационным процессом, проявляется в виде репутации организации, деловых связей, торговой марки, бренда, патентов, авторских прав, потенциала сотрудников, ключевых компетенций… Что же делает коммуникации эффективными, а что препятствует передаче информации в организации? В чем особенность коммуникационного процесса в современных условиях?
Главным направлением совершенствование процесса коммуникации в менеджменте является совершенствование коммуникативных навыков всех участников коммуникативного процесса.
Человек приходит в организацию, руководствуясь личными целями и личными интересами. У организации также существуют свои цели и интересы. При работе человека внутри организации происходит согласование целей персонала и целей организации. В этом процессе информация является технологической основой, с помощью которой происходит это согласование.
Для исполнения роли технологической основы в менеджменте информация должна обладать определёнными характеристиками и свойствами – для этого используют различные информационные источники и учитывают факторы, влияющие на информационное обеспечение, и существующие ограничения использования информации.
Коммуникации
в менеджменте выполняют
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире, очень быстро развиваются технологии передачи информации, а как следствие, и сами коммуникации.
Таким образом, предметом исследования в данной курсовой работе являются коммуникации в менеджменте и информация, как инструмент связи.
Целью в данной работе является анализ процесса коммуникаций, выявление его значения в процессе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие информации;
-изучить
коммуникации их виды и
-рассмотреть
коммуникационный процесс в
-проанализировать развитие коммуникационных технологий в менеджменте.
Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы: введение, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В
процессе написании работы использовались
учебные пособия и специальная литература
таких авторов как Юкаева В.С. «Управленческие
решения»: Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг»,
Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление
персоналом организации. – М.: Издательство
«Экзамен», Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, и других.
1. ИНФОРМАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие информации, ее виды и свойства
Менеджмент – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия. Человек принимает решение работать в той или иной организации, руководствуясь личным интересом и личными целями. В современной организации одной из главных задач менеджмента является обеспечение эффективной согласованности (гармонии) личных целей и интересов с целями бизнеса.1
В
системе совместного труда
Трудовая деятельность людей в организации, их отношения в процессе управления могут опосредованно выступать в виде информации в ее различных формах.
Одним из главных отличий менеджмента от прежних способов организации коллективных действий состоит в том, что в нем встроено постоянное обновление. Технологической основой постоянных обновлений является улавливание необходимой информации об объекте управления, выработка с её помощью управленческих решений и, в конечном итоге, передача информации.
Существует множество определений информации обусловленные различной сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. В качестве справки выделим три наиболее распространенные концепции информации, каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.
Первая
концепция – концепция К. Шеннона,
отражая количественно-
Вторая
концепция рассматривает
Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика – изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев, развивая логико-семантический подход, дает определение социальной информации: «Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других формах в той мере, в какой она используется обществом...»2
Социальная информация – многоуровневое знание. Она характеризует:
- общественные процессы в целом – экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д.;
- конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т. д.;
- интересы и стремления различных социальных групп – рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.
В
самом общем смысле под социальной
информацией понимают знания, сообщения,
сведения о социальной форме движения
материи и обо всех других ее формах в
той мере, в какой они используются обществом,
вовлечены в орбиту общественной жизни.
Другими словами, информация есть содержание
логического мышления, которое, воспринимаясь
с помощью слышимого или видимого слова,
может быть использована людьми в их деятельности.
1.2.
Управленческая информация
Информация – источник жизненной силы, кровь организации. Без информации совет директоров (мозг организации) не может принять ключевых решений, отдел снабжения, кадров, финансовые службы, производственные цеха не могут получать и преобразовывать ресурсы в продукт. Без информации организация превращается в зомби, не имеющего разума, спотыкающегося и бредущего без определенного направления.3
Управленческая информация – это набор фактов, которые могут быть полезны для менеджера при разработке и реализации управленческих решений. Управленческая информация может быть объективной (факты, документы) и субъективной (мнения, суждения).
Рассмотрим характеристики управленческой информации:
-объем;
- достоверность;
- стоимость;
- насыщенность;
- открытость;
- ценность.
Среди качественных характеристик объёма информации выделяют избыточность, достаточность и недостаточность.
Информационная избыточность об объекте управления повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Для принятия важных решений иногда требуется дублирование информации, т. е. создание информационной избыточности,
Напротив, недостаток информации затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности правильного решения. Недостаток информации часто возникает искусственно из-за монополизации различных сведений, которая проявляется в двух направлениях:
-засекречивание (обоснованное или необоснованное) части необходимых сведений;
- стремление отдельных лиц или организаций монопольно обладать информацией для повышения своего социального и материального статуса.
Выход должен быть в демократизации информационных процессов, то есть в широком доступе к интересующей информации через различные каналы всех заинтересованных лиц.
Достаточный уровень информации — это минимально полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное управленческое решение.
Современные руководители постоянно решают нелегкую для себя задачу: какую информацию и в каком объеме следует давать тому или иному работнику?
Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Чем меньше людей принимают участие в сборе, передаче и обработке информации, тем выше ее достоверность. Об одном и том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики ее сбора и обработки. Достоверность зависит от времени прохождения информации. Даже абсолютно достоверная информация, пришедшая к информанту слишком поздно, может стать ложной, например информация о курсах акций на бирже.
Стоимость информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Она характеризует информацию как товар, имеющий потребительную стоимость.
Насыщенность информации – это соотношение полезной и фоновой информации. Полезная управленческая информация – это информация, которая имеет непосредственное отношение к объекту управления. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной (профессиональной) информации за счет улучшения настроения, поднятия эмоционального уровня. Фоновая информация может включать: шутки, анекдоты, сведения о материальном и моральном стимулировании, предупреждение о предстоящей информации, вспомогательную и вводную информацию. Если фоновой информации нет, то полезная оценивается человеком как «сухая» и плохо воспринимается.4
Информация о работе Информация как технологическая основа менеджмента