Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:21, реферат
Стратегический анализ предприятия состоит из двух самостоятельных этапов: анализа внешней деловой окружающей среды и анализа ресурсного потенциала первичного хозяйственного звена (внутренних возможностей). Естественно, что эти два этапа взаимосвязаны между собой, так как результат стратегического анализа является синтезом выводов, полученных на каждом из этих этапов, однако цели исследования и информационная база позволяют рассматривать их изолированно
Современные западные методики оценки внутренних возможностей предприятия базируются на системе ценностей (цепочка ценностей М. Портера). В своей книге «Конкурентные преимущества» М. Портер установил, что на каждом этапе хозяйственной деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями.
М. Портер обосновал принципы создания конкурентных преимуществ предприятия. Они формируются путем создания на каждом этапе своих ценностей. По сути, речь идет о сравнительном анализе потребительских свойств продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта, в соизмерении с затратами на достижение этих ценностей.
Прежде всего выделяют пять основных этапов хозяйственной деятельности, создающие главные ценности товара (М. Портер иногда проводит аналогию с созданием стоимости товара):
1) материально-техническое обеспечение (логистика);
2) изготовление продукции;
3) складирование, доставка и распределение продукции;
4) маркетинг (включая продажу);
5) обслуживание товара у потребителя.
Другая часть составляющих включает в себя общие вспомогательные виды деятельности:
1) управленческая структура;
2) управление персоналом;
3) технологическое обеспечение производства;
4) обеспечение материалами внутри предприятия.
Основной и вспомогательный виды деятельности объединены в систему, которая стремится к повышению потребительной стоимости товара и одновременно к снижению собственных затрат за счет лучшей организации всех процессов и внутренней деятельности.
В соответствии с предложенной методологической базой исследования анализ ресурсного потенциала предприятия предлагается проводить по следующей схеме:
При оценке ресурсов предприятия по каждому из основных и вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим образом:
При оценке использования ресурсов предприятия исходят прежде всего из того, что стратегический потенциал первичного хозяйственного звена есть не просто набор перечисленных ресурсов, а система, где эти ресурсы взаимодействуют друг с другом, иными словами, происходит их использование.
Использование ресурсов наиболее целесообразно характеризовать при помощи таких понятий, как «продуктивность» и «эффективность». Отличие продуктивности от эффективности заключается прежде всего в том, что продуктивность обеспечивает деятельность каждого ресурса конкретным показателем, а эффективность рассматривает его ценность с точки зрения гармоничного, системного использования.
Возможный вариант оценки
использования ресурсов предприятия
с помощью характеристик
Таблица 5
Оценка использования ресурсов предприятия
Наименование ресурса |
Продуктивность |
Эффективность |
Здания |
Kоэффициент использования |
Анализ на соответствие природы ресурсов и характера выполняемых работ |
Машины и оборудование |
Kоэффициент использования, интенсивность потока |
—""— |
Финансовые |
Прибыльность использования
собственных оборотных средств |
Структура капитала |
Материалы |
Объем производства (выход продукции) |
Соответствие материала технологическим стандартам и стандартам качества |
Продукция |
Спрос на рынке |
Соответствие товара нуждам рынка |
Маркетинг и распределение |
Объем продаж, доля рынка |
Выбор каналов распределения и методов продвижения товара |
Человеческие ресурсы |
Производительность труда, сравнительный размер подразделений |
Соответствие должности, дублирование усилий |
Нематериальные активы |
— |
Гудвилл, имидж, рыночная информация «ноу-хау» |
4.4.
Прогнозирование в системе долгосрочного и стратегического планирования
Прогнозирование - это метод, в котором описание возможных ситуаций будущего базируется на практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса.
Точность прогноза является величиной вероятностной, и для получения математической модели необходимы допущения, упрощающие реальную ситуацию.
Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:
Неформальные методы прогнозирования
Наглядная информация - информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов), а также смежников, поставщиков, конкурентов. Материальные расходы на получение такой информации незначительны, однако требуют большого количества времени.
Письменная информация - информация, получаемая из печатных источников периодической печати. Как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.
Промышленный шпионаж - информация, полученная посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Такая информация является наиболее ценной.
Количественные методы прогнозирования
Применение таких методов целесообразно в случае устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных коррективов и выявления статистически достоверных зависимостей.
Качественные методы прогнозирования
Анализируя деятельность
предприятия, составляя прогноз
его функционирования, аналитик не
всегда располагает информацией, достаточной
для количественных методов прогнозирования,
а иной раз руководство предприятия
не понимает сложных методов
К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие:
Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением.
Модель ожидания потребностей - метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения, производится опрос клиентов.
Метод экспертных оценок - отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.
Из всей совокупности возможных
методов анализа, вероятно, одним
из наиболее перспективных является балловы
В настоящее время балловый метод широко используется при решении множества задач планирования и прогнозирования в условиях ограниченности исходных данных: например, определение возможных вариантов решения управленческой задачи с количественным исчислением предпочтительности каждого из вариантов, количественная оценка степени влияния на анализируемый объект различных факторов и др.
Существует общая методология баллового метода, которую в формализованном варианте можно представить следующим образом:
1) формулирование цели
проведения экспертного
2) определение группы специалистов, обеспечивающей проведение экспертизы;
3) разработка и обеспечение
проведения экспертного
4) формирование группы
экспертов, участвующих в
5) разработка анкеты с
формулированием вопросов, исключающих
их двоякую трактовку и
6) проведение анкетирования;
7) анализ анкет;
8) проведение анкетирования
во второй, третий, четвертый раз,
в зависимости от сложности
исследования и требуемой
9) обобщение результатов.
В основном исполнение практически всех этапов носит технический характер. Полученные результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений. Следует еще раз отметить, что метод экспертных оценок универсален и пригоден для решения различных проблем.
Большую роль в стратегическом планировании в условиях неопределенности играют резервы:
4.5.
Технология планирования
Технология планирования включает в себя:
После постановки руководством предприятия общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. устанавливаются более конкретные виды работ, сроки исполнения, требующиеся механизмы, материалы и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.
Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, т.е.:
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
Информация о работе Инструментарий стратегического менеджмента