Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа
Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».
Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления
1.1 Американская модель управления
1.2 Японская модель управления
1.3 Французская и германская модели управления
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России
2.1 Проблема выбора модели управления
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии
2.3 Выбор организационной культуры
Заключение
Список литературы
Фирменные организационные структуры являются отражением того культурного пространства, в котором работают предприятия. Если их персонал состоит, например, из представителей двух культур, то проблемы интеграции возникают даже в повседневной деятельности. Особенно остро встает эта проблема в обстановке перемен, в частности в ходе реорганизации международных корпораций или при слиянии компаний разных стран. Эффективное управление изменениями в ситуациях, которые требуют от предприятия радикальной переориентации, включает три этапа:
1. фазу трансформации, когда решение проблемы разрабатывается в высшем управленческом звене организации и затем спускается на более низкие уровни. На данном этапе высший менеджмент должен привлечь к реализации новых идей остальной коллектив, используя силу убеждения и экспертные доказательства. Для этой фазы характерно революционное отношение к переменам;
2. переходную фазу, когда предприятие эволюционным путем начинает реализовывать решения. Роль руководящего персонала концентрируется на координации процесса. Его активность должна быть высокой, чтобы вовлечь в процесс максимальное количество участников;
3. фазу стабилизации, когда вновь разработанные решения закрепляются, а сам процесс изменений заканчивается. При этом важно, чтобы реализованные решения сохраняли свою жизнеспособность.
В заключение подчеркнем, что
в последние десятилетия и
в Германии, и во Франции росло
влияние американской теории менеджмента.
Эта тенденция сохраняется и
сегодня, о чем свидетельствуют
многочисленные переводы американских
публикаций. Франко-германский же обмен
концептуальными установками
Глава 2. Использование
элементов зарубежного
2.1 Проблема выбора модели управления
Сравнительный анализ показал существенные различия между существующими в мире моделями управления. В России в настоящее время наблюдается неопределенность в выборе моделей управления каждой конкретной фирмой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели управления.
На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Компании, созданные частично на западном капитале, планировались по западному образцу не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют - медленное продвижение, например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.
Вывод: в идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации. Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от общеэкономической ситуации в стране.
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии
Концепция контроллинга предполагает
ответственность каждого
Важной частью контроллинга
является система калькулирования
неполной себестоимости, называемая «директ-костингом»
или системой учета прямых затрат.
Сущность этой системы заключается
в разделении производственной себестоимости
на затраты, являющиеся постоянными, и
на затраты, которые изменяются пропорционально
изменению объема работ. Главной
особенностью директ-костинга является
то, что себестоимость продукции
учитывается и планируется
Российским предприятиям
с 1992 года разрешено калькулировать
себестоимость продукции по системе
«директ-костинг». С 1996 года изменены формы
бухгалтерской отчетности с целью
их приближения к западным стандартам.
Проблема адаптации западных методов
учета затрат к российским условиям
выходит за рамки данной курсовой
работы, однако, она достаточно хорошо
освящена в специальной литературе.
Таким образом, для руководства
фирмы, которое рассматривает
Внедрение новой системы управления прибылью связано с возрастанием трудоемкости расчетов. Существует специальное программное обеспечение для контроллинга. Система программного обеспечения должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Система должна быть
простой, чтобы любой
2. Все ответственные лица
и получатели отчетов системы
должны понимать их сразу без
дополнительных расшифровок.
3. Необходимо, чтобы в системе
использовались принятые на
4. Качество системы программного
обеспечения определяют не
5. Система должна чутко
реагировать на изменения
Во многих российских фирмах,
вероятно, приемлема структура, имеющая
широкое распространение в США,
где не существует такой отдельной
штатной единицы, как контроллер,
а обязанности по руководству
системой контроллинга возложены на
коммерческого директора
· снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения предприятия;
· выявлять причины отклонений от плановых величин;
· предлагать соответствующие меры для их регулирования.
Целесообразно было бы также
поручить либо главным бухгалтерам
либо заместителям директоров функции
контроллеров в каждом из подразделений,
поскольку объем работы, необходимой
для внедрения новой системы
управления затратами и прибылью,
достаточно велик. А при отсутствии
быстрой переработки
2.3 Выбор организационной культуры
Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-функциональной организационной структуры. На крупных предприятиях эффективно использовать дивизиональную структуру.
Матричная структура используется
в основном на крупных предприятиях,
осуществляющих разработку масштабных
проектов, неоднородных по своей природе.
Например, она может применяться
в крупных строительных организациях,
в производственных организациях, в
которых нет узкой
Организационная структура
предприятия не является постоянной.
Руководство фирмы должно периодически
проводить анализ существующей структуры
с целью выявления
Вывод: рациональная организационная
структура является одним из основных
факторов достижения фирмой успеха и
реализации поставленных перед ней
целей и задач. Такая структура
позволяет избежать завышения расходов
на оплату труда, тем самым, помогая
снизить себестоимость
Заключение
Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.
Как известно, экономические
законы, в отличие от законов природы,
опосредованы «живыми людьми», в
желаниях и выборах которых наличествуют
ожидания, нормы, установки, традиции,
моральные и нравственные ценности.
Наши неудачи в проведении экономических
реформ связаны с неопределенностью
стратегии кардинального
Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной школы управления.
Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в современных условиях.
Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой экономики в целом. Именно они определяют общие направления мирового экономического развития. Поэтому для того чтобы понять закономерности этого развития, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В современных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.
Особенностью современного производства стал переход к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.
Список литературы
1. Айви А. Лицом к Лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. - Новосибирск.: ЭКОР, 1995.
2. Бизнес и менеджер/ Сост. И.С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 1992.
3. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
4. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: ИНФРА-М, 1996 Ч. III. П. И, 12.
5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М.- Дело. 1991.
6. Кузин ФА. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: Ось-89, 1996.
7. Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента:
8. Опалев A.B. Умение обращаться с людьми ... Этикет делового человека. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
9. Основы предпринимательского дела./Под ред. Ю.М. Осипова - М.: Бек, 1996. гл. 21, 22.
10. Ю.Стивен Р. Коей Семь навыков лидера: Пер. с англ. В.А. Ноздриной - Минск.: ПАРАДОКС, 1996. («Поле чудес: бизнес»).
Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях