Исследование системы делегирования полномочий в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование системы делегирования полномочий в организации.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «делегирование» и выявить его основные цели;
2) узнать преимущества системы делегирования полномочий;
3) понять, что же является децентрализацией и централизацией управления;
4) охарактеризовать основные принципы системы делегирования;
5) проанализировать систему делегирования на примере ЗАО СП «Стеклолюкс».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1 Исследование системы делегирования полномочий в организации………4
1.1 Понятие и цели системы делегирования …………………….……....….….4
1.2 Преимущества системы делегирования полномочий………………………....7
1.3 Децентрализация и централизация управления……………………………9
1.4 Основные принципы делегирования полномочий………………….…….13
1.5 Причины низкой эффективности делегирования и факторы его повышения………………………………………………………………………….19
2 Анализ системы делегирования ……………………………………………...23
2.1 Рассмотрение системы делегирования полномочий на примере ЗАО СП «Стеклолюкс» ……………………………………………...………………...........23
2.2 Анализ распределения задач, полномочий и ответственности на ЗАО СП "Стеклолюкс"……………………………………………………………………….25
3 Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на ЗАО СП "Стеклолюкс"...................................................................................................28
Заключение ...………………………………………………………………….........31
Список литературы ………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.22 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Институт  экономики и управления

Кафедра экономики и управления производством 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Основы менеджмента»

На тему: «Исследование системы делегирования полномочий в организации»

( на  примере ЗАО СП ««Стеклолюкс»») 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил: студент группы С1201

Ярименко Г.К 
 
 
 

Проверила: Мироненко В.Н 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток  2009

      Содержание

Введение  …………………………………………………………………………….3

1 Исследование системы делегирования полномочий в организации………4

    1.1 Понятие и цели системы делегирования …………………….……....….….4

    1.2 Преимущества системы делегирования полномочий………………………....7

     1.3 Децентрализация и централизация управления……………………………9

   1.4 Основные принципы делегирования полномочий………………….…….13

     1.5 Причины низкой эффективности делегирования и факторы его повышения………………………………………………………………………….19

2 Анализ системы делегирования ……………………………………………...23

   2.1 Рассмотрение системы делегирования полномочий на примере ЗАО СП «Стеклолюкс» ……………………………………………...………………...........23

  2.2 Анализ  распределения задач, полномочий  и ответственности  на ЗАО  СП "Стеклолюкс"……………………………………………………………………….25

3 Предложения по  совершенствованию  делегирования полномочий  на ЗАО СП "Стеклолюкс"...................................................................................................28

Заключение ...………………………………………………………………….........31

Список  литературы …………………………………………………………...........32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование  менеджмента.

     Для того чтобы организация могла  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством  вертикального разделения труда. Поэтому  управление является важнейшей деятельностью для организации.

     По  мере разрастания организации людям  сложнее ориентироваться, от кого они  должны непосредственно принимать  указания. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна.

     Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения  людей в организации. При помощи делегирования менеджеры подбирают  людей для работы и принимают  решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник - подчиненный».

     Целью данной работы является исследование системы делегирования полномочий в организации.

     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать определение понятию «делегирование» и выявить его основные цели;

2) узнать преимущества системы делегирования полномочий;

3) понять, что же является децентрализацией и централизацией управления;

4) охарактеризовать  основные принципы системы делегирования;

5) проанализировать систему делегирования на примере ЗАО СП «Стеклолюкс». 
 

    1. Исследование  системы делегирования  полномочий в организации

                                                 

    1. Понятие и цели системы делегирования
 

     Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя. С точки зрения организации бизнеса это ориентация на то, как максимально эффективно достигать реализации поставленных целей, используя человеческие ресурсы

     Целями  делегирования являются:

     1) разгрузить вышестоящих руководителей;

     2) освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

     3) повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

     4) активизировать «человеческий фактор»;

     5) увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

     Делегирование представляет собой средство, при  помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены  для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности  руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться  выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование  представляет собой акт, который  превращает человека в руководителя.

     Процесс делегирования полномочий состоит  из следующих этапов:

     I этап - поручение работникам индивидуальных  конкретных заданий. 

     II этап - предоставление соответствующих  полномочий и ресурсов подчиненным. 

     III этап - формулирование обязательств  подчиненных выполнить порученные  им задания. 

     Делегирование полномочий имеет ряд положительных  моментов:

     1) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.

     2) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.

     3) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.

     Делегирование полномочий - это тот случай, когда  убивают несколько зайцев.

     Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых  и неправильно применяемых концепций  управления. Не понимая полностью  необходимости делегирования или  того, что требуется для роста  его эффективности, многие блестящие  предприниматели терпели неудачу  именно в то время, когда их организации  становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как  эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с  этим концепции ответственности  и организационных полномочий.

     Делегирование базируется на ответственности и полномочиях.

     Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

     Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

     Полномочия  не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность  действовать или возможность  влиять на ситуацию. 
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

     Различают 2 вида полномочий:

  1. линейные полномочия;
  2. штабные полномочия.

     Линейные  полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к  подчиненному и далее другому подчиненному.

     Линейные  полномочия выражают существующую в  организации систему властных отношений  между руководством и подчиненными. 
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

     Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также  штабному персоналу. 

    1.  Преимущества  системы делегирования полномочий
 

     Система делегирования полномочий формирует  организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения  заданий на широкую дорогу в поисках  надежных попутчиков.  

Таблица 1.1- Преимущества системы делегирования полномочий

Узкие организационные рамки руководителя Широкие организационные рамки руководителя
   
1. Выдача заданий в пределах  обязанностей работников  

 

1  

 

Выдача заданий  в расширенных пределах обязанностей  

 

2. Повседневная передача поручений   

 

2.  

 

Разовая передача поручений 
3. Принятие мелких управленческих  решений на ходу  

 

3.  

 

Право работников на свободу маневра  

 

4. Передача дополнительных разъяснений  

 

4.  

 

Отладка постоянной «обратной связи» с работниками  

 

5. Дополнение уже принятых решений  новыми  

 

5.  

 

Право работников решать на месте.
6. Торможение тех решений, которые  перестали исполняться  

 

6.  

 

Самоувязка  управленческих решений в новые  звенья  

 

7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика  

 

7.  

 

Принятие на себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя  

 

8. Организационная среда наполнена  некачественными решениями и  перегружена управленческими циклами    8. Организационная  среда наполняется теми решениями,  которые работают на самореализацию  управленческих циклов  

 

9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление  творческих возможностей   9. Руководитель  «разбрасывает зерна-которые расширяют  поле его творческих возможностей  
10. Личностный ресурс руководителя  «затаптывается"  

 

10. Личностный  ресурс руководителя возрастает   

 

Информация о работе Исследование системы делегирования полномочий в организации