Искусство делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание

Менеджмент – это та сфера человеческой деятельности, где общение имеет определяющую роль. От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего времени.

Содержание

Введение…………..………………………………………….…….……...........…...3
Деловое общение: закономерности и тактика………...................................5
2. Общение и его функции………………………………………………............9
2.1. Виды межличностных отношений…………………………….….…….11
2.2. Средства общения………………………………………………………..13
3. Деловая беседа как основная форма делового общения…………………..15
3.1. Психологические приемы влияния на партнера………………………..19
3.2. Запрещенные приемы во время деловой беседы…………………….....22
4. Деловой этикет…………………………………………………………...…..24
4.1. Современные взгляды на место этики в деловом общении…………....25
4.2. Правила этикета……………………………………………..…………....26
Заключение……………………………………………………….........................29
Список литературы………………………………………………………............30

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент. Искусство....docx

— 51.83 Кб (Скачать документ)

     3.2. Запрещенные приемы во время деловой беседы

     Ни  в коем случае не следует:

    1. перебивать партнера;
    2. негативно оценивать его личность;
    3. подчеркивать разницу между собой и партнером;
    4. резко убыстрять темп беседы;    
    5. избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;
    6. пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден;
    7. не понимать или не желать понять его психологическое состояние.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Деловой этикет

  

   Деловой этикет – важнейшая  сторона морали профессионального  поведения делового человека, предпринимателя.  Знание его – необходимое профессиональное  качество, которое надо приобретать  и постоянно совершенствовать. Почти  70% выгодных для отечественных  деловых людей сорвавшихся сделок  не состоялись из-за того, что  российские бизнесмены не знают  правил делового общения и  не владеют культурой поведения.  Эта цифра подтверждается и  мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми». Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением цели. Знание этикета, культура поведения – вот ключевые условия для успешной работы в любой организации – таково мнение ведущих специалистов фирм.

     К сожалению, российские деловые  люди до сих пор не придают  серьезного значения этим аспектам  своей деятельности. Подчеркну, что  соблюдение делового этикета,  умение культурно вести себя  особенно важно при работе  с представителями иностранных  фирм, при выезде для заключения  сделок за границу

    Чтобы не попасть в нелепую  ситуацию, надо знать правила  хорошего тона. В старые времена  им крепко учил Петр Великий.  В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Возможно, надо ввести наказание и для тех отечественных бизнесменов, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.

    Итак, знание делового этикета,  умение культурно вести себя  – основа предпринимательского  успеха. 

4.1.  Современные взгляды на место этики в деловом общении 

   Противоречие между этикой и  бизнесом, должным и сущим весьма  остро проявляется и сегодня  в деловом общении, причем на  самых разных его уровнях: как  между организацией и социальной  средой, так и внутри самой  организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми  людьми по отношению к указанному  противоречию существуют две  основные позиции.

        1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и в

бизнесе вообще этика не нужна сама по себе. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму  у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах  и этических традициях.

    С этой позиции, которую можно  назвать «деловой макиавеллизм»,  этические нормы и сам язык  этики рассматриваются как помеха  в деловом общении.

   Крайним случаем неэтического  поведения бизнесменов, руководителей  предприятий является нарушение  закона. В понятие этики делового  общения входит и забота руководителей  предприятия о качестве своей  продукции, ответственность за  тот вред, который она может  нанести населению.

     Этика делового общения касается, конечно, не только социальной  ответственности руководителей  предприятия. Она охватывает широкий  круг вопросов, относящихся к  целям и средствам ведения  бизнеса. В этой связи следует  отметить, что представители делового  прагматизма подчас используют  негодные средства для достижения  своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого  и сами цели делового общения  могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться  неэтичным не потому, что оно противопоказано, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

        1. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и

бизнесом  состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении  признается важным не только с точки  зрения ответственности бизнесменов  перед обществом с самим собой, но и необходимым для эффективности  производства. В этом случае этика  рассматривается не только как нравственный императив поведения, но и как  средство (инструмент), помогающее увеличить  рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

   Думается, что этот подход является  более цивилизованным , и в конце  концов более эффективным, так  как предприятие- компонент общества, и утверждая этические нормы  общения у себя, оно в то  же самое время способствует  их распространению и в социуме,  окружающей социальной среде.  А чем более благополучной  становиться этическая атмосфера  в обществе, тем более благоприятная  обстановка создается и для  бизнеса. Вместе с тем неэтическое  поведение и общение рано или  поздно обернется, если и не  прямыми экономическими убытками, то, во всяком случае, социальными  и нравственными издержками, как  для предприятия, так и для  социальной среды.

     Поэтому, рассмотрев оба взгляда  на место этики в деловом  общении, следует присоединиться  не к Николо Макиавелли, проповедавшему  «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему,  что «честность – лучшая политика». 

   4.2.  Правила этикета

 

   Правила этикета, облаченные в  конкретные формы поведения, указывают  на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – его выражение  нравственной нормы: предупредительной  заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Приведу некоторые советы и рекомендации.

   Например, для приветствия пользуйтесь  на только вербальным (речевым)  средством «Здравствуйте!», «Добрый  день», но и невербальными жестами:  поклоном, кивком, взмахом руки и  т.п. Можно равнодушно сказать  «Здравствуйте», кивнуть головой  и пройти мимо. Но лучше поступить  иначе – сказать, например, «Здравствуйте,  Иван Александрович!», тепло улыбнуться  ему и остановиться на несколько  секунд. Такое приветствие подчеркивает  ваши добрые чувства к этому  человеку, он поймет, что вы цените  его, да и звучание собственного  имени – приятная мелодия для  любого человека.

  Обращение  без имени – обращение формальное: будь то подчиненный или начальник,  сосед по лестничной площадке  или попутчик в общественном  транспорте. Обращение по имени,  а еще лучше – по имени  и отчеству – это обращение  к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого  достоинства, демонстрируем душевное  расположение. Такое приветствие  говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами  люди не рождаются. Эти качества  воспитываются, а потом входят  в привыч-

ку.

     В практике деловых отношений  всегда есть какие-то стандартные  ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и выбирают  формы и правила поведения.  Этот набор правил и составляет  этикет делового общения. Этикет  деловых отношений определяется, в частности, как свод правил  поведения в бизнесе, который  представляет внешнюю сторону  делового общения.

   Деловой этикет – результат  длительного отбора правил и  форм наиболее целесообразного  поведения, которое способствовало  успеху в деловых отношениях.

   Правила делового этикета, культура  поведения помогают сближения  экономических и финансовых интересов  торговых людей, бизнесменов.  Для многих прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинения правилами игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

     Какие же правила поведения  надо знать предпринимателю? Прежде  всего следует помнить, что  деловой этикет включает точное  соблюдение правил культуры поведения,  которая предполагает первую  очередь глубокое уважение человеческой  личности. Социальная роль, которого  играет тот или иной человек,  не должна быть самодовлеющей,  не должна она оказывать и  гипнотическое влияние на делового  партера. Культурный предприниматель  будет в равной степени уважительно  относиться и к министру, и  к рядовому техническому работнику  министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е.  всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно  стать составной частью натуры  бизнесмена. Ему надо научиться  верить в порядочность людей.  Нельзя при первой встрече  обнаружить даже признак того, что вы представляете его как  «темную лошадку», стремящуюся вас  обязательно обойти на прямом  вираже, а говоря проще – обмануть. В основе поведения должна  лежать нравственная оценка: деловой  партнер – хороший человек!  Если, конечно, он не доказал  своими поступками обратного. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

   В своей  работе я рассматривала важнейшие  этические и психологические  вопросы имеющие непосредственное  отношение к искусству делового  общения.

   Подводя итоги курсовой работы  надо заметить, что деловое общение  играет важную роль в управлении  любой организации. 

   Деловые разговоры со знанием  дела, на уровне начальник-подчиненный  и наоборот или между коллегами  в течение рабочего времени  приносит определенный положительный  эффект в работе коллектива, в  управлении.

   С другой стороны, такие знания  позволяют лучше понять людей,  создать такую ситуацию общения  с ними, индивидуально настроившись  на их внутреннее психическое  состояние, которая наиболее плодотворно  способствовала бы их творческому  развитию, плодотворным деловым  отношениям, давала бы чувство  защищенности.

    Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом  которой является конкретный  индивид. Окружающие его люди  играют огромную роль в формировании  ценностей любого человека, и  знание социально-психологических  законов жизни, этики делового  общения позволяют принести ожидаемый положительный результат в работе организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Список литературы 

  1. Бороздина Г.В. Психология Делового общения. –  Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  2. Веснин Р.В. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Триада-ЛТД, 2010
  3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 2008
  4. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. / Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008
  5. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. - М.: ЮНИТИ, 2009.
  6. Золотая книга хорошего тона – «Русич», Смоленск, 2009
  7. И. И. Аминов Психология делового общения Изд.: Омега-Л, 2008.
  8. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. – Основы менеджмента – «Феникс», Москва 2009
  9. Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения – 2008
  10. Крупник Е.П., Сирова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимоотношений // Мир психологии. – 2009 .
  11. Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2010
  12. Лавриненко В.Н. – Психология и этика делового общения – «Юнити», М.,2011
  13. http://dledub.ru
  14. http://znatok-online.ru
  15. http://bibliotekar.ru/biznes-29/36.htm

Информация о работе Искусство делового общения