Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание

Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления
1.1 Американская модель управления
1.2 Японская модель управления
1.3 Французская и германская модели управления
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России
2.1 Проблема выбора модели управления
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии
2.3 Выбор организационной культуры
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ.docx

— 53.11 Кб (Скачать документ)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (ДВПИ имени В.В. КУЙБЫШЕВА)

Институт экономики и  управления

Кафедра экономики

и управления производством

Курсовая работа

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема: «Использование зарубежного опыта в области  менеджмента на российских предприятиях»

Владивосток 2007

 

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Анализ зарубежного  опыта управления

1.1  Американская модель управления

1.2  Японская модель управления

1.3  Французская и германская модели управления

Глава 2. Использование элементов  зарубежного менеджмента в России

2.1  Проблема выбора модели управления

2.2  Внедрение системы контроллинга на предприятии

2.3  Выбор организационной культуры

Заключение

Список литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования. Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных  уровней в общей численности  занятых составляет около 30%, а в  некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых  объясняется изменением характера  производственного процесса в последние  десятилетия. Все больший приоритет  имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании  «знания о знании».

Одной из важных проблем, стоящих  перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей  решения этой проблемы может быть разумное использование зарубежного  опыта менеджмента.

До недавнего времени  в отечественной литературе преобладали  критические оценки теории и практики зарубежного менеджмента, которые  хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали  негативный фон в общественном сознании.

Понятие «менеджер» в настоящее  время стало вполне привычным  и даже более употребительным  синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано  с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.

Расширение контактов  с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий  видных специалистов в области управления зарубежных стран позволяют более  конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность  производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация  должна сама ощутить потребность  в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто должны перенять опыт зарубежных конкурентов, но и осмыслить логику их действий, проанализировать свои неудачи, разработать  собственный оригинальный путь.

Степень проработанности  темы.

Современное состояние изученности  темы курсовой работы можно назвать  достаточно глубоким.

Формирование системы  взглядов на данную проблему можно  встретить в работах таких  историков и теоретиков, как Алексеев А.И., Белов Н. В., Волкогонов Д. А., Виноградов А. В., Волков Н. С., Зуев М. Н., Иванов В. Н., Маркс К., Малиа М., Мохов В. П., Марков В. М., Масленников Б. Г., Нечаев М. Г., Нижинский Л. И. и др.

Развитию теоретических  взглядов посвятили свои работы И. Арташина, И. Аренков, Е. Багиев, Н. Афанасьева, Г. Багиев, Г. Лейдиг, Ю. Воронов, Дж. Рос, Темплар Ричард, Е. Михайлова, Н. Моисеева, С. Пегасов, В. Уваров, В.Г. Федцов, В.В. Федцов, Ю. Фукулова, Х. Дж. Харрингстон и др.

Целью курсовой работы является сравнение российского менеджмента  с зарубежным и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента  на российских предприятиях.

Задачи исследования: характеристика зарубежного менеджмента на примере  западных и восточных стран; сравнение  зарубежных моделей менеджмента  с менеджментом в России; общая  характеристика менеджмента на российских предприятиях; выявление тенденций  использования зарубежного менеджмента  на российских предприятиях.

Методологическую основу исследования составляют современные  общенаучные методы, познания, особенно системный. Кроме того, при написании  работы использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, лингвистический, статистический, социологический методы, анализ судебной и административной практики и другие средства.

Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как: Атаманчука Г.В., Бахраха Д.Н., Бельского  К.С., Барцица И.Н., Воробьева В.В., Вишнякова В.Г., Гришковца А.А., Граждана В.Д., Казанцева Н.М., Колодкина Л.М., Козлова Ю.М., Лунева Е.А., Лазарева Б.М., Мальцева Г.В., Манохина В.М., Ноздрачева А.Ф., Оболонского А.В., Овсянко Д.М., Петрова С.М., Розенбаума Ю.А., Старилова  Ю.Н., Соловей Ю.П., Тихомирова Ю.А., Туманова Г.А., Хутинаева И.Д.

Объектом исследования является опыт зарубежного менеджмента и  принцип его использования на российских предприятиях.

В аналитической части  курсовой работы разобраны отдельные  аспекты зарубежного менеджмента. Разобран процесс осуществления  основных управленческих функций зарубежными  фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и контроля. Приведены  основные положения системы контроллинга, призванной рационализировать осуществление  этих управленческих функций на предприятии. Существенное значение в налаживании  эффективной работы предприятия  имеет рациональная организационная  структура. Наиболее распространенные организационные структуры, применяемые  зарубежными корпорациями, также  приведены в аналитической части  курсовой работы.

Вторая часть курсовой работы посвящена собственно возможностям применения зарубежного опыта в  российской практике. Даны рекомендации по каждому из пунктов, разобранных  в аналитической части.

Вывод включает в себя итог, сделанный по теме курсовой работы и основные рекомендации для решения  возникших проблем.

 

Глава 1. Анализ зарубежного  опыта управления 

 

1.1  Американская модель управления 

 

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

Вовсе не случайно, что центр  развития теории и практики менеджмента  в начале XX века переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел в Англии эпохи Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента.

Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале XX века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типичную структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, некоторые специалисты  указывают, что американцы начали с  механизации всего комплекса  операции, в то время как европейцы  склонны были механизировать отдельные  операции, например, ткачество или  прядение. В результате в Англии были более совершенные станки, а  в США – сборочные линии  и конвейеры.

В Англии техническая мысль  развивалась в Рамках академической  науки. Так сказать, на государственной  основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут  же претворяли их в конкретные технические  модели. Подход североамериканцев был  более гибким и скорым, внедрение  техники в меньшей степени  опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные  учреждения и университеты, а в  США – предприятия. Передовые  фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.

В американской школе менеджмента  принято считать, что успех фирмы  зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному  росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время  как внешние факторы отходят  на второй план.

Рационализация производства выражается в высокой степени  специализации отдельных работников и структурных единиц компании и  жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются  в том, что она позволяет сократить  объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем  месте, отделить от производственных заданий  те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены  неквалифицированными работниками, получающими  меньшую заработную плату, а также  увеличивает возможности специализированного  оборудования.

Решения чаще всего принимаются  индивидуально, уровень ответственности  же находится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше, чем  уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство  отвечает за деятельность своих подчинённых.

Американская фирма функционирует  в социальной атмосфере, проповедующей  равноправие. Соответственно рабочие  здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках  индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку  легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция  между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

Для американской модели менеджмента  характерна иерархическая модель управления.

В традиционной модели иерархической  организации, прежде всего, имеет место  разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных  решений. Первый касается деловых решений  фирмы, которые определяют основные направления её функционирования. После  выработки последнего фирма принимает  оперативные решения для адаптирования  своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке  оборудования, браку и т.п.) и к  изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической  координации характеризуется следующими двумя особенностями:

1) Каждая функциональная  единица имеет не более одного  прямого начальника и не связана  с другими единицами (следовательно,  любая координация действий двух  несравнимых единиц осуществляется  общим прямым начальником);

2) Только одна единица  (центральный отдел) является  начальником любой другой единицы.

Предполагается, что жизнеспособной единственной альтернативой рыночному  механизму с точки зрения эффективности  является фирма как иерархическая  организация.

Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько  лет в соответствие с обычной  продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту  контролируется профсоюзом. Стоит также  отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в  отрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений рабочего определяется категорией рабочего места, при расчете  зарплаты крайне редко учитывается  стаж работника.

В американской школе менеджмента  подготовка управленческих кадров может  проводиться путём организации  лекций, дискуссий в составе небольших  групп, разбора конкретных деловых  ситуаций, чтения литературы, деловых  игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам  управления. Другим методом, который  применяется последнее время  всё чаще, является служебная ротация. Перемещая руководителя низового звена  из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация  знакомит нового руководителя со многими  сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познаёт проблемы различных отделов, уясняет необходимость  координации, неформальную организацию  и взаимосвязь между целями различных  подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы на более высоких должностях.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный  контроль качества (концепция «делать  с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности  за качество в каждую должностную  инструкцию или описание работ производственного  рабочего.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях