История и природа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Начну с того, что в античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции.

Содержание

* ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
o 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
o 2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
o 3. Этапы и школы в истории менеджмента
o 4. Развитие управления в России
* ПРИРОДА МЕНЕДЖМЕНТА
o 1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
o 2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
o 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
o 4. Элементы процесса управления. Функции управления
o 5. Кадры управления и их роли
o 6. Необходимые навыки и качества менеджера
* Менеджмент в России
* Заключение
* Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Содержание менджмента.docx

— 60.66 Кб (Скачать документ)

       Идеи  совершенствования государственного управления высказывали в своих  трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицын, А.Н. Радищев и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

       Заметный  вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

       При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни.

       В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность  использовать различные системы  выборов, ликвидировать сословную  иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства  в Западном крае и др., однако они  не были осуществлены.

       В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

       В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной  агрессии против России командный метод  управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду  были исторически оправданы.

       После окончания гражданской войны  новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия  на экономику и расширение рыночных отношений.

       В период перехода к крупному машинному  производству (индустриализации) и  коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное  управление вновь стало преобладать.

       Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая  формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась  организационно-административными  методами управления в ущерб экономическим  и социально-психологическим.

       Если  в период Великой Отечественной  войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

       Управление  продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

       В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы  экономического роста в 80-е гг. в  среднем снизились по сравнению  с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению  с довоенными годами и двумя послевоенными  пятилетками – в три раза.

       В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить  новую общественную реформу, названную  перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная  система управления экономикой, что  приводило к диспропорции между  промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного  производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение  денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и  способствовало ее развалу.

       Негативную  роль здесь сыграли идеи программы  «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий  для рыночного регулирования  экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

       В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором  предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых  форм управления на всех уровнях.

       С января 1992 г. правительство перешло  от плана к рыночному регулированию  на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

       Правовой  основой для свободы предпринимательства  явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая  многообразие форм собственности, государственную  поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

       Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов  государства.

       Свобода экономической деятельности открывает  новые возможности для совершенствования  менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. 

       ПРИРОДА МЕНЕДЖМЕНТА

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления 

       Менеджмент  – это управление людьми, работающими  в одной организации, имеющей  общую конечную цель. Но менеджмент—не  просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

       Основными составляющими успеха являются:

       1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

       2) результативность;

       3) эффективность.

       С этих позиций менеджмент предстает  как сложная система данных науки  управления, опыта лучших управляющих  мира и искусства управления.

       Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и  стилей управления организацией, производством  и персоналом в целях повышения  ее эффективности и роста прибыли. 

2. Управление как особый вид деятельности, его специфика

       Управление  представляет собой специфический  вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда  вместе с кооперацией и разделением  труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для  достижения общего результата требуются  усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового  процесса. Управление устанавливает  согласованность между индивидуальными  работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации  в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и  единство действий всех участников совместного  процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

       Дать  полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».

       Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

       Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

       Вернер  Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других.

       Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

       Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и  реализация решений во всех областях деятельности организации, направ-ленных на достижение запланированных целей.

       Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это  воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

       Управление  как особая разновидность труда  отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает  непосредственного участия в  создании благ, а находится как  бы рядом с этим процессом, руководит  им.

       Специфику управления составляют:

       1) предмет труда, которым является труд других людей;

       2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

       3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

       4) продукт труда, которым является управленческое решение;

       5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива. 

3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

       Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели. Она представляет собой планируемую  систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые  необходимо выполнять.

       Эти обязанности распределяются между  участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

       Организациями являются частные и государственные  фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

       Любая организация представляет собой  открытую систему, встроенную во внешнюю  среду, с которой организация  находится в состоянии постоянного  обмена. На входе она получает ресурсы  из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации  состоит из трех основных процессов:

       1) получение ресурсов из внешней среды;

       2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

       3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

       При этом ключевую роль выполняет процесс  управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также  мобилизует ресурсы организации  на осуществление этих процессов.

       В современной организации основными  являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и  ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции  подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения. 
 

Информация о работе История и природа менеджмента