Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:36, курсовая работа
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий их понятия и значение.
Задачи работы:
Рассказать о принципах оптимального управления, основанного на разумном сочетании централизации и децентрализации, показать преимущества и недостатки централизации и децентрализации управления;
Показать, какие препятствия бывают при делегировании полномочий и на чем они основы, а также какой эффект достигается при применении данного метода в управлении;
Разработать рекомендации для эффективного делегирования полномочий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ……………..….5
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации управления ………...5
Сочетание принципов централизации и децентрализации……………………………...8
Глава 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ..…………….12
2.1. Понятие и сущность делегирования полномочий …………………………….………...12
2.2. Полномочия и их виды………………………………………………………………….…14
2.3. Ответственность в контексте делегирования…………………………………………….17
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ……………19
3.1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов, принцип функциональной дефиниции и скалярный принцип……………………………………………………………..19
3.2. Принцип уровня полномочий, принцип единоначалия, принцип безусловной ответственности и принцип соответствия полномочий и ответственности………………..21
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………….24
4.1. Эффективное управление в организации………………………………………………..24
4.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий……………26
4.3. Рекомендации для эффективного делегирования полномочий………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..….…36
Очевидно, что реализация этого принципа может сталкиваться с большими трудностями. Прежде всего, в условиях единоличной ответственности руководителю нелегко решиться на передачу некоторых своих обязанностей, ведь, спросят, в конечном счете, именно с него. [19- С.117]
На практике
метод делегирования полномочий
зачастую наталкивается на определенные
организационно-
Рассмотрим
это в таблице под номером 6.
Таблица 6
Организационно-
Организационно-психологические барьеры |
Организационно-психологические преимущества |
1. Опасение, что на стадии контроля будет много переделок. («Слишком большие нагрузки. И так времени не хватает.») |
1. Стадия контроля станет |
2. Нежелание делиться с |
2. Приобретение хороших |
3. Боязнь, что многие события уйдут из-под личного контроля. («Я должен быть постоянно в курсе дела».) |
3. Появляется время для |
4. Боязнь наделить работников |
4. Возникает возможность |
5. Опасение, что работники подведут. («Доверил, а потом переживай всю неделю!») |
5. Становится нормой, что работники
начинают делать работу лучше,
чем если бы руководитель |
6. Боязнь поколебать свой |
6. Укрепляется должностной |
7. Ревность к успехам |
7. Появляется возможность |
8. Ощущение собственной |
8. Возникает ощущение |
9. Привычка лично решать все вопросы в небольшой фирме. («За все отвечаю я сам!») |
9. Происходит очищение от |
10. Ссылка на свою компетентность. («Мне проще и быстрее сделать эту работу самому.») |
10. Пересматривается отношение к собственной загрузке работой: лучше часть ее передать, если есть возможность. |
При делегировании
полномочий свои сотрудникам, руководителю
необходимо обратить внимание на их реакцию,
проанализировать каждую из причин и сделать
соответствующие выводы. В помощь руководителю
дадим психологические рекомендации,
позволяющие квалифицированно делегировать
полномочия в данной ситуации. [28- С.385]
Психологические рекомендации, позволяющие квалифицированно делегировать полномочия
Приемы уклонения сотрудников от поручения руководителя |
Способы действия руководителя в данной ситуации |
1. Стремятся обосновать, что задание является очень трудным и в указанные сроки его выполнить невозможно. |
1. Заменить сотрудника «А» |
2. Затягивают выполнение дела, с тем, чтобы переложить его на своих коллег. |
2. Прежде всего такую ситуацию
необходимо обсудить со всеми
сотрудниками подразделения |
3. Провоцируют руководителя на мелкие конфликтные ситуации, а затем обвиняют его в том, что он к ним придирчив, дает слишком трудные задания. |
3. Не вступать в мелкие ссоры,
задание такому сотруднику |
4. Стремятся доказать, что данный
вопрос не входит в их |
4. Стремиться давать поручения в соответствии с должностными обязанностями. |
5. Ссылаются на перегрузку, особенно на большое число общественных поручений. |
5. Сказать, что выполнение |
6. Ссылаются на плохое |
6. Предложить сотруднику взять больничный лист. |
Проанализировав препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий, мы сделать вывод:
4.3. Рекомендации для эффективного делегирования полномочий
Как уже было сказано выше, делегирование тесно связано с мотивацией, влиянием и лидерством. Но еще существуют факторы, которые увеличивают эффективность делегирования. Они представлены в таблице 8.
Таблица 8
Основные факторы повышения эффективности делегирования.
Факторы (условия) |
Содержание |
Оценка риска |
Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует загружать подчиненных, но не до предела и развивать свои навыки управлять процессом передачи полномочий. |
Дозирование передачи полномочий |
Расширение индивидуальных способностей требует времени, поэтому необходимо выбрать подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования могут вызвать стресс и привести к общей неудаче, но недостаточные требования расточительны. |
Общее понимание целей |
Квалификационная передача полномочий требует четкой структуризации целей и общего согласия с ними. Если цели не установлены, задача остается неясной, а оценка становится практически невозможной. |
Регулярное консультирование |
Передача полномочий представляет
собой форму управленческого
развития. Таким образом, становится
возможным использование |
Для повышения эффективности
Большая ответственность означает
больше работы и больше риска для
лица, принимающего ее. Многие не находят
привлекательными эти дополнительные
обязанности. Средний человек ожидает
какого-то вознаграждения. Но, к сожалению,
во многих организациях четко выраженное
желание расширить
Эти вознаграждения могут выступать почти в любой форме. Дополнительная оплата, повышение по службе, необычное звание, благодарность, особый статус и более комфортабельные условия работы — все это доказало свою эффективность. Необходимость применения вознаграждений обоснована тем, что подчиненный видит четкую связь между принятием дополнительной ответственности и удовлетворением личных потребностей. Так же важно для высшего руководства создать систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации. [7- С.523]
В итоге, для повышения эффективности делегирования полномочий выделим 20 правил успешного делегирования:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей. Все руководители выполняют эти функции и играют несколько других ролей, таких как обработчика информации, лидера, лица, принимающего решения.
Делегирование представляет собой передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них. Ответственность и обязательство выполнять задачи и отвечать перед начальником за их успешное завершение не могут быть делегированы.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Переданные лицам, имеющим право распоряжаться, они называются линейными полномочиями.
Полномочия ограничены планами, процедурами,
правилами и устными
Результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия – работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Управление и руководство - это те функции, которые никак не совместить со стремлением сделать все лично. Как добиться достижения поставленных целей? Как сократить сроки и уменьшить финансовые, материальные и трудовые затраты? На этом этапе и определяется талант руководителя, его умение побудить коллектив мыслить творчески, искать нестандартные пути решения возникающих проблем.