Исследование управления материальными ресурсами частной медицинской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности управления материальным обеспечением учреждений здравоохранения.

Задачи

Изучить организацию процесса материально-технического оснащения лечебно-профилактического учреждения.
Выделить особенности формирования, планирования и использования финансовых ресурсов здравоохранения.
Рассмотреть управление финансовыми ресурсами бюджетных учреждений здравоохранения и частных медицинских организаций.
Дать общую характеристику ООО «Панацея».
Проанализировать управление материальными ресурсами частной медицинской организации на примере ООО «Панацея».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…………..3

Глава 1. Материальное обеспечение здравоохранения………………………………………….5

Организация процесса материально-технического оснащения лечебно-профилактического учреждения…………………………………………………………………..5
Особенности формирования, планирования и использования финансовых ресурсов здравоохранения………………………………………………………………………..8
Управление финансовыми ресурсами бюджетных учреждений здравоохранения и частных медицинских организаций……………………………………….13
Глава 2. Исследование управления материальными ресурсами частной медицинской организации………………………………………………………………………………………..18

2.1. Общая характеристика ООО «Панацея»……………………….……………….18

Анализ управления финансовыми ресурсами ООО «Панацея»……………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..….27

Список литературы………………………………………………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.76 Кб (Скачать документ)

     Главная медицинская сестра готовит списки изделий, подлежащих метрологической  проверке. Часть изделий может  быть проверена в условиях лечебно-профилактического  учреждения, часть подлежит  проверке на специальном оборудовании в условиях специализированной организации.

       Близко к вопросам организации  технического обслуживания стоят  вопросы охраны труда и техники  безопасности. С сотрудниками следует  проводить инструктаж по охране  труда (первичные, повторные, внеочередные) с показом безопасных приемов  работы и регистрацией проведенных  инструкций в журналах.

     К материально-технической базе лечебно-профилактического  учреждения относят также организацию  бельевого режима.

     При организации бельевого режима большое  значение имеет наличие или отсутствие в структуре лечебно-профилактического  учреждения своей прачечной. При  отсутствии таковой на стирку белья  заключается муниципальный контракт. При выборе прачечной главная  медицинская сестра обращает особое внимание на качество стирки.

     Таким образом, к материальным ресурсам здравоохранения  относят запасы, средства и предметы труда. К управлению материальными  ресурсами ЛПУ относят планирование, эффективное использование, организацию  процесса контроля использования материальных ресурсов учреждений здравоохранения.

     Структура деятельности руководителя сестринского звена в рамках материально-технического оснащения представляет собой сложную  систему. В сферу её компетенции  входят такие вопросы, как организация  закупок, учета и сохранности, метрологического контроля, охраны труда и противопожарной  безопасности.

     Поэтому организатор сестринского дела должен знать: содержание приказов, инструкций, положений и форм документации, необходимых  для эффективного материального  оснащения лечебного учреждения, а также  уметь организовывать, анализировать и контролировать работу по материальному оснащению  лечебного учреждения.  

    1. Особенности формирования, планирования и использования  финансовых ресурсов здравоохранения

     Система управления финансами, сложившаяся  сегодня в сфере здравоохранения  в нашей стране, возникла в результате перехода от планово-централизованной экономики с преимущественно  директивно-административными методами управления финансами к рыночной экономике [37, c. 122].

     Развитие  рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических  процессов в здравоохранении. Наблюдается  коммерциализация дела охраны здоровья населения. Хотя государство, согласно Конституции, является гарантом обеспечения  права граждан на охрану здоровья, однако, в настоящих условиях экономической  нестабильности проблема получения  качественной медицинской помощи все  в большей степени становится частной проблемой граждан.

     Государство не только реально не обеспечивает полностью всю систему здравоохранения, но и отказывается от стопроцентного финансирования той ее части, которая  продолжает входить в государственный  сектор. Отсюда и неизбежный перевод  здравоохранения на коммерческие рельсы [41, c. 53].

     Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных  медицинских услуг. Прямая оплата предполагает непосредственный расчет пациентов  с производителем услуг, как это  имеет место в частной медицине.

       Наконец, воздействие рынка сказывается  на появлении многообразных форм собственности, а, следовательно, и  видов хозяйствования в здравоохранении: от частных клиник до акционерных  форм. Множество разнообразных производителей медицинских услуг образуют конкурентную среду, без которой рынок не может  существовать.

       Рыночный  механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического  равновесия между спросом и предложением. Рынок действует как саморегулирующаяся система. Здравоохранение, как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения. Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством – борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

       Для того чтобы погоня за прибылью, за выгодными  видами медицинских услуг не сказалась  пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный  хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование  страховых взносов и перевод  отдельных видов медицинской  помощи на платную основу [37, c. 99].

     В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно  описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей  нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

    • платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
    • государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
    • система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования [24, c. 42].

     Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно  на платной основе, за счет самого потребителя  медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских  услугах является рынок медицинских  услуг. Ту часть потребностей, которая  не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем  разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким  образом, масштабы государственного сектора малы. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.

     Вторая  модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются  государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом  из госбюджета, за счет налогов с  предприятий и населения. Население  страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким  образом, государство является главным  покупателем и поставщиком медицинской  помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности  в услугах здравоохранения. Рынку  здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска  и т.д.). Эта модель с 1930-х годов  до недавнего времени была свойственна  России, другим республикам бывшего  СССР, странам Восточной Европы. Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.

     Третью  модель определяют как социально-страховую  или систему регулируемого страхования  здоровья. Данная модель здравоохранения  опирается на принципы смешанной  экономики, сочетая в себе рынок  медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования  и социальных гарантий, доступности  медицинской помощи для всех слоев  населения. Она характеризуется  в первую очередь наличием обязательного  медицинского страхования всего  или почти всего населения  страны при определенном участии  государства в финансировании страховых  фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно  необходимых потребностей всех или  большинства граждан в медицинской  помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских  услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли  страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и  устойчивость финансовой базы социально-страховой  медицины и механизма социальной защиты ее работников.

     Управление  финансами здравоохранения осуществляется на федеральном уровне Президентом  РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Министерством здравоохранения  РФ, Федеральным фондом обязательного  медицинского страхования, на уровне субъектов  федерации — органами здравоохранения  исполнительной власти этих территорий, региональными фондами ОМС, на муниципальном  уровне — органами здравоохранения  местного самоуправления.

       Нормативно-правовое обеспечение финансовой политики состоит  из Конституции РФ, Гражданского кодекса  РФ, Бюджетного кодекса РФ, налогового кодекса РФ, Закона о медицинском  страховании граждан в РФ, основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан, указов президента РФ, постановлений  Правительства РФ, законов субъектов  РФ и местных органов власти, отраслевых приказов и распоряжений, норм и  нормативов, инструкций, методических указаний и прочих нормативных актов  всех уровней власти [17, c. 43].

     Таким образом, в России в настоящее  время существует 3 финансовые модели здравоохранения [43, c. 128]:

     1.Государственное  здравоохранение (в виде формирований  федерального и регионального  фондов обязательного медицинского  страхования).

     2.Система  добровольного медицинского страхования.

     3.Оплата  населением платных медицинских  услуг.

     Характер  финансовой деятельности ЛПУ зависит  от его организационно-правового  статуса и формы собственности.

     Денежные  средства учреждений здравоохранения  складываются из поступлений от внешних  источников и собственных накоплений в виде денег на счетах в банках, ценных бумаг: акции, облигации, векселя, приобретенные на финансовых рынках, самостоятельно выпущенные ценные бумаги, средств, находящихся в обороте. К собственным ресурсам относятся  имущественные ценности, которые  могут быть проданы. Собственные  средства могут пополняться за счет коммерческой деятельности учреждения и в виде амортизационных отчислений – часть дохода организации, выделяемая на восстановление износа основных средств. Собственные средства являются залогом  устойчивости учреждения.

     Основными источниками финансовых ресурсов учреждения являются внешние поступления: безвозмездно выделяемые ассигнования для обеспечения  деятельности бюджетных ЛПУ из государственного и местных бюджетов. В форме  косвенного финансирования учреждения получают налоговые льготы, полное или частичное освобождение от платежей в бюджет, дотации при приобретении товаров по ценам ниже рыночных, снижение таможенных пошлин [23, c. 93].

     Косвенное бюджетное финансирование может  распространяться и на частные медицинские  организации в виде льгот –  налоговых, при сдаче в аренду объектов государственной собственности, выделения земельных участков.

     Лечебные  учреждения получают денежные средства из ФОМС, согласно Закону о медицинском  страховании.

     Предприятия и предприниматели могут также  предоставлять финансовые ресурсы  медицинскому учреждению в форме  благотворительности, спонсорства, льготного  кредитования.

     Главным, наиболее весомым, источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

     Бюджетные средства — наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. Они  в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение  населением бесплатной медицинской  помощи. Эти гарантии зафиксированы  в ст. 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно».

      Общественные  организации, такие как, добровольные объединения, ассоциации, общественные фонды, религиозные организации, партии, благотворительные организации, финансируют  медицинские учреждения чаще всего  безвозмездно для целевого использования.

        Немаловажным субъектом финансирования  медицинских организаций является  население, непосредственно оплачивающее  медицинские услуги, либо делая  благотворительные взносы напрямую  или опосредованно, через заключение  договора о добровольном медицинском  страховании.

      Еще один источник финансирования ЛПУ —  кредиты и ссуды, предоставляемые  банками на определенный срок под  проценты. В последнее время получило распространение кредитование в  форме лизинга — долгосрочной аренды машин, оборудования с возможностью последующего их выкупа [7, c. 65].

     Платные услуги являются источником дополнительных средств для укрепления материально-технической  базы учреждения, они учитываются  в составе его бюджета и  могут распределяться на выполнение уставных задач учреждения, а также  стимулирование деятельности персонала.

Информация о работе Исследование управления материальными ресурсами частной медицинской организации