Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:30, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы делегирования полномочий в организации.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «делегирование» и выявить его основные цели;
2) узнать преимущества системы делегирования полномочий;
3) понять, что же является децентрализацией и централизацией управления;
4) охарактеризовать основные принципы системы делегирования;
5) проанализировать систему делегирования на примере ЗАО СП «Стеклолюкс».
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Исследование системы делегирования полномочий в организации………4
1.1 Понятие и цели системы делегирования …………………….……....….….4
1.2 Преимущества системы делегирования полномочий………………………....7
1.3 Децентрализация и централизация управления……………………………9
1.4 Основные принципы делегирования полномочий………………….…….13
1.5 Причины низкой эффективности делегирования и факторы его повышения………………………………………………………………………….19
2 Анализ системы делегирования ……………………………………………...23
2.1 Рассмотрение системы делегирования полномочий на примере ЗАО СП «Стеклолюкс» ……………………………………………...………………...........23
2.2 Анализ распределения задач, полномочий и ответственности на ЗАО СП "Стеклолюкс"……………………………………………………………………….25
3 Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на ЗАО СП "Стеклолюкс"...................................................................................................28
Заключение ...………………………………………………………………….........31
Список литературы ………
ЗАО
СП "Стеклолюкс" начало свою деятельность
в 1998 г. Организационно-правовой формой
предприятия является закрытое акционерное
общество – акции которого распределяются
только среди его учредителей
или иного заранее
Основное производство состоит из двух цехов: цеха тротуарной плитки и цеха стеклопакетов. Цех тротуарной плитки является убыточным, зачастую простаивает без работы, так как единственным поставщиком цемента для данного вида производства является ОАО "Забудова", и поставки осуществляются с перебоями. Два формовщика данного цеха в настоящий момент работают в цехе стеклопакетов.
В настоящий момент "Стеклолюкс" производит простые (одинарные) стеклопакеты стандартных размеров, по эскизам заказчиков, налажено производство двойных стеклопакетов с использованием сухого льда, продукция может быть изготовлена как из полированного, так и из матового (тонированного) стекла; предприятие также продает стеклобой. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1
Как
можно видеть из рисунка для данной
схемы управления типична рациональность,
ответственность и иерархичность.
Следовательно, для «Стеклолюкса»
характерен бюрократический тип
организации управления. Линейный вид
организационной структуры
Предприятие производит продукцию для белорусских заказчиков. Рынком сбыта "Стеклолюкса" является круг фирм разного масштаба, занятых в производстве окон и их производных с использованием стеклопакетов. Заказчиками предприятия являются в основном юридические лица. Самые крупные клиенты – ОАО "Забудова" (только в апреле 2006 г. было поставлено 1000 м2 стеклопакетов), УП "Белвуд". Заказы редко составляют менее 100 м2 стеклопакетов.
Основными конкурентами СП "Стеклолюкс" ЗАО в Республике Беларусь являются: филиал российской фирмы Биал-Групп, СП "ВэскоБел" ООО, СООО "Унитра", Стеклострой ООО, СООО "Унитра", фирмы "Изобуд", "Орбита", предприятия свободных экономических зон "Брест", "Гродноинвест".
Продукция фирмы является конкурентоспособной, контроль качества, упаковка и транспортировка находятся на высоком уровне. Качество и цены удовлетворяют заказчиков. Предприятие работает с полной загрузкой, часто возникает необходимость работы по выходным дням (субботам) – за наличную оплату. Перечислим основные конкурентные преимущества:
ЗАО СП "Стеклолюкс" действует
в лице директора на основании
Устава. Предприятие распоряжается
капиталом учредителей на
Проанализируем распределение задач, полномочий и ответственности на ЗАО СП "Стеклолюкс" на основании типовых должностных инструкций каждого административного работника данного предприятия [4].
Директор
управляет предприятием, отдает приказы
и распоряжения, ведет переговоры
с заказчиками, принимает решение
об изменении штатного расписания,
является представителем интересов
фирмы перед другими
Технический директор управляет производством, работой цехов, в его ведении находятся отгрузка и поставка продукции, закупка сырья и материалов.
Заместитель
директора по экономике и финансам
анализирует финансово-
Начальник транспортного цеха ответственен за отгрузку и перевозку продукции, распоряжение транспортом предприятия. Ему подчиняются 2 водителя.
Начальник производственного цеха управляет основным производством. Он определяет производственную необходимость закупок материалов и сырья, управляет рабочим персоналом через мастера-контролера и бригадиров. Является лицом, ответственным за отгрузку продукции.
Главный бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии, выписывает товарно-транспортные накладные, определяет необходимость закупки товарно-материальных ценностей для административного персонала. Бухгалтер в подчинение главного бухгалтера также работает профоргом по совместительству.
Юрист-консульт осуществляет представительство интересов предприятия в суде, составляет иски, отзывы на иски, договора, по совместительству ведет кадровое делопроизводство.
В результате анализа распределения полномочий было обнаружено частичное делегирование полномочий директора подчиненным менеджерам. Однако данные функции лежат в сфере их профессиональных обязанностей. как показывает практика, директор "Стеклолюкса" постоянно перегружен текущей работой (работа с приказами, распоряжениями, решением проблем с высокой кадровой текучкой, общением с заказчиками, проблемами кредитования предприятия).
На
основании проведенного анализа
распределения прав и обязанностей
на ЗАО СП "Стеклолюкс" можно
выработать некоторые рекомендации
по делегированию полномочий директора
младшему звену менеджеров, направленные
на повышение эффективности
Во-первых, это часто повторяющаяся работа – та, что делается изо дня в день. Такие задачи легко описать, легко показать другому, и, когда полномочия будут переданы подчиненным, директор будет весьма существенно разгружен.
Стоит также делегировать работу, в которой директор является экспертом – именно в его "обязанностях" лежит постоянное "выбивание" кредитов в банках для процесса воспроизводства. данная область работы мешает ему развиваться как менеджеру и, следовательно, ограничивает рост его карьеры и благосостояния. Тому, в чем директор является экспертом, можно легко научить других (проблемами кредитования может заняться заместитель директора по экономике и финансам). При этом накопленный опыт директора позволит объективно оценивать успехи работника, которому было делегировано данное полномочие.
Делегируя работу директора по обсуждению проектов заказчиков, их требований и дополнительных условий начальнику производственного цеха, по решению проблем с прогулами и пьянством работников – бригадирам, можно развивать этих менеджеров, разнообразить их рутинные обязанности; мотивационный эффект от данного приема скажется на укреплении командного духа.
На
самом деле достижение конечного
результата работы предприятия стратегически
«закладывается» уже в
Приведем
пример. На данный момент на предприятии
руководством было сформулировано несколько
основных проблем, среди которых
после оценки рисков выделились четыре
основные:
Для решения данных проблем может быть подготовлена матрица активности подразделений в решении этих проблем. Наибольшая активность подразделений проявляется в поисках стратегии развития предприятия и выработке прогнозов, а наименьшая – в разработке стимулов рабочих и служащих. Больше всего в решении всех этих проблем задействованы директор, заместитель директора, технический директор, главный бухгалтер, в меньшей степени – инспектор по кадрам. Далее распределяется ответственность между отделами (отдельными менеджерами за решение этих проблем (в процентах). В этой процедуре участвуют руководители и работники, оценивая работу друг друга.
Многие менеджеры осознают, что делегировать полномочия выгодно, но откладывают эту процедуру со дня на день, с недели на неделю, с месяца на месяц, с года на год. Всегда находятся поводы, почему ее надо провести позже. То менеджер занят очень важным делом, которое еще рано кому-либо передавать, то сотрудники недостаточно подготовлены, чтобы доверить им работу.
Эффект от применения метода делегирования полномочий огромен и предполагает создание определенных организационных заделов для его грамотной реализации.
Конечно, делегирование имеет и свои минусы, одним из которых является то, что "менеджер может потерять из поля зрения процесс реализации поставленных задач". Поэтому менеджер должен добиться того, чтобы преимущества делегирования перевешивали его минусы.
На
практике этот метод чаще сводится
к упрощению до предела: сотруднику
просто сваливается задание. Если справится,
значит, сможет. Но это вовсе не означает,
что сумеет. Так закрепляется искаженное
понимание метода делегирования
с ориентацией на конечный результат.
Тонкая организационно-
Информация о работе Исследование системы делегирования полномочий в организации