Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое изучение истоков деловых конфликтов и их роль в процессе менеджмента. Задача данной работы заключается в том чтобы подробно рассмотреть понятие конфликта, причины и последствия конфликтной ситуации, и различными способами изучить как можно преодолеть конфликты в деловой среде. Данная работа является весьма актуальной, т.к развитие конфликта может привести к необратимым изменениям в кадром составе предприятия, и как следствие, к полному развалу предприятия. Принятие разумных решений способно не только нормализовать рабочую обстановку, но и повысить эффективность работы предприятия в целом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............................3
1.ПРИРОДА КОНФЛИКТА…………………………………….…………………………………..5
1.1 Понятие конфликта......................................………………………………….............................5
1.2 Типы конфликтов………………………………………………………..……………………....6
1.3 Причины конфликтов……………………………………...…………………...........................9
1.4 Последствия конфликтов………………………………………………………………………12
2.УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ…………………………………………….15
2.1 Поведение управляющего в конфликтной ситуации………………………………………...15
2.2 Структурные способы разрешения конфликта………………………………………………16
2.3 Межличностные способы разрешения конфликтов………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….22
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….......................23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Международный институт рынка

Факультет Экономики и Менеджмента

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  менеджменту

На  тему:

«Истоки деловых конфликтов и их роль в  процессе менеджмента» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила студентка: гр Э-31

                                                                                                                                Репенчук О.В

                                                                                                Проверила:  к.э.н Горбунова О.А 
 
 

САМАРА 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...............................3

1.ПРИРОДА  КОНФЛИКТА…………………………………….…………………………………..5

1.1 Понятие  конфликта......................................………………………………….............................5

1.2 Типы конфликтов………………………………………………………..……………………....6

1.3 Причины  конфликтов……………………………………...…………………...........................9

1.4 Последствия конфликтов………………………………………………………………………12

2.УПРАВЛЕНИЕ  КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ…………………………………………….15

2.1 Поведение управляющего в конфликтной ситуации………………………………………...15

2.2 Структурные способы разрешения конфликта………………………………………………16

2.3 Межличностные способы разрешения конфликтов………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….22

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….......................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Общество как целостное образование  характеризуется сложной системой отношений-   экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др.

      В основе этих отношений лежат  потребности и интересы людей.  Если возникают помехи на пути  реализации этих потребностей  и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, приватные открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами.

       Особое место в ряду кризисных  ситуаций занимают конфликты в организациях. Организация- это не только производственно- технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства,  принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация- это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями

      В обществе функционируют различные  типы организаций: предприятия,  учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации.

       Организации структурно состоят  из целого ряда подразделений:  цехов, смен, отдельных служб,  бригад и др. Эти объединения  выступают как первичные группы, т.е являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми. Организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организации и сплоченности, колличнственному составу. Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов. Здесь в среде непосредственного общения закладываются первоначальные представления людей, формируются мнения, закрепляются привычки, проявляются склонности, утверждается общественная репутация работников. Таким образом, лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и какую роль, положительную или отрицательную, сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы.

       Целью работы является теоретическое  изучение истоков деловых конфликтов и их роль в процессе менеджмента. Задача данной работы заключается в том чтобы подробно рассмотреть понятие конфликта, причины и последствия конфликтной ситуации, и различными способами изучить как можно преодолеть конфликты в деловой среде.       Данная работа является весьма актуальной, т.к развитие конфликта может привести к необратимым изменениям в кадром составе предприятия, и как следствие, к полному развалу предприятия. Принятие разумных решений способно не только нормализовать рабочую обстановку, но и повысить эффективность работы предприятия в целом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИРОДА КОНФЛИКТА

1.1 Понятие конфликта

            Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

           Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

           Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта  есть стороны конфликта; предмет  конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликтеров.

  Сторонами конфликта считают субъекты социального  взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые  явно (неявно) поддерживают конфликтеров.

       Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущуюся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта .

  Отражение предмета конфликта в сознании субъектов  конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального  взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

     Позиции сторон-конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

      Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некие конфликты не лишь возможны, но даже могут быть и желательны.  Во многих ситуациях конфликт помогает выявить обилие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку дискуссия разных точек зрения на эти документы проходит до их фактического выполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести увеличению эффективности организации. Либо он может быть дисфункциональным и приводить к понижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, как эффективно им управляют.

1.2 Типы конфликтов

     Существуют  четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью  и группой и межгрупповой конфликт.

     Внутриличностный  конфликт. Возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

     Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

        Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

          Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Примером  такого конфликта могут быть выборы в РФ. Негативная особенность предварительных выборов — постоянные скандалы, которыми они сопровождаются, подчеркивает эксперт Центра политических технологий. Ряд кандидатов включаются в списки в обход процедур по отбору, а борьба за места становится отражением конкуренции между влиятельными группами в регионах. Во многих случаях статусные депутаты вынуждены менять регионы из-за противоречий с местным начальством или из-за проблем с центральным руководством партии. [9]

Также можно рассмотреть законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ». Работа над новым вариантом законопроекта оказалась не из легких. Минпромторг пошел навстречу сетевым ритейлерам, и те начали воспринимать предложенный вариант как приемлемый и компромиссный, однако на стадии согласования документа выявились «непримиримые противоречия» трех профильных ведомств — Минпромторга, Минсельхоза и ФАС России.

Во-первых, Министерство сельского хозяйства  России, неоднократно высказывавшееся  о несправедливо высоких торговых наценках на продукты, предложило вернуть  в новую редакцию законопроекта  предусмотренную в прежнем варианте возможность регулировать цены на социально значимые продукты в экстремальных ситуациях. Министерством промышленности и торговли эта просьба была категорически отвергнута.

Информация о работе Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе менеджмента