Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:36, курсовая работа
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий их понятия и значение.
Задачи работы:
Рассказать о принципах оптимального управления, основанного на разумном сочетании централизации и децентрализации, показать преимущества и недостатки централизации и децентрализации управления;
Показать, какие препятствия бывают при делегировании полномочий и на чем они основы, а также какой эффект достигается при применении данного метода в управлении;
Разработать рекомендации для эффективного делегирования полномочий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ……………..….5
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации управления ………...5
Сочетание принципов централизации и децентрализации……………………………...8
Глава 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ..…………….12
2.1. Понятие и сущность делегирования полномочий …………………………….………...12
2.2. Полномочия и их виды………………………………………………………………….…14
2.3. Ответственность в контексте делегирования…………………………………………….17
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ……………19
3.1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов, принцип функциональной дефиниции и скалярный принцип……………………………………………………………..19
3.2. Принцип уровня полномочий, принцип единоначалия, принцип безусловной ответственности и принцип соответствия полномочий и ответственности………………..21
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………….24
4.1. Эффективное управление в организации………………………………………………..24
4.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий……………26
4.3. Рекомендации для эффективного делегирования полномочий………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..….…36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ……………..….5
Глава 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ..…………….12
2.1. Понятие и сущность делегирования полномочий …………………………….………...12
2.2. Полномочия и их виды………………………………………………………………….
2.3. Ответственность в контексте делегирования……………………………………………
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ……………19
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………….24
4.1. Эффективное управление
в организации……………………………………………
4.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий……………26
4.3. Рекомендации для эффективного делегирования полномочий………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Успешная деятельность организации во многом зависит от грамотно организованного управления. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная и т.д.), ее размеров, сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), уровня в управленческой иерархии, функционального процесса внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих других факторов. Управленческой деятельностью в организации занимаются менеджеры, они решают множество задач, в частности, менеджеры разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточиться на самом главном. Выход очевиден – необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать делегирование – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Организация
управления каждой фирмы постоянно
совершенствуется путем применения
таких форм и методов, которые
бы обеспечивали наиболее высокие прибыли,
высокую конкурентоспособность
выпускаемой продукции и
Важнейшим
принципом управленческой деятельности
является принцип оптимального сочетания
централизации и
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы
является раскрытие методов
Задачи работы:
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации управления.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными.
Централизованная
форма управления предусматривает
осуществление руководства
Такая форма организации управления используется обычно небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок.
Централизованное управление небольшой по размерам компанией, выпускающей один вид продукции, организуется довольно просто. Высшее руководство фирмы обычно состоит из президента компании, который выступает одновременно и ее управляющим, и двух вице-президентов, один из которых ведает производством продукции и вопросами ее технологии, другой занимается сбытом продукции и всем, что с этим связано. [3- С.112]
Централизованное
управление крупной фирмой, выпускающей
один вид продукции, более сложно.
Президент здесь осуществляет только
общее руководство компанией, а
вице-президенты руководят определенными
секторами деятельности с помощью
соответствующих управляющих. Так,
например, вице-президенту, занимающемуся
финансовыми вопросами, подчиняются
казначей, ревизор и управляющий
по закупкам (снабжению). Вице-президенту
по производству подчиняются управляющий
научно-технической работой и
главный инженер предприятия. Вице-президент
по сбыту тоже имеет двух управляющих
– одного по сбыту и другого
по маркетингу. В обязанность последнего
входит изучение рынка, организация
рекламы, использование всех форм и
методов для продвижения
Тенденция к централизации управления преобладает, как правило, в условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском однородной продукции, поскольку условия производства создают для нее наиболее благоприятную почву и дают возможность реализовывать ее преимущества, заключающиеся в следующем:
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону:
Децентрализованные
организации – это такие
Сегодня
в условиях значительного усложнения
производственных и информационных
процессов, увеличения числа и степени
хозяйственной
Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями, как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами.
Децентрализация процесса управления позволяет:
Но и децентрализация
управления сопровождается рядом негативных
последствий, которые необходимо учитывать
в практической деятельности. Прежде
всего, вследствие обособленности процесса
принятия решений и концентрации
его на нижних этажах управленческой
структуры зачастую слабо учитываются
или вовсе игнорируются интересы
других подразделений и организации
в целом, в результате чего решения
часто носят тактический
Наиболее подробно
Таблица 1
Преимущества централизации |
1. Централизация улучшает |
2. Сильное централизованное |
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. |
Преимущества децентрализации |
1. Управлять особо крупными |
2. Децентрализация дает право
принимать решения тому |
3. Децентрализация стимулирует
инициативу и позволяет |
4. Децентрализация помогает |