История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.
Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитие у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
История - это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. История развития менеджмента…………………………………………..6
2. Основные школы управления……………………………………………10
2.1 школа научного управления…………………………………………….10
2.2 Школа классического управления………………………………………15
2.3 Школа человеческих отношений………………………………………..19
3. Научные подходы к управлению…….…………………………………..22
4. Тенденции развития международного менеджмента в 21 веке………..28
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

история развития и этапы формирования менеджмента.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в  прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.

     Знание  истории управления играет большую  роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитие у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

История - это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного  масштаба.

     В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в 19 веке. Возникновение фабрики, как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, что бы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

     Развитие  управления определялась развитием производства и экономики в целом. Первые работы научного характера возникли в США на рубеже 19-20 вв. причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.

     В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.

     Все это свидетельствовало о необходимости  управления, точнее, его развитие и  совершенствования. Очень показательно, что первые идеи научного подхода  к управлению, сознательного и  упорядоченного его анализа возникли в области именно управления, а не научной деятельности.

     Это обстоятельство имеет большое значение в понимании исторических тенденций  развития менеджмента: практика будит  мысль - мысль рождает науку - развитие науки требует изучение истории - значение прошлого воплощается в проекты будущего.

     Цель  курсовой работы рассмотреть основные этапы формирования и развития менеджмента.

     При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того, или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это нескончаемый поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

     Актуальность  выбранной темы очевидна, так как  именно исторические аспекты играют огромную роль в становлении современного менеджмента.

     Сегодня исторические процессы менеджмента  чаще всего структурируются по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. Научные школы рождаются вслед за практическими потребностями и реальными проблемами развития практики управления и не всегда отражают исторические тенденции развития самого управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История развития менеджмента
 
 

     Менеджмент  в той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

  1. Политической - необходимость устанавливания и поддержания порядка в группах;
  2. Экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
  3. Оборонительной - защита от врагов диких животных.

     Даже  в самых древних обществах требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э. - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

     Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

     Рассматривая  развитие менеджмента, выделяют несколько исторических этапов.

     Первый - древний период. Наиболее длительным был этот период развития управления - начиная с девятого - седьмого тысячелетия до нашей эры и примерно до восемнадцатого века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество по крупицам накапливало опыт управления.

     Первые, самые простые, зачаточные формы  упорядочения и организации совместного  труда существовали на стадии первобытного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

     Примерно  в 9 - 7 тысячелетии до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присвающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.д.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономики и стал точкой отчета в зарождении менеджмента, веткой накопления

людьми  определенных знаний в области управления. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники - писцы и пр.).

     Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Так же он дает понимание управления, как особой сферы человеческой деятельности. Сократ говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

     Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию  форм государственного управления.

     Александр Македонский (356-323 гг. до н. э) развил теорию и практику управления войсками.

     Приведенные примеры не охватывают всех событий  и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представления о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.

     Второй  период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежат А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государства и государя.

     Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных  направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшение условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

     Первый переворот в теории и практики управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

     Третий период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

     В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в 19 в. Возникновение  фабрики, как первичного типа производства и необходимость обеспечения работы больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, что бы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

     Четвертый период - информационный (1960г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера.

     Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации. Исследования управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не принимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

     В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации; систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия.  
 
 
 
 
 
 

2. Основные школы управления

2.1 Школа научного управления (1885-1920г.) 
 

     Основателями  этой школы считаются У. Тейлор, J1. Гильберт и Г. Гант. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) также по праву считается основателем современного менеджмента. Он был практиком: сначала рабочим, а затем менеджером, а после главным инженером в сталелитейной компании. Широкая известность пришла к Тейлору в 1912г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903г. в его работе «управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений, способ расчисления и рационализации труда.

     В основе тейлоризма лежи 4 научных принципы (правила управления):

  1. Создание научного фундамента, заменяющее старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
  2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
  3. сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
  4. равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

   Первой  фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и  определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял устанавливаемые нормы.

   В качестве примера эффективного использования на практике принципов «научного управления» можно привести следующую ситуацию. Работники компании «Бетлехем Стил» (США) ежедневно вручную отгружали уголь различных сортов. Тейлор, определивший, что в зависимости от переносимого материала нагрузка одной лопаты колебалась от 4 до 30 фунтов, с помощью экспериментов мог установить, что оптимальная нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствующие сорту отгружаемого уровня. Число грузчиков на сортировочной станции впоследствии было уменьшено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. дол. в год; среднее число тонн угля, перегружаемого одним рабочим в день, возросло с 16 до 59; средняя заработная плата работников увеличилась в 1,5 раза.

Информация о работе История развития менеджмента