История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.
Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитие у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
История - это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. История развития менеджмента…………………………………………..6
2. Основные школы управления……………………………………………10
2.1 школа научного управления…………………………………………….10
2.2 Школа классического управления………………………………………15
2.3 Школа человеческих отношений………………………………………..19
3. Научные подходы к управлению…….…………………………………..22
4. Тенденции развития международного менеджмента в 21 веке………..28
Заключение………………………………………………………………….........33
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

история развития и этапы формирования менеджмента.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

   Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Это четыре первичные функции управления, объединенные связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) есть самостоятельная деятельность.

   1)Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели предприятия (организация) и что нужно сделать, чтобы достичь этих целей. По сути своей, эта функция отвечает на следующие основные вопросы: где мы находимся, куда мы хотим двигаться и как мы собираемся сделать это? Планирование — один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов предприятия к достижению его общих целей.

   2)Функция организации: организовать, значит создать некую структуру для достижения целей предприятия. Сюда входят распределения работ между работниками, делегирование заданий и полномочий. При помощи функции организации достигается организованность, дисциплина и ответственность в трудовом коллективе предприятия.

   3) Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленный план и самое совершенное структура предприятия не имеют не какого смысла, если работники не выполняют фактическую работу или выполняют её не качественно, безынициативно. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностей. Для этого необходимо создать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников выполнении работ. Создание на предприятиях условий для внутреннего побуждения к действию служит функция мотивации.

   4) Контроль — это процесс обеспечения того, что предприятие действительно достигает своих целей. Существуют 3 аспекта управленческого контроля: установление стандартов, измерение того, что было фактически достигнуто за соответствующий период, сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами.

   Четыре  функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация - обмен информацией для принятия решения. Поэтому принятие решений и коммуникация относятся к связующим процессам управления.

   Количественный  подход. Все количественные методы сгруппированы под общим названием - исследование операций.

   По  своей сути, исследование операций - это применение методов научных  исследований в операционных проблемах. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает  модель ситуации. Модель — это форма  представления реальности.

     После создания модели переменным задаются количественные значения это позволяет  объективно сравнить и списать каждую переменную и отношения между  ними. Ключевой характеристикой науки  управления является замена словесных  рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.  
 

    1. Тенденции развития международного менеджмента  в 21 веке
 
 
 

     В интересах обеспечения требований международного менеджмента совместными усилиями мирового сообщества были приняты политики интеграции стран в мирохозяйственные связи и глобализации экономики. Цель таких политик — создать условия для высоких темпов роста хозяйствующих субъектов различных стран и предупреждения угроз внешней среды их безопасности и устойчивости развития в XXI веке. Предполагается, что цель может быть достигнута за счёт использования сильных сторон и ликвидации слабых из них совместными усилиями стран экономически интегрированной группировки.

     Путь  достижения цели, сложившийся в мировом  сообществе включает:

- развитие производительных сил;

- международное разделение труда:

- интернационализацию производства и капитала;

- экономическую  интеграцию с учетом прямых  и обратных связей между вышеперечисленными  факторами.

      Реализация  такого пути происходит в несколько этапов:

      - формирование зон свободной торговли, в которой: отменяются таможенные тарифы между странами участницами; упраздняются взаимные торговые барьеры между ними; но при этом сохраняется полная свобода действий в экономических связях с третьими странами. В связи с чем сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение импортных товаров;

      - образование таможенного союза,  что позволяет странам – участницам  ввести единые тарифы в торговле, обеспечить передвижение рабочей  силы и капиталов, учредить единую систему внешних торговых барьеров общих таможенных пошлин для третьих стран. Таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются аналогичным внешним службам;

      - формирование единого или общего  рынка, который обеспечивает странам – участницам свободное перемещение через национальные границы товаров и факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии и информацию. Это начало реальной экономической интеграции, то есть возникновения экономического союза блока стран;

            - полная интеграция, в результате которой возникает  экономический и валютный союз  блока стран с единой экономической  политикой, общей валютой и  органами наднационального регулирования.

      Показателями  эффективности интеграции на современном этапе являются:

      - масштабы международной торговли;

      - охват других сфер, направлений  и видов деятельности;

      - степень и устойчивость взаимодействия  национальных экономик;

      - глубина интеграционных связей.

     Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, источником которого стали США, вызвал к жизни инициативы со стороны РФ по путям его преодоления, в том числе совместными усилиями стран «большой двадцатки» G20. Они нашли понимание и поддержку в мире, что проявилось в повестках дня и итогах трёх саммитов G20, проведенных в 2008 - 2009 годах. Несмотря на принятые документы, выражающие общее мнение, существуют и различия в национальных интересах отдельных стран внутри группы G20 и вне её.

     Каждая  страна пошла своим путём в  процессе разработки антикризисных программ. Их можно представить в виде трёх видов экономического стимулирования:

  • государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры (ремонт и строительство дорог, жилья, обустройство школ и т.п.). Предполагается, что госзаказ обеспечит производителям спрос на их продукцию, а населению — рабочие места. Это и подтолкнёт экономику к выходу из кризиса;
  • стимулирование потребительского спроса за счёт субсидий, налоговых льгот, снижения базовой процентной ставки. Это повлечёт снижение процентных ставок по кредитам и банковским депозитам. В этой ситуации можно ожидать, что население больше будет тратить на потребление и меньше сберегать. В результате в экономику будет больше возвращаться денег в виде прибыли, зарплат и т.п. Это может подтолкнуть экономику к росту;
  • «неотложная помощь» финансовым институтам и некоторым другим избранным корпорациям, отличающимся большими размерами и управленческой запущенностью. Это и привело их первыми к банкротству.

     Особое  место занимают меры отдельных государств по приведению их макроэкономических параметров в соответствие с требованиями международных кредиторов, например таких как МВФ.

     На  современном этапе внимание мировой  общественности сосредоточено также  на поиске решения проблем, связанных  с изменениями климата на планете. В соответствии с уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития. При этом они несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

     Таким образом, наметился скачок в развитии всех сфер деятельности мирового сообщества: военно-политической, нормативно-правовой, социально-экономической и экологической. Учитывая способность кризисов «перетекать» из одной страны в другую и из одной сферы их деятельности в другую, необходимо в комплексе рассматривать поле проблемных ситуаций, возникающих на макроуровне и микроуровне. При этом необходимо учитывать, что развитие научно-технического прогресса кроме запланированных благ приводит к постепенной деградации природной среды. В своей эксплуатации природных ресурсов, потреблении энергии, порождении загрязнения и отходов, промышленный сектор экономики находится среди важнейших причин ухудшения качества окружающей среды. Как только экологические последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдёт блокирование дальнейшего существования экологической системы.

     Поэтому с наметившимся переходом стран  в XXI веке на модель государственно регулируемой социально ответственной инновационной  экономики, наделением группы G20 функциями контроля и регулирования угроз мирового кризиса важнейшей целью промышленной политики становится создание сильного, новаторского и конкурентоспособного индустриального сектора - гаранта безопасности и устойчивости развития планеты, её регионов, их хозяйствующих субъектов.

     Интересы  мирового сообщества состоят в том, чтобы долгосрочные экономические, экологические и социальные блага не приносились в жертву ради краткосрочных финансовых прибылей отдельных заинтересованных физических и юридических лиц. Обеспечить такое сочетание позволяет экологический менеджмент, базирующийся на экономически эффективном управлении экологической составляющей подсистем любого предприятия. Главный принцип формирования промышленной и адекватной ей экологической политики предприятия состоит в следующем.

     1. Необходимы выявление и активизация имеющихся, но не используемых на каждом действующем предприятии технологических, технических, организационных возможностей и средств решения приоритетных экологических проблем.

     2. Для придания устойчивости роста доходов и антикризисного развития предприятию в новых условиях долгосрочного периода XXI века (динамика) целесообразно в процессе создания новых предприятий, при реинжиниринге действующих и их последующей интеграции руководствоваться приоритетом научно- исследовательских работ, образовательных и воспитательных мероприятий.

     Внимание  первых должно акцентироваться на дальнейшем развитии науки, техники и высоких  технологий производства экологически чистой продукции. Напомним, что по определению высокими являются наукоёмкие, экологически чистые, ресурсосберегающие технологии диверсифицированного производства готовой продукции, базирующиеся на глубокой и безотходной переработке сырья.

     Внимание  вторых следует сосредоточить на своевременном внедрении мировых достижений в сфере высоких технологий в систему непрерывного образования, в том числе и экологического. Акцентировать внимание следует на современных высоких интеллектуальных и информационных технологиях, предназначенных для эффективного комплексирования материальных и нематериальных ресурсов организаций с целью обеспечения их устойчивого (антикризисного) развития в новых условиях XXI века. Это главное условие антикризисного управления жизнедеятельностью организаций на основе инноваций. 

 

Заключение 
 

     Подготовка современных менеджеров - профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. 

     История развития менеджмента охватывает длительный период. Выделяют четыре этапа развития менеджмента: древний, индустриальный, систематизации, информационный.

     На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Информация о работе История развития менеджмента