Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:32, реферат
Целью данной работы является изучение менеджмента как современной науки и возможностей усовершенствования его в современном мире.
Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
2. Формирование и описание основных научных школ
и направлений менеджмента 16
2.1. Основные школы управленческой мысли 17
2.2. Основные подходы в управлении 20
3. Основные модели менеджмента. Сравнительный
анализ японского и американского менеджмента 31
4. Развитие менеджмента в РФ на современном этапе 35
Заключение 41
Список литературы 43
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российская экономическая
История и философия науки
Реферат на тему:
«История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)»
Москва 2009
Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
2. Формирование и описание основных научных школ
и направлений менеджмента 16
2.1. Основные школы управленческой мысли 17
2.2. Основные
подходы в управлении
3. Основные модели менеджмента. Сравнительный
анализ
японского и американского
4. Развитие менеджмента в РФ на современном этапе 35
Заключение 41
Список литературы 43
Введение
В современном мире невозможно проанализировать никакую ситуацию без учета опыта прошлого – это относится ко всем наукам.
Менеджмент или наука об управлении также неразделим со своей историей – необходимо четко понимать и учитывать опыт прошлых поколений для последующего развития и адаптации новых методик.
Актуальность данной работы состоит в том, что на современном этапе развития общества, экономики, и всех остальных отраслей жизнедеятельности человека – невозможно развивать данные направления без применения современных методик управления процессами, людьми, технологиями. Однако, также невозможно использование методик, созданных веками назад – несмотря на то, что опыт прошлого неотъемлемая часть для любого общества, не представляется возможным сейчас использование методик в их первоначальном виде, поскольку они уже устарели. Необходима разработка принципиально новой школы управления ресурсами – именно поэтому вопрос развития менеджмента как науки и как профессии, сегодня стоит довольно остро.
В своем историческом развитии наука об управлении прошла множество этапов развития, от самых низших до наиболее распространенных и действенных, которые существуют сегодня.
Менеджмент, как особая наука, развивался в разных странах по-разному – в каждой стране складывались свои исторические предпосылки для формирования тех или иных, отличительных методик управления. Поэтому при изучении истории менеджмента, и отражении исторического опыта в современном мире нельзя опираться лишь на базовые знания – необходимо учитывать особенности развития отдельных стран, основных родоначальников данного направления.
Рассматривая отечественный опыт, следует учитывать множество персональных характеристик. Россия изначально была особенной страной с огромной территорией, и как показывает опыт – применение тех или иных методов и теорий в чистом виде для нашей страны всегда заканчивалось провалом. При рассмотрении теории менеджмента, его методов и особенностей в контексте РФ необходимо включать ряд переменных, которые свойственны лишь нам, и адаптировать каждую методику индивидуально для нашей страны.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что как и стони лет назад, менеджмент сегодня играет огромную роль в развитии любого общества, и несомненно нуждается в постоянной модернизации.
Предметом
данной работы является изучение истории
развития менеджмента как науки
об управлении, рассмотрение основных
принципов и методик
Целью данной работы является изучение менеджмента как современной науки и возможностей усовершенствования его в современном мире.
Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; совокупного работника как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как таковой.
Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Всё это и определяет "плоть" и "душу" моделей управления, которые на момент их формирования представляют, как правило, вершину эволюции управленческой мысли. Притом сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности - и тогда, реализуясь на практике, она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Искусство, ответственность и предназначение руководителя в том и состоит, чтобы правильно учесть, проинтегрировать все важнейшие факторы и тенденции и принять на вооружение наиболее эффективную модель.
С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени. Управление как практическая деятельность зародилось сразу же как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением [9]
Систему управления можно рассматривать и как производную (результат), и как форму проявления общественных отношений. Если общественные отношения носят примитивный характер (например, в доисторический, древний период), то и управление выражается в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию, прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.
В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. По мнению А.И.Кравченко, на этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях. Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвы на ритуальные жертвы в виде даров - денег, драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного, домашнего, ремесленного труда. Постепенно церковь, которая по существу была неотделима от государства, стала контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. При строительстве, например, сооружений Древнего Египта во всем блеске было проявлено управленческое искусство и умение планировать и организовывать долгосрочные работы, мобилизовывать и использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло известное обособление (качественное превращение, скачок) управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления [8].
Вторая управленческая революция носит светско-административный характер и связывается с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.). При нем был создан знаменитый кодекс Хаммурапи, содержавший 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему управления обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами населения, опираясь не на личный произвол и размытые племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи ввел новый лидерский стиль, который в отличие от предыдущих правителей наглядно демонстрировал его стремление быть заботливым "отцом" и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную атмосферу и мотивацию поведения.
Третья управленческая революция носит поизводственно-строительный характер и связывается с именем царя Навуходоноссора II (605 - 562гг. до н.э.), который был автором проектов Вавилонской башни и висячих садов, системы производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. По мнению А.И.Кравченко, третью революцию в менеджменте характеризует применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции. В Древнем Риме она дала систему территориального управления Диоклетиана (243-316гг. н.э.) и административную иерархию Римской католической церкви, которая и сейчас считается наиболее совершенной формальной организацией западного мира [5]
Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVII-XIX веков и по существу стала её результатом. Переход от мануфактуры (ручного производства) к фабричному (крупному машинному) производству ознаменовал резкое разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций, что не могло не вызвать появления армии работников, чьей единственной функцией стало "сведение" воедино деятельности людей, занятых на определенном участке, с целью произвести продукт при наименьших затратах. Собственник (владелец) орудий производства по мере укрупнения фабрики перестает непосредственно участвовать не только в производственном процессе (для этого он нанимает рабочих), но и в процессе управления производством товаров и воспроизводством капитала, перекладывая и препоручая эту функцию наемным управляющим. Контрольная функция при этом остается за собственником. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление постепенно стало превращаться в специфическую отрасль знаний и умений, которые необходимо накапливать, приумножать и передавать нуждающимся в них работникам.
Пятая управленческая революция называется менеджерской и по временному интервалу ложится почти целиком на двадцатое столетие. Сущность качественного изменения состоит в том, что менеджеры, заняв ключевые позиции в управлении производством, принципиальным образом потеснили собственников предприятий и акционеров и в выполнении контрольных функций (последнего оплота владельцев). На историческую обреченность класса капиталистов, не смотря на разные исходные позиции, указывали еще Гегель, Маркс, Вебер. Рост бюрократии, или администрации в государственном и частном секторе в ХХ веке стал объективным отражением неспособности класса капиталистов управлять сверхсложными технологическими, экономическими и социальными процессами. Постоянно и объективно укрупняясь, собственность теряет преимущественно индивидуально-частный характер и превращается в акционерную, коллективную собственность без акцентированного владельца. В своей книге "Менеджерская революция", вышедшей в 1941г., Джеймс Бернхэм пришел к выводу о том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих, и именно последние, лишенные функций владения, могут осуществлять экономическое и политическое руководство в интересах всего общества. Идею о переходе контроля над производством к управленческому персоналу и превращении последнего в непобедимую силу еще в середине ХХ века поддерживали и развивали в своих работах П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Гэлбрейт, П.Друкер [20]
Чтобы
лучше понять эволюцию управленческой
мысли и её внутренние пружины, следует
различать государственное
Информация о работе История развития теории и практики менеджмента