Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью в данной работе является анализ процесса коммуникаций, выявление его значения в процессе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие информации;
-изучить коммуникации их виды и элементы;
-рассмотреть коммуникационный процесс в целом;
-проанализировать развитие коммуникационных технологий в менеджменте.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Информация как технологическая основа менеджмента.....................................5
1.1. Понятие информации, ее виды и свойства................................................................5
1.2. Управленческая информация......................................................................................7
1.3. Коммуникативные свойства информации................................................................10
2. Коммуникации: понятие, виды, элементы.............................................................12
2.1. Понятие коммуникации.............................................................................................12
2.2. Аспекты коммуникации.............................................................................................13
2.3. Виды коммуникаций..................................................................................................14
2.4. Элементы коммуникации...........................................................................................17
3. Коммуникационный процесс....................................................................................19
3.1. Понятие коммуникационного процесса и его этапы..............................................19
3.2. Коммуникативные навыки........................................................................................22
3.3. Коммуникационные барьеры....................................................................................24
4. Развитие коммуникационных технологий в менеджменте.................................28
4.1. Современные средства коммуникации в менеджменте..........................................28
4.2. Влияние информационных технологий на организацию рабочих мест................28
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы ……………………………..32
Открытость информации — это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:
- секретная (государственная тайна) — отражает глобальные потребности общества и имеет ограничения на использование;
- конфиденциальная (для служебного пользования) — отражает интересы общества, потребности группы или коллектива людей. Имеет ограничения на использование. К конфиденциальной относятся сведения о потенциале организации (кадровом, технологическом, научном и т.п.);
- публичная (открытая) — отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Не имеет ограничений на использование.
Ценность информации это соответствие ценностным ориентирам деятельности человека или организации.
Важно различать данные и информацию. Данные рассматривают как сырье, некий случайный набор отдельных фактов. Сегодня данные регистрируются на множестве носителей: записанные на бумаге, пленке, магнитных и оптических дисках данные могут принимать любые формы. Но только когда соответствующие данные отобраны, организованы и должным образом обобщены, получается информация. К качеству управленческой информации предъявляются требования, так как от этих ее характеристик зависит качество управленческого решения, сила и точность управленческого воздействия.
Специалисты называют шесть основных способов выработки информации:
- самонаблюдение – это собственные источники информации человека (образование, опыт, квалификация и др. приобретенные знания);
- взаимодействие – взаимный обмен информацией;
- сообщение – это письма, отчеты, специально организованные исследования;
- анализ – это выработка информации путем количественных моделей и методов принятия решений;
- оценка собственного поведения – квалификация и опыт;
- образование и опыт – совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков.
При управлении информацией и при превращении ее в базу корпоративных знаний необходимо учитывать, что ко всем информационным источникам приложил руку человек.
Для того чтобы факты не превращались в суждения, а отвечали характеристикам управленческой информации, необходимо данные обрабатывать непосредственно в месте возникновения. А для этого необходимо определить перечень источников, поставляющих данные для управленческой информации.
Итак,
необходимые факты для разработки управленческих
решений получаем из данных. А суждения
являются результатом анализа специалистов
и менеджеров и оформляются в виде выводов
с закреплением авторства.
1.3.
Коммуникативные
свойства информации
Информационные технологии могут сделать вашу жизнь как более легкой, так и более трудной. Все зависит от вашего отношения к ней. Для того чтобы информация пронизывала организацию и повышала эффективность ее работы, необходимо осуществить ее передачу на те уровни и рабочие места, где она необходима для выполнения работ и осуществления управленческого воздействия. Для этого информация должна обладать коммуникативными свойствами.
Управленческое воздействие возможно, если информация перемещается в организации по заданной траектории для реализации определенной цели. Это перемещение возможно при обоснованном выборе носителей управленческой информации.5
Возможность
использования информации как технологической
основы менеджмента может быть реализована
только в том случае, если есть ее
целенаправленное движение в организации.
А это возможно, если информация принимается,
понимается и воспринимается. Такую интегрирующую
роль информации в менеджменте выполняет
коммуникация.
2. КОММУНИКАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
2.1.
Понятие коммуникации.
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми».6 В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
Каждая организация пронизана сетью информационных каналов, которые предназначены для сбора, анализа и систематизации информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно во внешнюю среду.
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).7
Язык
является важнейшим средством
Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.
С
помощью профессионального
2.2.
Аспекты коммуникации
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:
Очевидно,
что множество сообщений
Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.
Информация – это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.
Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный – необходимо обязательно учитывать в менеджменте.
Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.
При
формировании и управлении коммуникациями
необходимо определить, к какому виду
относятся коммуникации.
2.3.
Виды коммуникаций
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Внутренние коммуникации – коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Одноканальные и многоканальные коммуникации. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом, напротив, неустойчивые. Всё зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения.
Конечно, понятие устойчивости коммуникаций носит условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро и безболезненно исчезнуть.
Коммуникации формальные и неформальные. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». В этом случае доверенным лицом выступает обычно секретарь или ассистент: известно, что во время неформального общения после работы или в перерывах, в «курилках», секретари часто обмениваются информацией, особенно, когда речь идет о вопросах, касающихся изменения внутрифирменной организации деятельности или перемещениях в штате. Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, то есть слухи, чаще оказывается точной; 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании.9 Уровень точности, как правило, меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.
Формальные коммуникации – коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
По
условию возникновения и
Информация о работе Информация как технологическая основа менеджмента