История и природа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Начну с того, что в античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции.

Содержание

* ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
o 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
o 2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
o 3. Этапы и школы в истории менеджмента
o 4. Развитие управления в России
* ПРИРОДА МЕНЕДЖМЕНТА
o 1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
o 2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
o 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
o 4. Элементы процесса управления. Функции управления
o 5. Кадры управления и их роли
o 6. Необходимые навыки и качества менеджера
* Менеджмент в России
* Заключение
* Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Содержание менджмента.docx

— 60.66 Кб (Скачать документ)

4. Элементы процесса управления. Функции управления

       Управление  – это единый процесс, который  представлен разными управленческими  работниками или органами. Целью  их взаимодействия является выработка  единого управляющего воздействия  на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические  исполнители). Центральное место  в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности  за результаты работы коллектива.

       Менеджер  – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции  управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для  руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

       Итак, процесс управления включает следующие  элементы: управляющую систему (субъект  управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие  в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и  обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах  управляющего воздействия от объекта  управления к его субъекту.

       Управление  как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

       Прямое  управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации  и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции  управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

       В реальной экономической жизни функции  процесса управления проявляются в  функциях органов управления, а последние  в функциях их работников. Поэтому  функции управления выступают как  целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

       Поскольку менеджмент – это специфический  вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в  содержании работы менеджеров. Ими  являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность. 

5. Кадры управления и их роли

       Управленческая  деятельность может быть описана  в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).

       Информационные  роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении  политики и основных целей организации.

       Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как  внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде.

       Роли  по принятию решений выражаются в  том, что менеджер определяет стратегию  развития организации, решает вопросы  распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки. 

       6. Необходимые навыки и качества менеджера  

       Менеджер  должен обладать разнообразными управленческими  навыками и способностями. Обычно они  объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный  менеджер должен обладать всеми тремя  видами навыков, но степень их необходимости  зависит от положения менеджера  на служебной лестнице. Менеджеры  высшего звена в первую очередь  должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена –  техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры  любого уровня.

       Перечислив  необходимые менеджеру навыки, отметим  качества эффективного руководителя. Поскольку управление – это наука, профессия, поэтому, чтобы ею овладеть, надо пройти специальное обучение. Но, кроме того, управление – это  искусство. Оно требует организаторских  способностей, своеобразного таланта  руководителя. Управляющий прежде всего должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, иметь деловую хватку. Должен уметь строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, трудолюбием, добротой. Назовем и определенные физические характеристики: внушительная внешность, активность, энергия, здоровье. 
 

       Менеджмент  в России

       Существует  множество принципов управления, я думаю, что не стоит перечислять  их все, хотелось бы коснуться только еще одного аспекта управленческой деятельности. В принципах управления Анри Файоля отражены не только экономические принципы управления, но и психологические принципы воздействия на персонал и взаимодействия с ним. В этом аспекте мне показались наиболее интересными 6 основных заповедей Харви МакКея, определяющих требования к самому управленцу, при наличии которых он может продуктивно управлять фирмой.

       1. Бизнесмен должен всегда быть  в форме.

       2. Деловая жизнь не терпит остановки.

       3. Знание не становится силой,  если его не применять.

       4. Верь в себя, и Успех придет  к тебе.

       5. Не верьте тому, кто скажет, что  мелочи для менеджера ничего  не значат. Мелочи - это все.

       6. Вы будете безразличны людям  до тех пор, пока не проявите  заботу о них.

       Эти требования весьма актуальны в Российском менеджменте.

       Дело  в том, что в условиях полного  государственного контроля над производством  не возникало необходимости считаться  с человеческим фактором в том  мере, в которой приходится делать это сейчас при наличии у работника  альтернативы государственным предприятиям - частного сектора экономики.

       Многие  люди создали свой бизнес на волне  разгосударствления экономики и  сейчас, после спада ажиотажа вокруг этого процесса оказались перед  выбором: либо создавать свою систему  управления персоналом и производством, либо принимать то, что известно и применяется во всем мире. 
Необходимо создавать высшие и среднеспециальные учебные заведения для обучения руководителей как среднего, так и самого высокого уровней работе в новых для них условиях. Причем, нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве.

       История менеджмента в России после 1917 года насчитывает около пяти лет. Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского  менеджмента. За пять лет существования  менеджмента в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные  заведения, имеющие своей целью  разработку программ обучения персонала  работе в условия немонопольной  экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести  разумное управление предприятиями  и обеспечивающие оптимальные условия  производства.

       Наиболее  ярко можно рассмотреть это на конкретном примере.

       Нефтяная  инвестиционная компания "НИКойл" 2,5 года на российском фондовом рынке, член Профессиональной ассоциации участников фондового рынка, один из лидеров и основных маркет-мейкеров акций нефтяных предприятий, управляющая компания наиболее перспективного, по оценкам журнала "Коммерсантъ" в 1194 году Чекового инвестиционного фонда "ЛУкойл 
Фонд". Является ядром инвестиционной группы крупнейшей Нефтяной компании России - "ЛУКойл".

       Как же удалось этой компании, начинавшей свою деятельность в равных условиях со многими другими, большинство  из которых сейчас либо не существует, либо находится на грани финансового  краха, стать тем, чем она стала  на нашем развивающемся фондовом рынке. Для этого нужно рассмотреть  историю развития и создания этой компании.

       1 этап. Создание компании.

       Акционерное общество закрытого типа "Нефтяная инвестиционная компания 
"НИКойл" было зарегистрировано 10 февраля 1993 года. С самого начало своей деятельности руководство Компании решило не поддаваться общему настроению, царившему на начинавшем создаваться фондовом рынке и не строить свою деятельность на торговле ваучерами и обмане простых граждан, которые внезапно стали собственниками непонятной ценной бумаги.

       Ядром компании на этапе ее создания стала  мощная аналитическая группа во главе  с профессорами высших московских учебных  заведений, которая использовала свой опыт в области аналитики и  прогноза для оценки потенциала различных  отраслей промышленности при приватизации и перспектив вложений в них. Была выбрана нефтяная отрасль промышленности, как объект долгосрочных инвестиций. Для оптимизации работы с приватизационными  чеками и денежными средствами населения  был создан в соотвествии с Указом Президента РФ №1186 Чековый инвестиционный фонд "ЛУКойл Фонд", основной инвестиционный стратегию которого было избрано, в соответствии с Уставом, вложение в акции приватизируемых предприятий системы "Нефтяная компания 
"ЛУКойл". Для этой цели специалистами компании был проведен маркетиновый анализ и сегментирование рынка ваучеров, принадлежащим работникам нефтяной отрасли, а специалистами юридической службы совместно с отделом работы с населением и маркетиноговой службой была создана имиджевая стратегия Фонда и Компании: Фонд ЛУкойл - фонд отрасли, Компания - это острие группы ЛУКойл для инвестиций в его предприятия. Изначально была дана установка на то, что никто не может обещать быстрых дивидендов, работа Компании - работа на долгосрочную перспективу.

       2 этап. Чековая приватизация, аукционы.

       Грамотная стратегия управляющего персонала, честное общение с населением, а также продуманная инвестиционная политика привели к тому, что к  моменту продажи акций предприятий  Фонд имел возможность стать крупнейшим негосударственными держателем акций  ЛУКойла, а его акционеры - опосредованными владельцами одних их наиболее перспективных негосударственных ценных бумаг.

       3 этап. Развитие вторичного рынка. Первый опыт внебиржевой торговли.

       Пришло  время расширять Компанию, набирать новых специалистов в области  инвестиций (для успешного управления созданным портфелем Фонда), специалистов по работе на западном рынке, опытных  трейдеров для обеспечения маневренности портфеля и быстрого исполнения инвестиционной стратегии. Весь персонал сосредоточен в Компании, она не ограничивается только управлением портфелем Фонда, целью существования Компании на данном этапе стало не только участие в развитии внебиржевого рынка ценных бумаг приватизированных предприятий, но и собственно его создание. Компания хотела стать маркет-мейкером в выбранной ей области. И она им стала. Грамотное сочетание аналитической службы с опытными трейдерами, прошедшими школу на Московских биржах и имеющими большой опыт практической работы и теоретическую подготовку дало ожидаемый эффект - Компания стала ориентиром для многих в области работы с ценными бумагами. Руководство 
Компании постоянно следит за теоретическим уровнем подготовки сотрудников, за психологической обстановкой на фирме. Это помогает ему в управлении персоналом.

Информация о работе История и природа менеджмента