Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа
Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».
Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления
1.1 Американская модель управления
1.2 Японская модель управления
1.3 Французская и германская модели управления
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России
2.1 Проблема выбора модели управления
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии
2.3 Выбор организационной культуры
Заключение
Список литературы
Основные недостатки этой школы следующие:
1) Уменьшение гибкости
при изменении
2) Потеря эффективности
иерархической организации в
тех отраслях промышленности, где
ассортимент товаров велик и
производственный процесс
3) Стремление американских
менеджеров получить
4) Большое количество уровней
управления (до 11-12 в американской
автомобильной промышленности, по
сравнению с 5-6 в японской), и
как следствие- рост
Однако, несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание. На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер – известный представитель американской школы менеджмента – «менеджмент – это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».
Особенностью американской
школы также является значительное
теоретическое обоснование
Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американской модели управления – это, конечно же, Макдональдс. Поэтому я предлагаю рассмотреть на примере этой компании, обозначенные выше особенности американской школы.
Итак, подведём итог и выделим основные особенности американской школы менеджмента:
1)Жесткая иерархическая
структура: каждый работник
2) Чётко прописанные должностные
инструкции, начиная от того, как
нужно мыть пол и заканчивая
порядком приготовления
3) Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза»;
4) Строго почасовая выплата
зарплаты, штрафы за опоздание
и выговор за приход на работу
раньше оговоренного срока (
5) Стремление создать равные
условия для работников: прием
пищи в одной общей комнате,
одинаковая зарплата для
6) Перспектива карьерного роста в компании;
7) Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили);
8) Ответственность начальников за действия подчинённых.
1.2 Японская модель управления
зарубежный управление менеджмент контроллинг
Вступив в послевоенный период
с разрушенной и
Самой важной чертой японской
системы управления является так
называемая система пожизненного найма:
пожизненный найм является той особенностью,
которая определяет многие аспекты
жизни и деятельности японцев. Несмотря
на то, что в пожизненном найме
заинтересованы и рабочие и работодатели,
эта система применяется в
Японии далеко не везде. Системой пожизненного
найма охвачено примерно 25-50 % рабочей
силы Японии, занятой в крупных
компаниях и государственных
учреждениях. На примере этих крупных
организаций можно рассмотреть
сущность системы пожизненного найма.
Она заключается в том, что
крупная фирма или
Для того чтобы до конца
понять, как функционирует эта
система, надо иметь некоторое представление
о структуре промышленности в
Японии. Каждая группа состояла из двадцати-тридцати
крупных фирм, которые группировались
вокруг влиятельного банка. Каждая из
этих крупных фирм представляла крупный
промышленный сектор, в него входили
различные компании. Банки следят
за тем, чтобы никакая фирма не
могла занять преимущественного
положения по отношению к торговому
партнеру. Сам факт поступления в
престижный университет, как правило,
гарантирует молодому человеку путь
на работу в одну из крупных фирм
или правительственных
1. Во-первых, каждая крупная
фирма в Японии два раза
в год выплачивает своим
2. Во-вторых, каждая крупная
фирма в Японии имеет большой
штат временных работников, главным
образом женщин. Даже в настоящее
время редко можно встретить,
чтобы японская фирма брала
на работу женщин в качестве
технических специалистов или
управляющих. Женщины, как
Таким образом, механизм использования
аспектов долговременного найма, таких,
как доверие, преданность фирме
и стремление трудиться
Оценка деятельности и продвижение по службе.
Составной частью комплекса
специфических черт, характеризующей
японскую систему управления, является
подход к оценке деятельности и продвижению
по службе. Отличительной его чертой
является то, что деятельность молодых
людей, впервые поступивших в
компанию, будет оцениваться только
после десяти лет работы, до этого
ни один человек не будет повышен
в должности. Именно длительность процесса
оценки отбивает желание у таких
служащих участвовать в определенных
видах краткосрочных проектов фирмы.
У молодых вновь прибывших
людей нет побудительного мотива
выдвигать проекты или
Крупные японские компании или государственные учреждения принимают на работу только молодых людей, которые находятся в стадии жизненного становления, они направляют на них влияние множества групп, членами которых они становятся, и таким образом добиваются от них повышенной преданности. Значение в этой системе имеет не внешняя оценка или вознаграждение, а тонкая, личная и всесторонняя оценка коллег, людей которых «провести» нельзя - это является наиболее существенным регулятором поведения.
Основные механизмы
Механизм контроля в японской компании включается в основные принципы управления. Эти принципы управления реализуются в своеобразной теории управления фирмой, они определяют механизм формирования целей и способы их достижения. Эти цели являются как бы отражением набора определенных ценностей руководства фирм, персонала и клиентов, а также представителей государственного аппарата, регулирующих деловую жизнь. Способы достижения целей определяются установленными убеждениями относительно того, какие решения в промышленности или на фирме обычно дают положительные результаты, например, кто должен принимать решения, связанные с внедрением нового продукта.
Те, кто понимают суть этой
теории ценностей и убеждений (или
ценностей и средств), могут вывести
из общих положений почти
Культура или стиль
управления организацией в широком
смысле слова представляет собой
совокупность символов, церемоний и
формирует своеобразный психологический
климат данной фирмы. Эти «ритуалы»
овеществляют то, что без них представляло
бы собой неупорядоченные и
Вывод: управленческая культура
организации развивается в том
случае, когда у сотрудников есть
широкая возможность для
Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях