Институты власти и собственности в современной корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность развития отношений собственности, власти и управления в современной корпорации.
Реализации данной цели подчинены следующие задачи:
- Определить понятие «корпорация», выявить ее основные характеристики;
- Рассмотреть этапы становления и развития корпорации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования власти и собственности в современной корпорации
1.1 Институт власти корпорации………………………………………….5
1.2 Институт собственности корпорации…………………………………8
2. Анализ института собственности и власти в современной России
2.1 Анализ института власти корпорации……………………………….11
2.2 Анализ института собственности корпорации……………………...24
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Институт власти и собственности в современной корпорации.docx

— 62.64 Кб (Скачать документ)

Насколько создаваемые в  России корпорации вписываются в рамки правового регулирования Гражданского кодекса РФ и вообще в российскую правовую систему?

Для лучшего понимания  самого понятия "корпорация" необходимо обратиться к историческому развитию данного института, его доктринальному толкованию на ранних и современных  этапах развития в России и за рубежом.

Слово "корпорация" происходит от позднелатинского "corporatio" - общество, союз, группа лиц, объединенная общностью профессиональных или сословных интересов.

Если искать корни понимания  сути корпорации в источниках римского права, то, как отмечает В.М. Хвостов, в этом случае термин "корпорация" в большей степени происходит от латинского "corpus habere" и соответствует правам юридической личности. Такие права признавались за частными союзами в Римской империи уже в императорский период (начиная со 160-х годов н.э.). При этом следует отметить, что окончательного признания гражданско-правовых союзов как субъектов права в Риме так и не произошло [17, C. 114].

Большой вклад в развитие представлений о корпорациях  внес германский ученый-правовед О. Гирке. Во второй половине XIX в. он предложил свою концепцию о "союзных лицах (личностях)", различая среди них государство, корпорации и институты. Под "союзной личностью" понималась способность человеческого союза как единого целого, отличного от суммы связанных индивидов, быть субъектом прав и обязанностей. Под корпорацией (как разновидностью союзного лица) О. Гирке понимал реальное собирательное лицо, которое есть общение, носители которого суть связанные между собой индивиды [14, C. 98].

В конце XIX в. другой немецкий правовед Бернатцик выделял особенность, присущую только корпорациям. Этой особенностью являлась общая цель, которую ставили перед собой участники корпорации, она признается законом обязательной, что означает отрешение отдельных индивидов от этой цели. Цель начинает собственную жизнь, если она нашла волю, которая будет ее постоянно осуществлять. Таким образом, цель создания и деятельности корпорации осуществлялась не только ради целей отдельных участников, но даже вопреки им [14, C. 97–98].

Объединяя точки зрения этих двух немецких правоведов, И.С. Шиткина  определяет корпорацию как союзную  волевую личность [9, C. 4]. Союзная личность означает фактор членства, а волевая - наличие собственной воли, которая противопоставляется другим корпорациям или участникам данной корпорации.

Федеральное законодательство США содержит Модельный закон  о корпорациях, однако детальная  регламентация корпораций лежит  на уровне штатов. Например, Нью-Йорк и  Делавэр - штаты, содержащие наибольшее количество норм о корпорациях и  предоставляющие наиболее льготный режим для их создания. Несмотря на это, ни один закон штата не содержит легального определения корпорации. Множество дефиниций тем не менее есть в экономической и юридической литературе. Например, "корпорация - это особая форма организации бизнеса, регулируемая специальным законодательством". В судебной практике США также нет четкого определения корпорации, но, например, в решении Верховного суда США по делу "The Trustees of Dartmouth College vs. Woodward", относящемуся к началу XIX в., под ней понимается некое искусственное образование, существующее только с точки зрения закона (получается, что понятие корпорации соответствует теории фикции юридического лица).

Правоведы Англии корпорацией  называют само юридическое лицо, поскольку  все они делятся на единоличные  корпорации (corporation sole - монарх, епископ Кентерберийский, отдельные должностные лица государства, например министр почт, солиситор казначейства и пр.) и объединения лиц или ассоциированные компании (corporation aggregate).

Е.П. Губин и П.Г. Лахно считают, что "при наличии определенных исторических особенностей и традиций правового регулирования во всех правовых системах "корпорация" рассматривается как искусственная правовая конструкция, обладающая особенностями, отличающими ее от других форм предпринимательской деятельности" [12, C.187]. По их мнению, понятие корпорации в странах континентального права значительно шире, чем в Великобритании и США.

Также авторы отмечают, что  в российской правовой доктрине к  юридическим лицам корпоративного типа относятся коммерческие организации, для достижения уставных целей которых  необходимо соединение усилий нескольких участников, чей уставный (складочный) капитал поделен на определенные доли.

Российское регулирование  корпораций вобрало в себя исследования и понятия дореволюционных правоведов, нормативные правовые акты первых лет  советской власти и законы стран  континентальной и англосаксонской  системы права.

По законодательству дореволюционной  России под термином "корпорация" понималась целая группа юридических  лиц. Так, одной из классификаций  юридических лиц России XIX в. являлось деление юридических лиц на соединение лиц (корпорации) и на учреждения (институты) (так считали Н.С. Суворов, Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер, Е.Н. Трубецкой). Родоначальницей деления юридических лиц на корпорации и учреждения является Германия.

Н.С. Суворов: "Корпорацию принято определять как такое  юридическое лицо, которое имеет  своим субстратом союз физических лиц  и за волю которого принимается соединенная  воля всех членов корпорации. А напротив, институт (учреждение) определяется как  такое юридическое лицо, субстратом которого служит имущество и за волю которого принимается воля учредителя, выраженная в учредительном акте" [14, C. 97-98].

Очевидно, что российские ученые-правоведы, так же как и  их германские коллеги, использовали термин "корпорация" как родовое понятие  для группы юридических лиц. При  этом внутри этой группы ясно выделялись два вида корпораций: публичная и  частная. Г.Ф. Шершеневич: "Соединения лиц могут быть публичными, например дворянское общество, или же частными, например акционерное товарищество" [19, C. 92].

В советский период вопросам деятельности юридических лиц, и  в частности корпорациям, уделялось  достаточно много внимания. При этом правовое регулирование сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность  экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание методов  централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе.

Юридические лица приобретали  права в соответствии со ст. ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной  точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения.

Концепция корпоративного права  подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, так как признание корпорацией  той или иной хозяйственной организации  означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для  существовавших тогда хозяйственных  принципов.

Как отмечает С.Д. Могилевский, первые опыты применения понятия "корпорация" в правовых актах начала 90-х годов XX столетия были связаны с действием  Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности", в гл. 2 "Организационно-правовые формы предприятий" которого была предусмотрена такая самостоятельная  организационно-правовая форма юридического лица, как объединение предприятий. В соответствии со ст. 13 указанного Закона предприятиям разрешалось объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Поскольку в Законе не использовался термин "корпорация", а перечень разновидностей объединения предприятий является открытым, корпорация как разновидность этой организационно-правовой формы имела право на существование, относясь к тем другим объединениям, о которых шла речь в Законе [15, C. 20].

В 1994 г. вводится в действие глава 4 ГК РФ, где в ст. 121 определяются всего две формы объединения  юридических лиц: ассоциация и союз. С этого момента корпорация не считается формой объединения юридических  лиц.

В 1999 г., как уже отмечалось выше, согласно ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в ФЗ "О некоммерческих организациях" перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций был  дополнен еще одной формой - государственной  корпорацией.

Статус государственной  корпорации раньше имело Агентство  по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО), созданное в соответствии с ФЗ от 25 июня 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций". Необходимо отметить, что изначально норма ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" была рассчитана только на регуляцию  деятельности АРКО. Это свидетельствует  о том, что институт государственных  корпораций не предполагал дальнейшего  развития, а лишь отвечал необходимости "подстроиться" под созданную  структуру.

АРКО было призвано непосредственно  участвовать в разработке и реализации программ реструктуризации кредитных  организаций, осуществляя самостоятельно и (или) совместно с Банком России, заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления мероприятия, направленные на их финансовое оздоровление, реорганизацию либо в  необходимых случаях ликвидацию в установленном законодательством  порядке, обеспечивая при этом защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Деятельность Агентства  была направлена на практическую реализацию государственной политики по реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливало основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы, восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций - осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам  экономики, аккумуляция и обеспечение  сохранности денежных средств юридических  лиц и населения.

14 сентября 2004 г. Агентство  по реструктуризации кредитных  организаций было ликвидировано  в связи с "выполнением всех  поставленных перед ним задач". В настоящий момент его заменило  Агентство по страхованию вкладов,  создание которого предусмотрено  ст. 14 ФЗ от 23 декабря 2003 г. "О  страховании вкладов физических  лиц в банках РФ".

Содержание ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяет выделить особенности  современной государственной корпорации:

1) единственным учредителем  государственной корпорации может  быть только государство; 

2) членство в государственной  корпорации исключено, так как  это может нанести ущерб государству  (в результате конфликта интересов)  и затруднить достижение заявленных  целей; 

3) цели, для достижения  которых создается государственная  корпорация, не направлены на  удовлетворение потребностей отдельных  граждан или юридических лиц,  а носят более масштабный характер - выполнение социальных или управленческих  функций в интересах общества  в целом или отдельной отрасли  народного хозяйства; 

4) существует особый порядок  учреждения государственной корпорации - только на основании федерального  закона. Таким образом, государственная  корпорация не может быть создана  ни Постановлением Правительства РФ, ни распорядительным документом органа отраслевого, ведомственного или регионального управления;

5) имущество корпорации  формируется за счет имущественных  взносов Российской Федерации  и является собственностью государственной  корпорации;

6) Российская Федерация  не отвечает по обязательствам  корпорации, а корпорация не отвечает  по обязательствам Российской  Федерации, если законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, не предусмотрено иное;

7) государственная корпорация  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку,  поскольку это служит достижению  целей, ради которых она создана,  и соответствующую этим целям.  Прибыль корпорации, полученная  в результате ее деятельности, направляется исключительно на  достижение целей, установленных  федеральным законом о соответствующей  корпорации;

8) государственная корпорация  обязана ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего  имущества в соответствии с  законом, предусматривающим ее  создание;

9) для создания государственной  корпорации не требуется учредительных  документов, предусмотренных ст. 52 ГК  РФ (устав и учредительный договор).

По мнению Т.Е. Кармановой, для реализации экономических преимуществ корпорации по обеспечению собственной конкурентоспособности становится необходимым активное государственное воздействие. Именно государство призвано, и только оно может создать условия, в которых интересы частного капитала и общественные интересы по возможности гармонизированы. Эти условия формируются прямым воздействием на экономику государства, стоящего на защите интересов национального общественного капитала и обеспечивающего условия для нормального накопления капитала внутри страны [5, C. 20].

Всего в РФ в настоящее  время существуют семь государственных  корпораций: Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация "Ростехнологии", Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой). Все эти государственные корпорации созданы на основании отдельных федеральных законов [5, C. 20].

Как отмечает начальник Правового  департамента, член правления государственной  корпорации "Ростехнологии" В.В. Кудашкин, бурный рост числа госкорпораций (созданных в основном в 2007 г.) обусловлен поиском оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью снятия излишнего бюрократического администрирования, исключения малоэффективного, зачастую противоречивого законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, являющихся объективным тормозом решения важных для государства задач, обеспечения его инновационного развития [10].

Информация о работе Институты власти и собственности в современной корпорации