История развития теории и практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:32, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение менеджмента как современной науки и возможностей усовершенствования его в современном мире.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
2. Формирование и описание основных научных школ
и направлений менеджмента 16
2.1. Основные школы управленческой мысли 17
2.2. Основные подходы в управлении 20
3. Основные модели менеджмента. Сравнительный
анализ японского и американского менеджмента 31
4. Развитие менеджмента в РФ на современном этапе 35
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

фил реферат.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

  1. Формирование и описание основных научных школ и направлений менеджмента

 

Информация  о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим  тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке.

Первый значительный интерес к  управлению относится к 1911 году, когда Фредерик Тейлор (Frederick Winslow Taylor) опубликовал свою книгу «Принцип научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.

Понятия о систематизированном управлении организацией стали формироваться  в середине XIX века. Основной силой, сформировавшей интерес к научному управлению, была промышленная революция. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как инженерные науки, психология, социология, математика и др. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления узнавали всё больше о факторах, влияющих на успех организации. Руководители организаций, предприниматели, ученые стали глубже осознавать влияние сил внешних по отношению к организации. Специальные исследования позволили разработать новые подходы в управлении. Подходами в данном случае можно назвать группы методов управления, объединенных общей идеей, гипотезой [12].

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Подход  с позиций выделения различных  школ рассматривает управление с  четырёх разных точек зрения. Это  школы:

- научного управления;

- административного управления;

- человеческих отношений и науки о поведении;

- науки управления или количественных методов.

Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.

В системном  подходе организация рассматривается  как система взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение определенных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.

Дополняя  друг друга, эти подходы и формируют  современные науку и практику управления. Вместе с тем следует  учитывать, что не существует никаких  универсально применяемых приемов  или принципов, которые бы гарантировали  эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

 

 

2.1. Основные школы  управленческой мысли

 

В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.

Рассматривает вопросы совершенствования  организации в целом, в отличие  от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

Разделение  труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.

Полномочия  и ответственность — каждому  работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность  за выполняемые работы.

Дисциплина  — рабочие должны подчиняться  условиям соглашения между ними и  руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.

Единоначалие  — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним  непосредственным начальником.

Единство  действий — все действия, имеющие  одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

Подчиненность интересов — интересы организации  имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.

Вознаграждение  персонала — получение работниками  справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально  ответственности.

Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок — рабочее место для каждого  работника и каждый работник на своем  рабочем месте.

Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность  персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации  и долгосрочную работу так, как высокая  текучесть кадров снижает эффективность организации.

Инициатива  — поощрение работников к выработке  независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых  работ.

Корпоративный дух — гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила) [19; 2; 10]

Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего  способа разделения организации  на подразделения или рабочие  группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

 

Школа человеческих отношений

 

Это научное направление в теории управления возникло после того, как  было обнаружено, что четко разработанные  рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению  производительности труда, как считали  представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих результатах, был  сделан вывод о том, что если руководство  проявляет большую заботу о своих  работниках, то и уровень удовлетворенности  должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1940) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).

 

Школа поведенческих наук

 

Внимание, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.

 

Школа науки управления, или количественный подход

 

Основой этой школы является междисциплинарный  подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".

После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.

Исследование операций зародилось в начале второй мировой войны  для решения задач эффективного использования военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для  решения аналогичных задач в промышленности и бизнесе. Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения.

Развитие  методов исследования операций тесно  связано с развитием системного подхода, экономико-математических методов количественных решений в управлении [4; 9; 10]

 

    1. Основные подходы в управлении

 

Процессный  подход

 

При процессном подходе управление рассматривается  как процесс — серия взаимосвязанных  непрерывных действий. Эти действия называют управленческими функциями.

Каждая управленческая функция  тоже представляет процесс, потому что  также состоит из серии взаимосвязанных  действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Существует несколько взглядов на состав функций управления, наиболее признанными считаются следующие функции — ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

Где мы находимся в настоящее  время? Руководители должны оценивать  сильные и слабые стороны организации  в таких важных вопросах как: финансы, производство, сбыт, научные исследования и разработки, трудовые и другие ресурсы. Все это осуществляется для определения реальных возможностей организации. С другой стороны необходимо изучить состояние в данный момент и сделать прогноз возможных состояний внешней среды организации.

Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, заказчики, законы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет цели организации.

Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решать как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей.

Таким образом, планирование — это  один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление  усилий всех членов организации к  достижению её общих целей. (Следует отметить, что это определение планирования дано с точки зрения функций управления. Есть другие более общие определения планирования). Планирование в организации не представляет собой одноразового события. Во-первых, решив задачу данного этапа, которой соответствовал данный план, организация переходит к следующему этапу и планирование продолжается. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут развиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы должны пересматриваться, чтобы они согласовывались с реальностью [6; 13]

Информация о работе История развития теории и практики менеджмента